О почитании св. Луки в современном мире

По сообщениям РПЦ, люди, молившиеся на могиле епископа Луки, избавлялись от болезней. Эти случаи, а также рост популярности Крымского архиепископа подвигли руководство Русской Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых. Протоиерей Георгий Северин составил молитвы Святому Луке. В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя (ныне Свято-Троицкий женский монастырь). Также был канонизирован как местночтимый святой Красноярской епархией РПЦ.

В 2000 году Архиерейским Собором Русской православной церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских. Дни памяти — 29 января, 29 мая (по Юлианскому календарю). Почитается как святой другими поместными Церквями, в частности, Элладской православной церковью, главный сторонник его прославления в Греции — архимандрит Нектарий (Антонопулос), настоятель монастыря Сагмата.

14 июля 2008 года стал (посмертно) почётным гражданином Переславля-Залесского.

Академик РАМН А. Г. Чучалин является инициатором создания «Общества православных врачей России» имени профессора Войно-Ясенецкого.

Украинской православной церковью учрежден Орден святителя Луки Крымского.

Во многих городах России и Украины существуют храмы и часовни, освященные в честь святителя Луки, в том числе, и при медицинских университетах. Такие храмы есть при Красноярском, Читинском, Саратовском, Одесском медуниверситетах.

В России создан и работает проект «Поезд здоровья». Его автор — врач-космонавт, Герой Советского Союза, профессор медицины Олег Атьков, который родился в один день со святителем Лукой, 9 мая. Поезд носит имя святителя Луки и курсирует по Красноярскому краю и Хакасии, оказывая медицинскую помощь нуждающимся в отдаленных районах Сибири.

Особым почитанием пользуется святитель Лука в Греции. Архимандрита Нектария ( Антонопулоса) греки называют «секретарем епархии святого Луки».

По словам отца Нектария, когда для него перевели книгу об этом святом, он был так поражен, что изменилась вся его жизнь – он без остатка посвятил ее распространению знаний о владыке Луке и благотворительной программе «Мост любви» – помощи русским и украинским социально незащищенным детям. Отец Нектарий – единственный в мире исследователь, который сумел побывать практически во всех местах, где жил, работал или отбывал ссылку святитель Лука, то есть изучил всю географию жизненного подвига владыки-хирурга.

Можно сказать, что он буквально – шаг за шагом – прошел по стопам святителя Луки весь его жизненный путь и знает о нем очень и очень много. И эти знания он несет людям, организуя конференции, участвуя в создании фильмов, издавая книги о святителе Луке.

Результат деятельности отца Нектария – это всеобщее почитание греками нашего святого. В маленькой Греции ему посвящено более тридцати храмов. Храм в городе Верия поражает своими огромными размерами, архитектурой и внутренним убранством.

Ничего подобного нет ни в России, ни в Украине, ни в мире. Во многих храмах Греции каждую неделю совершается молебен святителю Луке. Дни его памяти отмечаются с особой торжественностью при стечении огромного количества верующих. Русскому святому посвящается множество мероприятий, лекций, конференций, радио- и телепередач, статей в газетах и журналах. Иконы святителя Луки, который являет пример подвига и верности Богу, можно встретить повсюду – в монастырях, храмах, домах, магазинах, автомобилях и даже в государственных учреждениях.

Каждый год в течение лета многие греческие приходы организуют паломнические поездки в Крым, а в день памяти святого, 11 июня, около 200-300 паломников прибывают спецрейсом из Греции в Симферополь, где сохранился дом владыки, где в кафедральном соборе в серебряной раке почивают его честные мощи.

Не все знают, что эта рака – дар христиан Греции – была изготовлена и доставлена самолетом в Крым в 2001 году – специально к торжествам по случаю 40-летия со дня преставления святителя Луки. По всей стране издаются и переиздаются книги о жизни и подвиге святителя Луки и его труды, переведенные на греческий язык, изданные в России и других странах.

Его автобиографическую книгу «Я полюбил страдания» на греческом языке можно увидеть во многих монастырях на Афоне. Большая заслуга в этом принадлежит именно отцу Нектарию, который все средства от продажи книг тратит на благотворительную программу «Мост любви».

Во время очередного приезда в Симферополь о.Нектарий рассказал об одном из чудес по молитвам святителя Луки. В Афинах тяжело заболел мальчик. Настолько тяжело, что врачи отказались делать операцию, а предложили обратиться в один из лучших медицинских центров Германии, оборудованный по последнему слову техники.

Так и сделали.

Сопровождал мальчика и отец Нектарий. И вот после многочасовой, сложнейшей операции выходят хирурги и заявляют:

– Непонятно, зачем Вы привезли ребёнка в наш центр, если у вас самих есть такой замечательный специалист!

– Какой специалист? – удивился отец Нектарий.

– Ну, тот, что подсказывал нам, давал ценные указания, руководил операцией. Профессионал высочайшего уровня! Можно сказать, что благодаря ему операция прошла блестяще.

– Странно, но никакого специалиста с нами не было, вы что-то путаете…

– Ну, как же, такой – в медицинском халате старого образца, сейчас уже таких нет, с седой бородой… да он вот только что перед нами из операционной вышел, как же вы его не заметили?..

Изумлённый отец Нектарий попросил показать ему журнал регистрации. Напротив фамилии мальчика стояли фамилии хирургов, делавших ему операцию и последней в ряду была запись, сделанная от руки по-русски: «Архиепископ Лука»

Дивны дела Твои, Господи! Поистине от детской, непосредственной веры греков происходит и повсеместное почитание святителя Луки в благословенной Элладе. И как же эта вера контрастирует с нашим изумительным равнодушием и холодностью, когда множество людей, живущих в Симферополе, и понятия не имеют о том, кто такой архиепископ Лука. Может этим отчасти объясняется такое обилие чудес, совершаемых Святителем в Греции и относительное «затишье» у нас, на его земной родине.

Обществу хирургов Греции присвоено имя святителя Луки.

Во время подготовки к сегодняшней встрече в интернете увидела очень хорошую статью, как нельзя лучше подходящую к нашей сегодняшней теме. Это статья известного греческого хирурга, Георгия Константиновича Папагеоргиу, профессора хирургии, заведующего второй хирургической клиникой Центральной государственной клинической больницы г. Афины «Евангелизмос».

«Наука и чудо в хирургической практике. Возможно ли их сосуществование? Опыт хирурга»

Все мы хорошо знаем, как преуспела медицина в последние годы. Причем, это явление наблюдается во многих ее областях. Теперь технологии обеспечили врачей такой аппаратурой, которая может в деталях показать работу каждого человеческого органа, поэтому врачи могут изучать малейшие нюансы каждого заболевания, понять его и назначить соответствующее лечение. С другой стороны, фармацевтика дала нам возможность получить новые препараты, дающие большой эффект в лечении как обычных болезней, так и считавшихся ранее неизлечимыми… В хирургии мы с помощью новых эндоскопов и других инструментов, а также при поддержке реанимационной службы дерзаем проводить такие операции, которые в прошлом считались просто невозможными. Результаты этого прогресса в медицине поистине ошеломляющие. Казалось бы, болезнь будет побеждена! Это лишь вопрос времени. Вот уже казалось, что знания и технологии теперь заменят веру и самого Бога. Но очень скоро оказалось, что дела обстоят не совсем так, как хотелось бы. Сама наука убедилась, что чем глубже проникаешь в детали понимания всевозможных явлений, тем более они становятся для нас необъяснимыми, а, в конце концов, абсолютно недосягаемыми для нашего понимания. Природа очень хорошо хранит свои тайны. Мы знаем, по крайней мере на современном уровне развития науки, что нельзя понять полностью принцип развития материи, а значит, невозможно и точно предположить развитие событий.

Медицина обладает чрезвычайно эффективными методами, особенно в некоторых своих областях. Но высокие технологии создают и тупики. Достаточно назвать проблему поддержания жизни больного в реанимациях, когда подключенные к искусственной системе питания люди с тяжелейшими расстройствами существуют в полной зависимости от механизмов. Постоянно растет количество неизлечимо больных людей, которых подвергают сверхсложному и очень дорогому лечению, которое лишь продлевают муки человека.

К сожалению, прогрессирующая медицина хотя и победила некоторые болезни, действительно опасные для человечества, но создала методы лечения других неизлечимых болезней, которые продлевают не жизнь, а предсмертную агонию. Наука не победила тление и смерть, как думали раньше, а лишь изменила условия наступления смерти, сделала ее более длительной и более невыносимой.

Современный врач, сталкиваясь с болезнью, несмотря на помощь высоких технологий, чувствует свою неуверенность. Он часто затрудняется понять и диагностировать тайны той болезни, которая проявляется очень нетипично или стерто. Затруднение у врача связано еще и со сложностью лечения, которое часто бывает не под силу больному или безрезультатным. Это относится в первую очередь к хирургии. Хирург ежедневно идет на испытание, когда делает операцию. В результате больной может умереть или получить серьезные осложнения, которые создадут большие проблемы в дальнейшей жизни человека. Результат операции предусмотреть нельзя, ибо у каждого больного своя реакция, он по-разному отвечает на вмешательство. Биологические параметры людей столь различны, сложны и так непредсказуемы, что мы никогда ни в чем не можем быть уверены. Хирург чувствует свое несовершенство, свою слабость перед величием жизни и смерти, перед бездной тайн человеческого организма. Чтобы обеспечить благоприятный исход операции, врач обращается за помощью к Тому, Кто выше его. В этом случае он обратится к Тому, с Кем у него существует личный контакт, основанный на Любви. Я имею в виду связь с Богом, к Которому столь многие из нас прибегали в трудные минуты жизни. Это обращение выражалось в молитве к Богу, Который ведает наше несовершенство и наши ограниченные возможности. И обращение к Богу основывалось на уверенности, что сила Божия может повлиять на ход событий.

Вмешательство Божией силы в ход развития событий тогда, когда мы просим Его с верой, это и есть чудо! Чудо – это не обязательно эффектное упразднение естественных законов природы, чудо – это не что-то кричащее, в чем никто не может усомниться. Господь сам создал законы природы и их уважает. Его вмешательство в ход событий, если можно так сказать, весьма спокойное. Богу не нужны эффекты, Он не заставляет никого верить в Него. Он просто желает утешить и укрепить тех, кто хочет увидеть то, что стоит за привычными фактами. И чудесное вмешательство Бога обычно происходит так, что Он оставляет тем, кто Его отвергает, возможность признать исцеление болезни делом случая, из ряда вон выходящим явлением или считать его необъяснимым фактом, что, собственно, чаще всего и происходит. Но есть и те, кто хочет и может распознать присутствие Бога во время серьёзной операции или во время необъяснимого исцеления от тяжёлой неизлечимой болезни, или в результате восстановления после повреждения, которое казалось безнадежным. Любовь Божия может проявиться и явным образом, который отрицает все законы природы.

Так мы видели исчезновение опухолей, возобновление работы больных органов, когда медицина оказывалась бессильной. Господь обычно предпочитает спокойный путь через те возможности, которые дает непознанная природа, понять всё мироздание мы не в состоянии, а потому и не можем что-то точно предполагать. И чем более неясна и непредсказуема ситуация, тем более явным становится вмешательство Бога и Его присутствие.

Действительно, если бы природа открыла все свои тайны и если бы знание наше давало бы точные прогнозы (что с научной точки зрения невозможно), то у нас не было бы свободы надеяться, бороться до конца, верить в невозможное и иногда просить невозможного.

Первое и главное качество, которое уважает Господь в человеке, – это его свобода. Поэтому Христос отказался от искушения сделать из камня хлебы и накормить народ. Потому и совершаемые Им чудеса Он творил только по необходимости и обычно говорил облагодетельствованным им людям, чтобы они ничего не рассказывали об этом. И сейчас в современной жизни Он вмешивается так, чтобы те, кто хочет видеть и имеет открытые глаза, могли увидеть Его деяния, а те, кто не хочет, имеют возможность отвергнуть Его. Жизнь и спасение человека должны быть не только результатом любви Господа, но в равной мере и свободного выбора человека, иначе теряется смысл.

При таком определении чуда можно сказать, что хирургия как наука и чудо как явление могут сосуществовать вместе.

Мы, врачи, ежедневно выдерживаем неравную битву с болезнью и смертью. Мы много раз видели проявление благодати Божией в нашей жизни и в наших деяниях, но, с другой стороны, мы много раз эту благодать игнорировали или просто отвергали. Золотую середину, которой мы должны держаться в жизни, являют нам Божии угодники.

Святой Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривал болезнь как врач, исчерпывая все возможности, которые ему давали науки и медицинские технологии. Но он не останавливался на этом. Он занимался глубокими научными исследованиями и внес столь большой вклад в науку своего времени, что и в Ташкентской больнице, где он работал, и не только там до сих пор используют его книгу по гнойной хирургии.

Мы можем сказать, что его деятельность благословлял Господь. Всегда у него была в операционной икона Божией Матери, и он осенял крестным знамением тело больного перед операцией.

Он удостоился чести стать великим ученым, великим хирургом и великим целителем. И ныне, когда Бог его прославил в лике святых, святой Лука – это посредник между Богом и человеком. По молитвам святого благодать Божия изливается в нашей жизни и тогда, когда мы об этом просим, и даже тогда, когда мы ни о чем Бога не просим.

Я хотел бы рассказать о своем личном опыте работы хирурга и о пережитых мною чудесах, о тех чудесах, которые связаны со святым Лукой. Хочу подчеркнуть, что чудо не обязательно есть факт сверхъестественный и ослепляющий. Когда человек верит и хочет верить, он может различать и принимать чудо как божественное вмешательство в его жизнь, с другой стороны, те, кто не хочет в это верить, отвергают всё. Я расскажу вам один случай.

Этот случай был связан с 40-летним архитектором, которого я оперировал много лет назад. Это была операция по удалению опухоли околоушной (слюнной) железы. Опасность этой операции состоит в том, что в случае повреждения нерва, который проходит через эту железу и отвечает за иннервацию мышц лица больного (веки, губы, щеки), наступает его паралич, и возникают огромные эстетические проблемы, связанные с мимикой лица. В этой конкретной ситуации выяснилось, что нерв был вовлечен в опухолевый процесс в зоне операции. При нашей попытке целиком удалить опухоль нерв неожиданно разорвался. Единственной возможностью для восстановления деятельности нерва было соединение его поврежденных концов. Это можно было сделать очень тонкими нитками, но надежда на возобновление его деятельности была крайне мала. В нашем конкретном случае соединение концов нерва произошло экстраординарным образом. Получилось, что концы сшиваемого нерва слишком натянулись, а это еще больше снизило шансы на успех и надежду на восстановление функции нерва.

Больной проснулся с наполовину парализованным и деформированным лицом. Так как мы с больным были друзьями, а также учитывая его возраст, и я, и многие другие люди искренне молились Богу, чтобы восстановилась работа его лицевого нерва. Я поехал к старцу Порфирию, который жил тогда в Аттике, и рассказал ему обо всех своих опасениях. Он подумал, помолился и сказал мне: «Все у него будет хорошо. Лицо восстановится, но останется маленький шрам, чтобы ты его всегда видел и помнил об этом случае». Действительно, через шесть месяцев после выраженного пареза, наконец, восстановились функции всех мышц лица у больного, кроме одного маленького участка под губами. Внешне это трудно заметить, но когда я вижу его, то вспоминаю эту операцию и старца.

Конечно, скептик может сказать, что функция нерва возобновилась сама, случайно, но я, зная всю предысторию этого хирургического вмешательства, зная о нашей молитве и предсказания старца Порфирия, уверен, что здесь речь идет о явном вмешательстве Бога в развитие событий, то есть здесь произошло явное чудо.

Я рассказал вам лишь один впечатляющий случай, о котором у меня были конкретные данные. В моей личной хирургической практике существует множество других впечатляющих случаев, которые являются результатом моего личного опыта.

В нашей жизни любовь Божия всегда с нами. От нас требуется только, чтобы мы ощущали ее присутствие. От каждого требуется, чтобы он избрал свой образ мысли и действий.

Как больного мы воспринимаем всесторонне комплексно, всецело (телесно – при постановке предварительного диагноза и лечения, психологически – когда врач участвует в проблеме больного и психологически поддерживает его), так и хирургические методы имеют две стороны: одна – это точное научное и технологическое определение и ведение каждого больного, а вторая – это призывание помощи Божией при лечении больного.

Существует надежда на невероятное или даже на невозможное. Она принимает слабость человека, не способного предусмотреть все коллизии лечения. В этой своей слабости человек не только призывает, но и признает помощь Божию, которая подается ему в нужный момент жизни.

Доклад подготовила Татьяна Бизункова

   Отправить статью как PDF