Андрей Боголюбский – первый некоронованный царь

Самый большой из 28 монастырей Владимирской епархии (подвизается около 170 сестер). Обитель, входящую в состав «Золотого кольца России», являющаяся одним из духовных центров Русской земли, посетили педагоги и воспитанники воскресной школы.

Не спеша осеним себя крестом. Ознакомимся с завещанием святых

надпись на входе в монастырь

и войдем в ворота тихой обители.

DSC_0325

Голубые купола белоснежного собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, увенчанные золотыми крестами. Трудно поверить, что еще совсем недавно на монастырской земле ютились средняя школа, больница, почта, склады, отделение милиции и даже консервный завод… Нынче на месте ветхих сараев и выгребных ям зеленеет фруктовый сад, разбиты клумбы, изумрудная трава вокруг – словно причесана…

DSC_0310

1155-57 года. Второй сын Юрия Долгорукого, князь Андрей, прозванный за пытливый ум и благочестие Боголюбским, задумал перебраться подальше от Киева, на север Руси, в землю Суздальскую. Решил взять с собой Образ Владычицы Небесной, для него был всех сокровищ дороже. Эту икону прислал в Киев в дар Цареградский Патриарх Лука Хризоверг великому князю Юрию Долгорукому. Икона Матери Божией, бесценная, самим святым апостолом и евангелистом Лукой писанная.

В десяти верстах от Владимира лошади, на которых везли икону, внезапно встали. Ни кнут, ни угрозы не могли их сдвинуть с места.

Князь упал на колени перед образом и начал молиться:

– Не угоден Тебе, Царица Небесная, путь мой. Если будет воля Твоя, я вернусь в Киев…

Не успел он промолвить эти слова, как увидел Пресвятую Деву, окруженную нежным сиянием.

– Воля Моя – оставь икону во Владимире, – услышал князь чудный голос. – А на сем месте в память об увиденном воздвигни храм в честь Рождества Моего. Исполнил князь пожелание Царицы Небесной, построил на месте видения храм Рождества Богородицы,храм на месте явления Богородицы

вокруг которого вскоре разросся городок, названный в честь него Боголюбовым. А в славном граде Владимире повелел возвести Успенский собор, в который и была внесена икона. С тех пор она стала именоваться Владимирской. В память же о чудесном явлении Богородицы князь приказал написать другой образ Матери Божией.

cc1101

На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в том молитвенном виде, как Она явилась князю Андрею. Икона была названа Боголюбивой (Боголюбской) и в течение веков прославилась многочисленными чудесами. Самое известное – спасение жителей г. Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году. В память об этом был установлен ежегодный крестный ход, совершаемый и ныне накануне 1 июля – дня празднования Боголюбской иконы.

1395 г. – перенесение икон в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана.

1480 г.- спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига.

1521 г.- спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея.

Княжеский замок в Боголюбове,

DSC_0313

благодаря мудрому правлению сына Долгорукого, год от года становился все более важным политическим и духовным центром Ростово-Суздальской земли. Здесь в княжеских палатахПалаты князя Андрея

подписывались мирные договоры, составлялись угрожающие послания далеким и близким соседям. Здесь решалась судьба Владимирской земли и всей Руси.

Больше 30 храмов и монастырей построил за свою жизнь князь Андрей Боголюбский. Храм Покрова на Нерли, Покрова на Нерли

сложенный в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами, был особенно дорог ему.

DSC_0330

Праздник Покрова Божией Матери, воплотивший в себе веру русского народа в небесное заступничество Пресвятой Богородицы, был учрежден Андреем Боголюбским. С тех пор праздник этот, совершаемый 14 октября (по новому стилю), даже Греческой Церковью не отмечается с такой радостью и торжеством, как Церковью Русской.

Непонимание политики князя Андрея, направленной не на дробление Руси, а на самодержавие, росло в боярской и княжеской среде. Летом 1174 года против князя Андрея был составлен заговор. Заговорщиков было двадцать человек. Причем двое из них — инородцы, особенно облагодетельствованные князем. В ночь с 28 на 29 июня пьяная толпа убийц пробралась ко дворцу, вырезала охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. все удары убийцы нанесли князю со спины. Но святой Андрей был еще жив. Он кое-как спустился по узкой винтовой лестнице, созывая стражу.

На его зов возвратились убийцы.

– Что я вам сделал? Бог отомстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой… – были последние слова умирающего князя.

У подножия винтовой лестницы Рождественского храма, там, где погиб князь-мученик, нынче горит негасимая лампада.

место убиения князя Андрея

Первым русским некоронованным самодержцем можно по праву назвать святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Именно ему суждено было сместить центр Русского государства из Киева во Владимир, чтобы уже оттуда спустя полтора столетия первосвятитель Петр перенес митрополичью кафедру в Москву.

Во времена царствования Петра I, в 1702 году, мощи князя Андрея были обретены нетленными, и Церковь причислила его к лику святых. Ныне святые останки почивают в Успенском соборе города Владимира.

Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель Московский митрополит Петр совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн Грозный. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. В 1866 году, тогдашний архиерей Владимирский епархии святитель Феофан

Затворник освятил соборный храм, построенный в честь 700-летия явления Божией Матери св. благ. князю Андрею Боголюбскому.

DSC_0308

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. Невероятно, но спустя столетия в 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В конце июля 1991 года во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в монастырь. Святейший Патриарх Алексий II перед гробом святого Серафима, предсказавшего безбожные времена и духовное пробуждение России, просил преподобного благословить оживающую обитель.

В заново рожденном монастыре явленное Божие чудо! Известны чудесные знамения милости Божией. Зимой 1997 года в обители вдруг замироточили иконы. Когда собор возрождался после безбожных десятилетий, на забеленной известью фреске, изображающей Господа Иисуса Христа, вдруг отчетливо проступил лик царя-мученика Николая II. А перед самым захватом террористами московского театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года обильно мироточила копия Боголюбской иконы Божией Матери, а слеза на лике князя Андрея появилась 14 мая 1998 года, когда служили вечернее богослужение в честь свв. благоверных князей Бориса и Глеба. А во время престольной праздничной Литургии воплотился Ангел, благославляя всех молящихся. Господь словно говорит нам – все святые рядом, скорбят о наших грехах, о погибающем в пороках мире и молятся за нас.

Помолившись в святом месте, мы ощутили умиротворение и покой в мятущихся душах, унося с собой в сердцах крупицы Божественной благодати. И продолжили паломничество по Владимирской земле дальше.

Лариса Мартынова

на послушании монастырские врата Колокольня DSC_0323