Дивен Бог во святых Своих

1908

Среди храмов Витебска несомненно выделяются два, которые являются украшением и визитной карточкой города. Это Успенский собор и Воскресенская церковь. Они были возведены на том самом месте, на котором находились до своего варварского разрушения в 30-е годы ХХ века и в том самом виде. Впрочем, есть значительные отличия. В крипте Успенского собора расположен Спасо-Преображенский храм. Раньше его здесь не было. Здание Спасо-Преображенской церкви находилось неподалеку, в районе нынешней 10-й школы. Аналогичная ситуация и с Воскресенской церковью. В крипте ее ныне располагается храм прп. Антония Римлянина, этого храма тоже не было ранее. Но была часовня, освященная во имя Преподобного. Но прежде чем остановиться на этом факте, я бы хотела рассказать, как у меня произошла встреча с этим святым.

Строительство Воскресенского храма началось в 2001 г. Я в то время работала в этом районе и хорошо помню все этапы восстановления храма: от раскопок перед строительством до освящения его митрополитом Минским Филаретом в 2009 г. И что греха таить, считала себя вполне сведущим человеком в этой области. Вскоре мне пришлось расстаться с подобными представлениями о себе. В 2002 г. был закончен цокольный этаж и над перекрытием появился щит, надпись на котором возвещала о совершении богослужений в храме прп. Антония Римлянина. Помню свои недоумения по поводу этой информации: что за Антоний Римлянин, какое отношение он имеет к Воскресенскому храму? Знала, что напротив находился католический костел Антония (Падуанского) и в сходстве имен, и в наименовании Римлянин, мне виделось что-то чуждое православию. Впрочем, я не предпринимала никаких настойчивых шагов для прояснения своих недоумений. Вскоре Господь устроил мне встречу с Преподобным (может по молитвам святого?). В один из майских пасхальных дней я посетила епархиальную библиотеку. Обменяла книги и уже собиралась уходить, как пришла женщина и попросила дать почитать ей житие прп. Антония Римлянина. И когда библиотекарь принесла один из житийных томов, женщина, обратившись ко мне, сказала: «А вот мы с вами и почитаем житие». Честно говоря, мне совсем не хотелось задерживаться даже ради благочестивого чтения. Но оказалась, что женщина забыла очки и не могла сама прочесть. Так что мне пришлось остаться. Я начала читать… Каково же было мое удивление, когда я узнала, что этот святой подвизался на Новгородской земле и построил Антониев монастырь в Новгороде. Дело в том, что на территории этого монастыря находился пединститут (ныне Гуманитарный институт университета им. Ярослава Мудрого), в котором я училась в 70-е годы теперь уже прошлого века. Как же не любознательна была я в те годы! Ведь мне, студентке исторического факультета (к сожалению не только мне), даже не приходило в голову узнать об истории монастыря. Знали, конечно, что назван по имени основателя монастыря и только. Да, многое мы тогда не знали и даже не интересовались. И вот теперь, 25 лет спустя, я с жадностью вчитывалась в строки жития. Давайте вместе прочтем его краткое изложение.

Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский, (1067 — 3.08.1147), родился в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Св. Церкви. После смерти родителей Антоний отдал свое имущество нищим и принял монашество, удалившись в пустынное место на берегу моря. Более года св. Антоний, подобно древним столпникам, провел на большом камне в непрестанной молитве. Согласно преданию, в 1106 сильной бурей камень вместе с прп. Антонием был сорван с места и чудесным образом волнами донесен до реки Волхов, а затем вынесен на берег неподалеку от Новгорода. Придя в город, Антоний, который не знал русского языка, встретил человека, говорившего на латыни. От него святой и узнал, в какую страну привела его Господня воля. Вернувшись на камень, преподобный остался при нем и постепенно, общаясь с местными жителями, выучил русский язык. Свт. Никита, архиепископ Новгородский, благословил прп. Антония создать на этом месте монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, так как именно в канун этого праздника преподобный был принесен волнами. В 1131 прп. Антоний по желанию братии был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя и назидая иноков. Перед кончиной он назначил преемника — прп. Андрея. Св. Антоний мирно скончался и был погребен в монастырском храме. Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В разгар антирелигиозной кампании рака с мощами была вскрыта В настоящее время их судьба не известна. Есть некоторые версии и даже находки, но официального подтверждения и убедительных доказательств пока нет.

Камень, на котором прп. Антоний приплыл на Русь, хранится в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде.

Память прп. Антонию отмечается 3/16 августа.

Об одном эпизоде, связанном с этой датой, мне хотелось бы рассказать подробней. Это было все в том же 2002 г. Приближалось 16 августа – День памяти прп. Антония Римлянина. Естественно, мне очень хотелось побывать на Литургии. Но когда начало службы? Мне так и не удалось это выяснить, а наугад идти не решилась. Вечером мне предстояло ехать на занятия компьютерных курсов, как раз на улицу Толстого. На остановке я как обычно подошла к киоску от храма. Там я увидела объявление о том, что в 18 часов состоится молебен с акафистом Преподобному. Такая возможность! Но… За пропуски занятий взыскивали строго. У меня они уже были по болезни. Что же делать? Решаю прийти на занятие, побыть немного, а затем отпроситься хотя бы на 15-20 минут. Так уж мне хотелось попасть на акафист. Естественно, мысленно обращаюсь к святому. Подхожу к дверям бухгалтерской школы, где располагались курсы, и вижу объявление: В связи с покраской полов занятия отменяются. Что в таких случаях скажет неверующий человек? Совпадение. Возможно. Но как же это было кстати. С радостью и благодарностью в душе я пошла в храм. Серые бетонные стены и полы не мешали молитве. Казалось, сам Преподобный пребывает с нами. Между прочим, Литургия началась в 7 часов утра. Объявления об этом не было, но кроме хора и сотрудников на службе был один человек.
Святого Антония Римлянина недаром называют Новгородским Чудотворцем. Вот лишь некоторые примеры.

После того как в 1597 году были обретены нетленные мощи преподобного Антония, от них произошло множество исцелений. Жена священника Ирина избавилась от болезни, которая разрушала ее кости. Слепой мальчик обрел зрение. Один мужчина излечился от эпилепсии, другой – от болезни ног.

Спустя несколько столетий после преставления преподобного Антония Римлянина игуменом монастыря был назначен Кирилл. Он навел порядок в запустевшем соборе, а злые люди задумали его отравить. Игумен, испытывая мучительную боль, стал молиться Богородице и святому преподобному Антонию Римлянину. Чудом он остался жив. Выздоровев, игумен в благодарность выстроил над камнем святого Антония гробницу, а на самом камне велел написать образ с Богородицей и преподобным, протягивающим ей макет храма.

Узнав о чуде, произошедшем с игуменом, другие люди тоже стали обращаться за помощью к святому Антонию Римлянину. Так, по молитвам родных мужчина по имени Феодор избавился от пьянства. В соборе долгое время хранились трости, которые были у святого Антония Римлянина во время его путешествия на камне («Трости Антония» – стебли водорослей, принесенные, по преданию, вместе с камнем). По молитве эти трости избавляли людей от зубной боли.

В 1831 году в Новгороде разразилась эпидемия холеры. Всем миром горожане стали молиться святому Антонию Римлянину, и болезнь отступила.

Случаи исцеления происходят и в современной России. В одной семье не было детей. Супруги жили вблизи собора Рождества Богородицы.Муж заинтересовался историей Новгорода, изучил всю информацию о святом Антонии Римлянине. В 1994 году впервые в городе была совершена вечерня с акафистом в честь преподобного Антония. Мужчина присутствовал на службе, он молил святого, чтобы у них с женой появился ребенок. Вскоре он получил долгожданную весть, супруга ждала ребенка. Но врачи прогнозировали сложные роды. Тогда мужчина снова обратился за помощью к святому Антонию. Его дочь родилась в день памяти преподобного Антония Римлянина без всяких осложнений, мать и ребенок были здоровы.

Многовековая история монастыря насыщена различными событиями, когда периоды расцвета сменялись годами испытаний и бед, пожарами, эпидемиям, разгромами. В 1386 году монастырь был сожжён при подходе к Новгороду войск Дмитрия Донского. Постройки его горели также в пожарах в 1378, 1396, 1467 гг. В 1570 монастырь был разорён опричниками Ивана Грозного, в 1611 – шведами.
«Но при всех этих бедствиях, монастырь Антониев с собором оставался в целости и был покровительствуем после кончины преподобного Антония великими князьями, боярами, царями… чтущими память основателя монастыря».

В 1117-1122 гг. в монастыре был сооружён каменный собор Рождества Богородицы, интерьер которого в 1125 году украшен фресковой росписью.

В 1533-1537 гг. построена каменная церковь Сретения с трапезной палатой.

Монастырь относился к числу наиболее влиятельных и богатых в Новгороде. В 1651 году в монастыре была учреждена архимандрития. При митрополите Иове с 1708 года Антониев монастырь стал кафедральным, до 1723 года здесь размещалась резиденция новгородских викариев.

История монастыря в XIX веке связана с развитием Новгородской духовной семинарией. Огромную роль в создании столь значительного духовного учебного заведения в Великом Новгороде сыграл архиепископ Амвросий (Юшкевич), вступивший на новгородскую кафедру в 1740 г. Будучи просвещенным и образованным человеком, он ревностно принялся за дело устройства семинарии, которая была открыта 30 октября 1740 г., а первыми ее учениками стали 100 лучших учеников школы при архиерейском доме, которая еще некоторое время оставалась подготовительной для семинарии.
Полный курс семинарии состоялся в 1754 г. – 28 человек. Одним из первых и лучших выпускников семинарии являлся сын бедного дьячка Короцкой церкви Валдайского уезда Тимофей Савельев, будущий святой Русской православной церкви Тихон Задонский.

Среди выпускников Новгородской семинарии ХIХ века много известных имен: М.И. Владиславлев – ректор Петербургского университета; Е.В. Барсов – известный филолог-фольклорист; революционер – народник М.В. Новорусский, а из церковных деятелей – архимандрит Антониева монастыря преосвященный Амвросий (Орнатский) – ученик, учитель и ректор Новгородской семинарии, автор многотомной “Истории российской иерархии”.

Устраивая высшее духовное заведение, Амвросий Юшкевич сознавал важность организации фундаментальной библиотеки. Его стараниями в 1742 г. сюда была перевезена библиотека Новгородского архиепископа Феофана Прокоповича, собраны редкие издания книг, царские грамоты, житие святителя Никона и т.д. Феофан Прокопович, один из интереснейших и блистательных умов в русской культуре XVШ века, был человеком уникальной энциклопедической образованности, писателем, публицистом, оратором, теологом. Свое выдающееся книжное собрание он пополнял в течение всей жизни.

Амвросий Юшкевич завещал семинарии и свою собственную богатую библиотеку.

Сама же постройка каменного здания для библиотеки осуществилась после смерти Амвросия в период с 1759-1780 гг. В архитектурном плане это редкий для Новгорода памятник стиля барокко; хорошо сохранился до наших дней. Сам Амвросий был так привязан к созданному им детищу, что пожелал быть похороненным в паперти собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, а не в Софийском соборе, где по традиции хоронили новгородских архиепископов.

Количество учеников в семинарии к началу XX века доходило до 500 человек. Ежегодные выпуски составили в среднем 50 человек. При семинарии была больница с аптекой, слесарная мастерская, образцовая начальная народная школа, в которой старшие семинаристы проходили педагогическую практику.

К 150-летию семинарии было построено новое большое здание с лицевым фасадом на Волхов.

В 1918 году семинария была ликвидирована, в её помещениях в 1919 открыт Новгородский институт народного образования, который преобразовывали в педагогический техникум, педагогический, учительский институты.

Антониев монастырь был упразднён в 1920 году. На его территории разместили коммуну из бывших беспризорников. Это было время разграбления и уничтожения монастырских реликвий, исчезали надгробия монастырского кладбища, вскрывались могилы. Колокольня и ограда были разобраны, но в целом монастырский ансамбль сохранился.

В настоящее время на территории университета два храма: собор Рождества Богородицы, который относится к Новгородскому музею-заповеднику. И действующая Сретенская церковь. Церковь Сретения Господня стала новгородским университетским храмом благодаря трудам митрополита Льва и ректора вуза Виктора Вебера.

Пожалуй, пора вернуться в наш благословенный Витебск и вспомнить про часовню прп. Антония Римлянина. Где же она располагалась?

Часовня в честь прп. Антония Римлянина была устроена под восточной башней церкви в 1863 г. В деле ее устроения особо потрудились священник Димитрий Пожарский, церковный староста и купец Цитринко. Открытие этой православной часовни оказало влияние на отвлечение простого православного народа от посещения костела Антония, в день празднования католической церковью памяти этого святого. Обычай посещать в этот день костел остался со времен унии и еще не успел искорениться.

Людмила Чистякова

www.pdf24.org    Отправить статью как PDF