Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра… До поры до времени она была сокрыта для меня. Три года назад Господь сподобил впервые побывать там, проездом, но тогда я почти ничего не увидела, лишь зашла в иконную лавку и купила масло от мощей преп. Агапита. Прошли годы, в мире многое изменилось, казалось, что в Украину путь закрыт и вот, происходит чудо: в нашей воскресной школе готовится паломническая поездка в Лавру. Только побывав там, я поняла, почему в горящем сердце Ларисы Александровны появилось желание свозить нас в это благодатное место. В этот раз Лавра немного приоткрыла свое неисчерпаемое богатство, ведь познать всю глубину за полтора дня невозможно никак. Даже соприкосновение с этим неземным миром уже меняет тебя и твое восприятие жизни.

Небесный мир под землей! Мы были рядом со святыми. Это трудно описать словами. Я сейчас даже не понимаю, как я могла сомневаться, ехать ли мне в поездку. Невероятное счастье и милость Божия, что это паломничество осуществилось.

Путь до Лавры не был легким, но благодаря трудностям мы оставили празднословие и начали вместе молиться, и Господь явил Свою силу – мы благополучно прибыли на место. По дороге мы заехали в Зверинецкий монастырь, где познакомились с чудесным человеком – р. Б. Анатолием, гидом по пещерам. Было радостно общаться с человеком, любящим Бога и служащим Ему от всего сердца. Анатолий провел нас по пещерам, где покоились косточки подвизавшихся там святых. Эта экскурсия заставила задуматься о будущем, которое ожидает каждого человека – о смерти и предстоящем Суде Божием. Такие мысли очень отрезвляют. Сам монастырь очень красивый, хотя в сумерках его уже трудно было рассмотреть.

В Лавру мы прибыли уже вечером, успели побыть на окончании вечерней службы в Крестовоздвиженском храме, где утром причащались на Литургии. Примечательным стало окончание службы. Над царскими вратами помещена икона “Успение Богородицы”, которая во время отпуста опускается вниз для поклонения. Все в храме начали петь “Царице моя преблагая” и прикладываться к иконе.

lavra20165

После службы нас ожидал Святослав с экскурсией по пещерам. Еще один прекрасный человек, болеющий за свой народ и свою веру, Святослав рассказал много интересных фактов про Лавру, ее историю и святых. Я не ожидала, что пещеры так хорошо обустроены, там тепло, светло и спокойно, святые мощи лежат в раках и благоухают, благодать Божия повсюду. По милости Божией мы даже смогли помолиться на молебне, который служился прямо в пещерах. Во время экскурсии мы немного торопились, чтобы успеть приложится к мощам, а на следующее утро в пещерной церкви служили Литургию. Вот тогда появилась возможность уже в более спокойной обстановке еще раз пройтись по пещерным лабиринтам и помолиться у мощей святых.

lavra20166

Помимо Лавры у нас еще была познавательная экскурсия по городу. Стало понятно, что название Украина – искусственное, настоящее же название этой страны – Киевская Русь. Мы посетили Владимирский собор, построенный на деньги горожан и расписанный известными русскими художниками: Васнецовым, Врубелем, Нестеровым и др. Потрясающая роспись, чтобы все рассмотреть, нужно провести в храме много времени,  мы лишь успели приложиться к мощам св. Варвары и св. Макария.

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь славится старинными вышитыми бисером окладами на иконах, делом рук его насельниц.  Прямо во дворе бьет целебный источник. Все паломники запаслись бутылками с водой. В этом монастыре лежат мощи прп. инокини Елены, которая при жизни была очень скромной, после смерти ее мощи заблагоухали и люди стали получать исцеление. Сколько святых мощей в этом старинном городе!

Но и это еще не все. Лариса Александровна очень хотела, чтобы нашей группе дали возможность приложиться к мироточивым главам, находящимся в пещерах и недоступным для поклонения в настоящее время. И здесь Господь нас не оставил. Чудесным образом нам вынесли драгоценную главу св. Климента, папы Римского.

На этом наша насыщенная экскурсия со Святославом была завершена, а наша собственная экскурсия продолжилась. В Свято-Введенском монастыре мы приложились к чудотворному образу иконы Божией Матери “Призри на смирение” и его отпечатку на стекле.

И вот наступило утро нашего отъезда. Прошла Литургия в Ближних пещерах, розовеет утро, в Лавре немноголюдно, спокойно и так легко дышится! Прощай, Лавра, ты прекрасна и стала такой родной и близкой! И так хочется сюда вернуться вновь.

На обратном пути мы заехали в Свято-Троицкий кафедральный собор в Чернигове, где лежат мощи прп. Лаврентия Черниговского.

Много святых в Киевской Руси, и много веков здесь, в пещерах, покоились мощи нашей белорусской святой прп. Евфросинии Полоцкой, пока не были перевезены в Полоцкий монастырь. Мы узнали и об основателях Лавры: прп. Антонии и прп. Феодосии. В иконной лавке можно было купить Патерик Печерский, жития и подвиги святых угодников Киево-Печерских. Так что знакомство с Лаврой продолжится и дома.

Спаси, Господи, нашу дорогую Ларису Александровну за ее великий труд по организации и проведении нашего паломничества и всех паломников за совместную молитву и поездку.