Кто встречает нас в храме?

Первый человек, которого мы встречаем, переступив порог храма, — это свечник или киоскер иконной лавки. В обязанности киоскеров входит продажа свечей, икон, духовной литературы и различной церковной утвари. Они принимают записки о поминании родных и близких, записывают на Крещение, Венчание, выписывают соответствующие свидетельства. И, конечно, разъясняют, рассказывают о церковных таинствах, помогают в выборе икон и духовной литературы, консультируют по самым разным вопросам. А еще выслушивают наши «исповеди». Это далеко не полный перечень их занятий. В каждом храме он может быть дополнен или сокращен. Например, в маленьких храмах, человек, служащий в лавке производит уборку и чистит подсвечники. Ну а по большому счету – это и психолог, и консультант, и катехизатор. Именно с него, а не со священника, у многих людей начинается знакомство с церковной жизнью.

Конечно, воскресные и праздничные дни – самые напряженные: две Литургии, молебны, панихида, Крещение. Порой очередь стоит подать записки и купить свечки, а в это время раздаются телефонные звонки с вопросами. Кто-то хочет, чтобы ему подробно ответили на какой-то вопрос, помогли выбрать икону. Нужно быть внимательным в расчетах и одновременно отвечать на вопросы. Тут важно выбрать приоритеты и очень тактично предложить людям, желающим получить пространную консультацию, немного подождать. Люди разные в храм приходят, очень часто в горе, в растерянности. Их особо поддержать надо, также и болящих. И с нетрезвыми и агрессивно настроенными (бывает и такое!) людьми управиться, проявить твердость.

Большая ответственность на этих людях. Можно сказать в какой-то степени, они – лицо храма. Как говорится, «по одежке встречают». Люди зачастую высокую требовательность предъявляют и к священникам и к служащим в храме. До сих пор встречаются рассказы о «злых бабушках», которые отвратили того или иного человека от церкви. Скажу честно, за семнадцать лет пребывания в Церкви я таких не встречала. Думаю, есть, конечно, случаи невнимательности, нерасторопности, но все это скорее исключение из правила, чем само правило.

Мне нравятся наши киоскеры. Они спокойные, выдержанные, добросердечные и внимательные люди, несуетливые, ненавязчивые. Каждый, конечно, со своей индивидуальностью, разным житейским опытом и духовным возрастом. С некоторыми из них я побеседовала. Никакого специального перечня вопросов у меня не было. Но два основных момента можно выделить: что значит для вас послушание в лавке и путь к вере.

Вера

Когда я спросила Веру Михайловну, что значит для нее работа в иконной лавке, она ответила сразу, не задумываясь, как будто ждала этого вопроса. Чувствовалось, что она размышляла над этим и, что все, что связано с ее пребыванием в храме, очень дорого ее сердцу.

Просто попытаюсь передать ее слова: « Я никогда не рассматривала свое послушание как работу. Для меня – это служение, образ жизни. У меня просто не хватает слов, чтобы выразить свои ощущения, что значит для меня эта деятельность. Это моя жизнь… Иногда чувствуешь себя плохо или чем-то расстроен, огорчен, а приходишь в храм и все проходит. Мне кажется, что вся моя жизнь была в какой-то степени подготовкой к этому служению. Большую часть своей жизни я работала с людьми. И никогда не хотела иметь дело с деньгами, с их счетом. Даже в семье все счета вел и оплачивал муж. Когда в дачном сообществе меня назначили казначеем, я очень стеснялась ходить в банк, считать деньги перед людьми. Мне казалось, что я делаю это очень неловко. Но так постепенно привыкала и оказалась подготовленной к следующему этапу в моей жизни. Когда какой-то праздник, очень много звонков раздается. Спрашивают, сколько служб, когда, что за праздник… И вот не так давно перед праздником Троицы, всплыл в памяти эпизод из детства, как я, младшая школьница на Пасху или после нее, очень радостная иду и думаю: Вот умрут старшие, кто будет нам рассказывать, когда будет Пасха и другие праздники. Очень я их любила. Мне о них рассказывала мама. Конечно, в школе нас учили, что Бога нет. Я приходила домой и заявляла об этом маме. А она говорила: «Доченька, мне еще бабушка говорила, что Бог есть и я верю, что есть и ты верь и никого не слушай». И вот я теперь рассказываю другим людям о церковных праздниках, а также о Таинствах Церкви, об иконах, духовной литературе. Кстати, у нас дома, в комоде хранились две старые церковные книги. Нам было категорически запрещено их трогать. Но когда дома никого не было, мы с братом их рассматривали и дивились, по какой причине нам не разрешают их читать. Позднее оказалось, что это были Евангелие и молитвослов. Последние до сих пор хранится у меня».

На вопрос о том, как она пришла в храм, Вера Михайловна ответила: «Об этом можно писать повесть…». В храм пришла в конце 90-х годов, через скорбь – болезнь сына. До этого в храм ходила свечку поставить, помолиться в какой-нибудь нужде. Была крестной… И своих детей крестила в тайне от мужа. Сыновья тогда уже школьниками были, в четвертом и первом классе учились. Крестились охотно и к крестикам своим относились очень трепетно. Ну а муж тогда неверующий был, некрещенный. Поэтому и скрыла от него. В общем то все было хорошо – хороший муж, замечательные сыновья . Младший Сергей хорошо учился, занимался спортом, собираясь поступить в военную академию. Не болтался без дела, был послушен, деликатен. И вот случилась беда. Травма головы во время тренировки по боксу. Жизнь разделилась – на до и после. Особенно тяжел был первый месяц в больнице, с непрекращающимися головными болями. Дежурили по очереди круглосуточно. Но и по выходе из больницы долгожданного восстановления так и не произошло. О поступлении в военную академию не могло быть и речи. После окончания школы сын поступил в политехникум. Вере было очень тяжело смириться с тем, что произошло и так хотелось все вернуть назад, чтобы было как прежде. Однажды сын сказал: Надо что-то делать – или в церковь идти или к бабке. Пошли в церковь. Побыли на службе, по выходе прислушивались к своему состоянию: «Ты как? Вроде ничего. А ты как? Тоже нормально». Этим и ограничились. А еще были походы к народным целителям. Были и на отчитке, но все оставалось как прежде. Они еще не представляли, какой длительный путь исцеления предстоит пройти, причем не только сыну. Вскоре заболела сама Вера. Врачи диагностировали тяжелое заболевание. Лечилась (точнее обследовалась ) несколько месяцев и в Витебске и в Минске. Именно в этот период произошли изменения в духовном состоянии Веры. Она исповедалась в нашем Георгиевском храме и на всю жизнь запомнила, что ей сказал на исповеди священник. В больницах она лежала, обложившись книгами. Читала Закон Божий, молитвослов и другую литературу. Господь посылал ей верующих людей, поддерживающих в ней стремление идти путем веры, но были и те, кто скептически относился к ее новому образу жизни. Впрочем, возврата к прошлому уже быть не могло. После возвращения домой Вера пришла в храм. Начался период воцерковления, который она вспоминает с особой благодарностью Богу. Богослужения, участие в церковных таинствах, приходских послушаниях, встречи с замечательными людьми, духовные беседы – все совершалось естественно как бы само собой и приносило большую духовную радость. До сих пор вспоминаются ночные дежурства в храме вместе с еще одной прихожанкой, Аллой. С воодушевлением подтирали полы, читали молитвы, а потом погружались в особую атмосферу, необычайную тишину ночного храма. Вот только в паломнических поездках она не бывала. Со слезами на глазах слушала рассказы других людей, побывавших в разных святых местах. Так трогали ее душу эти удивительные истории. Но чтобы поехать самой… Сразу вставало перед глазами множество препятствий – как оставить больного сына, материальные проблемы и другие препятствия. Однажды, придя в храм, она услышала от церковницы категоричные слова: « Вам завтра надо быть в Полоцке. Отец Георгий благословил вас на поездку по святым местам». Растерянность была полная… Кроме уже названных проблем надо было добиться отпуска, решить все домашние проблемы. Но Господь все устроил. Муж дал согласие, сына оставили на маму, деньги одолжили. И на работе отпустили, что уже было чудом, так как раньше Вера уходила в отпуск только одновременно со своим начальником. Предполагаемая длительность предстоящей поездки – три недели. Путешествие совершалось на стареньком ПАЗике. Помимо Веры с подругой в их паломнической группе в основном были монахини, послушницы, два священника, студент духовной семинарии. От одного перечисления мест, которые они посетили, у меня закружилась голова. Многим людям и за всю жизнь не дается такая возможность. Перечислю основные пункты их маршрута: из Полоцка в Псково-Печерский монастырь, затем в Санкт-Петербург с посещением мест, связанных с памятью Ксении Блаженной, Серафима Вырицкого. Из Санкт-Петербурга предполагалась поездка на Валаам. И здесь вышла заминка с паспортами. Однако с Божьею помощью это препятствие было преодолено. Затем Соловки – три дня! Валдайский Иверский монастырь (Новгородская обл.) Из этого района – направление на Москву и там –Троице-Сергиева Лавра, Истра (Воскресенский Ново- Иерусалимский монастырь). Дивеево, Курск! А там и Украина – Чернигов, Киев, Житомир. О каждом пункте этого маршрута можно было бы составить отдельный рассказ. Упомяну лишь один небольшой штрих. Когда отплыли от о.Валаам, начался шторм. Катерок был небольшой и его изрядно мотало. Батюшка благословил читать акафист св. Николаю Чудотворцу. Как только окончили чтение, волнение на море утихло. Сам капитан, всякое повидавший, был очень впечатлен.

Их автобус представлял как-бы мини-монастырь на колесах. Постились строго без рыбы, пищу вкушали не раньше двух часов дня. Разговоры в автобусе не благословлялись. И самое главное, в каждом святом месте – участие в Богослужении, исповедь, причастие, прикладывание к мощам и другим святыням. Всюду Вера заказывала поминовение о родных и близких, прежде всего о муже и сыновьях. Отдельная тема – встреча со старцами и другими духовными людьми. После Киева они впервые съели мороженное, начали есть скоромную пищу. После этого автобус сломался. До следующего пункта добирались на загородном автобусе. Вера получила благословение ехать в Успенский Почаевский монастырь. Она и представить не могла, что решится поехать, можно сказать самостоятельно, да еще с просроченным паспортом. Там ее ждала встреча с архимандритом Димитрием, во время которой она испытала то удивительное состояние, когда чувствуешь, что человек знает всю твою жизнь.

Свое возвращения из паломничества Вера сравнивает со схождением с высокой горы. За спиной выросли крылья, душа пела, хотелось молиться. Но дома ждали новые нелегкие испытания. Вера считает, что пережить их она смогла, получив благодатное укрепление в паломничестве и, конечно, благодаря молитве Церкви, поддержке родных и близких. Сегодня, оглядываясь на тот путь, по которому она с Божией помощью прошла (и идет) Вера испытывает смесь различных чувств-удивление (как же все это удалось пережить), благоговение перед непостижимым промыслом Божьим, ведущим каждого человека своим особым путем и бесконечную благодарность к милостивому Спасителю.

Галина

История Галины получилась короче, но не менее поучительной. Галина крестилась в двадцать семь лет вместе со своей старшей дочкой. Не по большой вере даже, а скорей по традиции, по обычаю – как бы чего не вышло, чтобы ребенок не болел, чтобы в семье все было хорошо. Крестилась на Покров в Казанской церкви. И храм потом посещала – Покровский. Но не сбылись надежды на спокойную семейную жизнь. Начались проблемы и такие, что до слез. Вот так со слезами и пришла Галина однажды в Георгиевский храм. На ее пути он оказался. Дежурившая в лавке женщина с большим сочувствием отнеслась: побежала к батюшке, и тот не замедлил, вышел к Галине. Прямо во дворике на скамеечке состоялся разговор… Галина сама попросила дать ей какое-то дело-помочь храму. Она как-то неосознанно почти почувствовала, что через это и в семье ситуация наладится и, что ей самой прежде всего надо исправить свою жизнь. Отец настоятель благословил ее в трапезную. А через год понадобился человек в иконную лавку и Галине дали новое послушание. Приступала она к нему со страхом: как общаться с людьми, что отвечать на такие разные вопросы, которые задают люди? Но с Божией помощью освоилась. Очень помогло чтение литературы – и с людьми и дома в семье. В свою очередь общение с людьми тоже обогащало и подтягивало.

Хочется сказать слова благодарности всем сестрам, которые несут (или ранее несли) послушание в иконной лавке: Валентине, Фаине, Елене, Светлане и другим. У каждой из них своя жизненная история, свой путь к вере. И возможно, в следующий раз они поделятся с нами своими мыслями и воспоминаниями.

А в заключении хотелось бы снова предоставить слово Вере Михайловне: «Когда я смотрю на людей, приходящих впервые в храм, я вспоминаю себя- такую же растерянную, ничего не знающую… И очень хочется никого не обидеть, не отпугнуть, помочь человеку войти в Церковь. Не всегда, наверное, это получается… Но я хочу сказать: Не бойтесь сделать что-то не так, не бойтесь спросить. Не падайте духом, если что-то не получается на первых порах. Все это совершается постепенно и с Божией помощью. Идите в храм, познавайте веру и не сомневайтесь – Бог не оставит вас!»

Материал подготовила прихожанка Людмила

lavka20171