Пьянство и рабство. Свобода и братство

Еще темно.

Заря накапливает силу на бурный пламенный восход.

Восход добра над черной мглою —

Мечта, которая в душе у каждого живет.

Вот уже двадцать лет, как я живу в абсолютной трезвости. К сожалению, был у меня и негативный опыт алкогольного пристрастия, поэтому могу сравнить свои морально-чувственные восприятия и ощущения. И скажу вам честно, что эти соизмерения несопоставимы. Для человека, склонного к употреблению спиртных напитков, нормальное состояние — быть постоянно пьяным. Для трезвенника же трезвость является и нормой, и смыслом жизни. У меня нет намерения начать перечислять все риски и вред для здоровья от употребления и злоупотребления алкогольными напитками. Эти риски общеизвестны. Вопрос “Пить или не пить?» для меня также решен навсегда. Если бы ко мне сейчас пришло сколь угодно много известных виноделов и научных сотрудников с медицинской ученой степенью и стали бы мне доказывать, что стакан кранного вина или рюмка хорошего выдержанного коньяка полезны для здоровья, то они не убедили бы меня отказаться от трезвости. Но к большому несчастью, есть люди, для которых вопрос «пить или не пить» созвучен с Шекспировским «быть или не быть». «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивление?» Простой смысл этого произведения сводится к тому, что каждый человек вправе сам решать, по какой жизненной дороге ему идти. Человек сам выбирает, как ему поступить: так или иначе, хорошо или плохо — и несет нравственную ответственность за свои поступки. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Свобода для нашего сознания — это возможность независимого ни от каких внешних причин самостоятельного действия. Называя поступок свободным, мы хотим обозначить этим, что он совершен не по необходимости, а по личному волеизъявлению человека. И потому нравственная ответственность всегда предполагает свободную волю. А так как человек ответственен за всю свою жизнь, то тем самым предполагается, что и вся его жизнь состоит из ряда свободных, никакими внешними причинами не обусловленных поступков.»

Человек, порабощенный пьянством, не может быть свободным. В своей жизни я встречал людей, которые имели все: природный дар, семью, хорошее образование, престижную работу, уважение — и по причине пьянства

потеряли не только все это, но и саму жизнь. Хотел бы подробнее остановиться на двух случаях. Один из моих знакомых был когда-то, по его словам, директором музыкальной школы. Он виртуозно играл на многих музыкальных инструментах и имел два высших образования. Как он играл на гармони, баяне и аккордеоне – это можно назвать верхом совершенства. Чтобы кто-то так хорошо играл, я никогда не слышал. Это был музыкант с большой буквы, он мог бы играть в самых лучших оркестрах или ансамблях страны или быть замечательным преподавателем для детей. Но по причине пьянства и алкоголизма потерял и работу, и семью, и закончил свою жизнь далеко еще не в преклонном возрасте, отравившись спиртным суррогатом. Второй случай еще более драматичен. Этот человек был военным летчиком, вертолетчик. Воевал в Афганистане, несколько раз его вертолет сбивали душманы американскими стингерами, он горел в сбитом вертолете, перенес ранение, контузию, выжил, был списан по ранению из рядов вооруженных сил. Вернулся на гражданскую жизнь — и тут он не смог найти себя, не смог понять и принять ту жизнь, которая была вокруг. Это было время сразу после развала Союза. Менялись политические и экономические устои, происходило отчуждение и размежевание между людьми, одни люди беднели, другие обогащались. В обществе царило равнодушие, безразличие, эгоизм. А он, бывший офицер Советской Армии, воспитанный на совершенно других принципах, не смог принять этих новых преобразований. Он ударился в пьянство, не смог удержаться ни на одной работе. В одно время вообще исчез из моего поля зрения. Однажды, несколько лет спустя, я увидел его грязного, оборванного, в каких-то лохмотьях, все лицо было в синяках и ссадинах, в обществе глубоких бомжей и как всегда пьяного. Я окликнул его, он обернулся в мою сторону, но не узнал меня, может, сделал вид, что не узнал. Долго я смотрел вслед этой группе людей, которые удалялись от меня шаткой походкой, и потом долго не мог прийти в себя после увиденного. В моем сердце болью до сих пор отзывается воспоминание об этом человеке. Он простой, скромный человек, герой, о котором надо писать книги, снимать фильмы, канул в Лету. Он вышел из смертельного пике в горнилище афганской войны. Там его спасли ангел-хранитель и фронтовое братство. А вот вышел ли он из смертельного пике пьянства и алкоголизма, для меня остается неизвестным до сих пор. Никто из наших общих знакомых о нем также ничего не знает. Все говорили то же, что знал и я. Каждый человек рождается свободным, но родиться с правами свободного человека — вовсе не значит быть свободным или оставаться свободным. Если человек не способен быть хозяином себя, владеть собой, исполнять повеления своей совести, своих убеждений, то он уже не свободный человек, каково бы ни было его общественное положение. Некоторые возразят, что не находят ничего предосудительного в умеренном употреблении алкоголя. Возможно, они имеют право на такую точку зрения,

но лично я ее не разделяю. Те, кто пьют умеренно, могут соблазнить людей более слабых, увлечь их к употреблению того, что они-то сами могут преодолеть, но что может оказаться выше сил слабых братий и может погубить их. Это кажущаяся безопасность может подвергнуть их великой опасности. Тысячи людей, которые умерли пьяницами, сделались таковыми, потому что подражали «умеренно пьющим». А какой пример мы показываем своим детям, которые видят наши пышные столы с изобилием спиртного? Дети, видя все это уже с ранних лет, начинают подражать своим родителям. И никто не может гарантировать, что именно ваше любимое чадо, придя во взрослую жизнь, не станет зависимым от химических ядов. Разве можно равнодушно взирать на слезы жен, матерей, разве можно не видеть всего того бедствия, которое происходит в настоящее время от алкоголя в нашей стране, разве можно с легкой душой способствовать развитию господствующей страсти к винопитию?

Но есть люди и с другой совестью. Все больше и больше православных христиан сегодня приходят к пониманию трезвого и здорового образа жизни, воздержание которых от алкогольных напитков свидетельствует, что они имеют ту христианскую свободу, которой учит апостол Павел. Они хотят разрушить деспотичную тиранию привычки к пьянству, господствующую в настоящее время. Люди, желающие жить трезво, помочь другим обрести трезвость, объединяются в общества Трезвости. В нашем храме в честь святых Николая Чудотворца и Георгия Победоносца уже больше десяти лет работает Витебское епархиальное братство «Трезвение» во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Нас, простых православных христиан, объединяет то, что мы стоим на пути преодоления страстей и пороков, что наша трезвая жизнь может послужить примером для других людей в смысле воздержания от употребления спиртных напитков. Тем, кто одобряет и поддерживает наше стремление и идею о необходимости проведения в жизнь принципа полного воздержания от алкоголя и хочет способствовать воздержанию сильного и трезвого государства, мы хотим сказать: «Вступайте в наше братство!».

Август, 2018
Арсентий

www.pdf24.org    Отправить статью как PDF