Распространение униатства

Сторонники унии пользовались поддержкой королевской власти. Они надеялись, что церковный союз не встретит сопротивления. Считалось достаточным, чтобы новой вере и Папе Римскому присягнули епископы и священники. Мирному развитию событий помешали насильственные методы, которые стали использовать униатские епископы. Православных прихожан и священников начали принуждать принимать унию. Особенно жестокие методы распространения униатства применял полоцкий архиепископ Иосафат Кунцевич.

Православные жаловались не только на то, что у них отбирали церкви. Полоцкий архиепископ запрещал венчать, крестить детей и отпевать умерших по православному обряду.
Насильственные методы руководителей униатской церкви вызвали возмущение православных верующих, особенно в городах. К недовольным присоединилась часть православных священников, мещан и шляхты, которые не приняли церковного союза. Вместо епископов, подписавших унию, православные избрали новых. Одним из них стал Мелетий Смотрицкий. Они обратились к преданным православию верующим. Епископы призвали не пускать униатов в города, храмы, препятствовать проведению ими богослужений.

Активный сторонник унии Лев Сапега предупреждал И. Кунцевича, что его действия приносят государству только вред: «Вы Вашим безрассудным насилием подстрекнули и, скажу, заставили народ руский [православных] к отпору и отвержению данной его королевской милостью присяги». В результате по восточным городам Беларуси в начале 1620-х гг. прокатилась волна антиуниатских выступлений.

Наиболее напряженный характер борьба против унии приобрела в Витебске. В 1623 г. толпа мещан разграбила дворец Иосафата Кунцевича и униатские церкви. Самого архиепископа убили, а его тело бросили в Западную Двину. За это Сигизмунд III жестоко покарал город. Витебск был лишен магдебургского права, ратушу разрушили. Со всех православных храмов сняли колокола, городу назначили большой штраф. Руководители восстания были казнены, а остальных горожан объявили преступниками.

С целью укрепления позиций униатства в начале XVII в. был создан монашеский орден базилиан. Его организовали по примеру ордена иезуитов. Основной задачей ордена стала подготовка униатских священников и создание сети учебных заведений в противовес братским школам. Базилианам было разрешено открывать учебные заведения с преподаванием на старобелорусском и польском языках. Орден также активно занимался книгоиздательской деятельностью.

Чтобы уменьшить напряжение в обществе, в 1633 г. Владислав IV объявил о восстановлении Православной церкви в Речи Посполитой. Были заново созданы 4 епархии во главе с киевским митрополитом. Единственной православной епархией в пределах ВКЛ вплоть до конца XVIII в. стала Могилевская (Белорусская).

Источник: История Беларуси XVI-XVIII вв. Учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Под редакцией кандидата исторических наук доцента В.А. Воронина, кандидата исторических наук доцента А.А. Скепьян. Допущено Министерством образования Республики Беларусь. Минск, 2017.
Стр. 97-99.

W-Fgf-eKCms

www.pdf24.org    Отправить статью как PDF