Роль педагога в деле трезвенного просвещения

“Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя” (английская пословица)

В марте 2014 года наше братство «Трезвение» активно участвовало в подготовке  и проведении Научно-практической конференции  «Утверждение трезвости в современном мире», организаторами которой выступили Витебский областной исполнительный комитет и социальный отдел Витебской епархии. Основной целью конференции было ознакомление и обмен опытом работы в сфере профилактики алкогольной зависимости. Открыл конференцию архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. В конференции приняли участие представители духовенства, облисполкома, МВД, социальные работники и педагоги. На мероприятии присутствовали гости из Минска и Москвы. На этой конференции прозвучал доклад преподавателя кафедры английской филологии ВГУ имени П.М. Машерова, члена братства «Трезвение» Ирины Кузьминой. С его помощью хочется еще раз призвать педагогов и просто родителей не оставаться равнодушными, еще раз подумать и поддержать движение,  направленное на  утверждение трезвости, на спасение наших детей.

Роль педагога в деле трезвенного просвещения

Добрый день! Очень ответственно и волнительно для меня выступать перед столь уважаемой аудиторией. Хочется верить, что те несколько часов, которые сегодня мы провели в этом зале, помогут нам задуматься об ответственности, которая лежит на нас. Ответственности за наших детей и внуков, за то поколение, которое только вступает во взрослую жизнь.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров …. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» Особую тревогу у педагогов вызывает состояние молодых людей, школьников, подростков. Ведь во все времена система образования занималась не только развитием умственных способностей учащихся, но и воспитанием личности, человека. Лозунг «Знание – сила» не утратил своей актуальности, но все мы прекрасно понимаем, что без правильного воспитания эта сила может стать разрушающей, а не созидающей. Современные педагоги не могут не видеть изменений, которые происходят с нашими детьми. У них болит сердце при виде ребят, которые в 13-14 лет начинают употреблять пиво и другие алкогольные напитки; они не могут равнодушно слышать мат на улицах и «терпеливо привыкать» к распущенности и курению девушек, к сожительству молодых людей без брака. К огромному нашему сожалению, эти и другие явления из разряда чего-то крамольного, из ряда вон выходящего потихоньку становятся нормой нашей жизни. Это волнует педагогов, это волнует Церковь, которая сегодня достаточно громко говорит о необходимости возрождения трезвенного просвещения в учреждениях образования. Трезвость, не только как физиологическое состояние человека, а как нравственная категория, необходима молодежи. Но эта нравственная категория не формируется в личности сама по себе, а требует заботы, попечения. Антон Семенович Макаренко писал «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего –  люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Нельзя сказать, что наше образование (школа, ВУЗы) остаются в бездействии: проводятся беседы и мероприятия, читаются лекции. Однако уставшие от больших нагрузок и часто неуправляемых детей педагоги не имеют достаточно сил, заинтересованности, а иногда и желания создать систему воспитания, которая помогла бы учащимся сформировать активную трезвенную позицию. И самое важное здесь – не столько сами действия, сколько то внутреннее наполнение, тот ведущий мотив, который дает силы, вдохновляет, позволяет осмыслить происходящее. По моему мнению, этой силой и вдохновителем, поддерживающим и укрепляющим педагогов в их нелегкой миссии должна стать Православная Церковь. С Божьей помощью мы должны объединить усилия в благородном деле трезвенного просвещения, утверждения трезвости и здорового образа жизни.

Примером православного педагога, которому в начале 20 века удалось спасти многих своих учеников от алкогольной зависимости, является   ученый и педагог, основатель нескольких народных школ на селе Сергей Александрович Рачинский. Вот выдержка из его письма «Между моими первыми учениками был мальчик, который постоянно радовал меня своим прекрасным характером, своими способностями и успехами.   Лет семь тому назад, вскоре после одного из наших храмовых праздников, в аллее, проходящей поблизости от школы, встретился мне мой питомец. Сидел он в телеге, как-то странно покачиваясь, и на оклик мой окинул меня мутным, бессмысленным взглядом. Он был совершенно пьян». Затем Сергей Александрович описывает свое состояние, в котором ярко раскрывается его пастырское отношение к происшедшему: «У меня захватило дух от раскаяния и стыда. Оказалось вдруг, несомненно, неопровержимо, что для этого юноши, столь счастливо одаренного, о коем я так много думал, так много старался, я не сделал ровно ничего, или, точнее, упустил сделать то, без чего все прочее не имеет ни малейшей цены – не закалил его волю против самого обыденного, самого опасного из искушений». «Для меня стало очевидным, – пишет далее Рачинский, – что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества трезвости при абсолютном воздержании от спиртных напитков». Рачинский считал, что всякий из нас, спасший от гибельного порока хоть одного из своих ближних, недаром прожил на свете. Главным его доводом был пример личной трезвости, освященной Церковью. «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мной пошли тысячи»

Когда я в первый раз давала обет трезвости 5 лет назад, я не руководствовалась этими словами, я просто не знала тогда о Рачинском. Я скорее почувствовала с Божьей помощью необходимость этого шага для моей семьи. У меня не было зависимости, но было огромное желание защитить моих детей, моих близких от беды. Это была моя свеча Богу за их здравие. Только 2 года спустя пришло осознание того, что трезвая жизнь абсолютно естественное состояние человека, она сама является лучшим аргументом в воспитании детей. Английская пословица (с которой я сама долгое время была не согласна) гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

Кто, если не мы, взрослые, виноваты в том, что наши дети с нашей помощью неразрывно связывают два понятия: праздник и алкоголь? И когда им хочется праздника  –  рука сама тянется к бутылке. Разве не мы виноваты в том, что дети считают потребление алкоголя признаком взросления? Вспомните, что говорят взрослые, когда маленький ребенок тянется за бокалом вина: «Нельзя, ты еще маленький». Сколько детей взяло пример с одного умеренно пьющего взрослого? Но наша действительность такова, что один из этих 10 сопьется, и алкоголь погубит его. Он тоже хотел пить культурно и умеренно, но был слаб или предрасположен к алкоголю и не удержался на грани.  Иван Петрович Павлов говорил: «Алкоголь гораздо больше причиняет горя, чем радости всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости». Действительно, человек часто идет по пути наименьшего сопротивления, и спиртное для него – легкий и относительно дешевый источник радости. Разве педагоги не пользуются этим источником? Конечно, да. Понимают ли они, что радость эта мимолетная, скороприходящая, искусственная, поддельная? Думаю, что большинство понимает. Зачем же тогда пьют? Потому что лучше такая радость, чем никакой. Где найти настоящую радость? Для меня ответ очевиден – в православии, религии радости, в общении с Богом, в приобретении смысла жизни. А алкогольная   дешевая радость обходится нам слишком дорого, слишком часто она превращается в проблемы, ссоры, аварии, преступления, зависимость и скорбь. Посмотрите, мы сами с помощью СМИ создали модель, которую предлагаем детям: употребление алкоголя и табака являются необходимыми предметами для получения состояния расслабленности, радости, отдыха от напряженной жизни. Ведь словосочетание «трезвый праздник» с нашей помощью превратилось в оксюморон (стилистическая фигура, когда сочетаются несочетаемые вещи – «горячий снег», «живой труп»). Давайте научимся сами радоваться по-настоящему без опьянения, научимся с подругами и друзьями секретничать за чашкой кофе или чая, научимся анализировать и решать  проблемы, а не заглушать их алкоголем, научимся жить трезво. Это и будет тем ключевым, переломным моментом, который способен изменить убеждения наших детей, настроить их на трезвую жизнь – на идеалы воздержания, уважения человека, целомудрия, чистую и правильную речь.

 В состав Витебского Епархиального братства «Трезвение», которое работает по благословению и при поддержке Владыки Димитрия, входят люди разных профессий, которые дали обет трезвости и работают на ниве трезвенного просвещения. Мы выступаем с беседами, кинолекториями в школах и Вузах, предлагая учащимся как альтернативу абсолютное воздержание от спиртных напитков, от гнилых слов, от всех одурманивающих средств. Учащиеся слушают с интересом, задают вопросы: «А что вы совсем-совсем не пьете? Даже шампанского на Новый год?» (история выдающегося физика Льва Давидовича Ландау, который после однажды выпитого бокала шампанского на Новый год целый месяц не мог работать), «А почему вы решились на такое?». Студенты спрашивают: «Вот вы тут говорили, каких проблем избегает трезвый человек, а что он приобретает?» В одной школе мы спросили у детей, есть ли здоровые непьющие взрослые люди, и дети ответили: «Таких не бывает». Мы стараемся говорить с детьми, принести им не только информацию о трезвении, но поделиться с ними   радостью этого образа жизни. Но нам не хватает сил (большинство членов братства – работающие люди), наш голос утопает в общем гуле вседозволенности и непонимания, и мы сегодня просим вас о помощи. Нам пора объединяться, осознавая необходимость и важность трезвенного просвещения. На прошлогодней конференции подходили педагоги и психологи, говорили, что дело важное и нужное, однако нужны практические результаты, нужна систематическая работа в учреждениях образования, возможно «Уроки трезвости», которые сможет проводить грамотный заинтересованный педагог, не по обязаловке, а по зову сердца, по неравнодушию к спивающейся части молодежи. Наше братство с огромным удовольствием поможет и поддержит, предоставив материалы и накопленный опыт. Уважаемые педагоги, сегодня, как никогда, нам необходимо трезво смотреть на мир и учить этому детей!

 Ирина Кузьмина

www.pdf24.org    Отправить статью как PDF