Сказка “Волшебный сад”. Мнение психолога (+Видео)

Воскресная школа поставила этой весной сказку “Волшебный сад”, которую показывали на приходе и в общеобразовательных школах. Мы попросили прокомментировать сказку и восприятие ее детьми православного психолога Мартюшева Алексея Леонидовича:

“В 40-ой школе проходила встреча учащихся 5 классов и старше с артистами воскресной школы Николо-Георгиевского храма. Это традиция, рассказывать детям образовательных школ о празднике Пасхи и в художественной форме обращаться к сознанию детей, обращаться к чувствам и призывать становиться лучше, указывая дорогу, по которой идти лучше с Богом. И чтобы это было доходчиво, предложили пьесу авторов Шишовой Татьяны и Медведевой Ирины под названием «Волшебный сад». Написана пьеса давно, лет 20 назад. Она была адаптирована к современным детям и их привычкам, но своей актуальности и впечатлений, которые пьеса оказывает на детей не потеряла. Вначале были вопросы к детям о празднике Пасхи – что за праздник, что понимается под этим праздником. Как я и ожидал, большинство ответов сидящих в зале детей сводились к тому, что это праздник в который пекутся праздничные куличи, красятся яйца. Т.е. внешняя обрядовая сторона, но ни смысла, ни понимания, что же стоит за словами «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» дети не проявили. Это периферия их интереса и поэтому было принято решение детально обозначить смысл праздника и смысл радости, которую испытывает христианин приближаясь к празднику Пасхи. Дети меня выслушали, вопросов не последовало. Будем думать, что начальное знакомство состоялось и праздник, являющийся для многих детей тайной, немного обозначился.

Потом старшая группа воспитанниц воскресной школы станцевала танец «Весны». Такая аллегорическая картина радости которую испытывает человек в приближении Пасхи. Прозвучала этническая музыка, красивые энергичные движения девочек в удлинённых юбках национального покроя – все это контрастировало с привычными для детей этого возраста современными танцами. Лица детей были сосредоточены, некоторые хмуры. Особых аплодисментов не было, но внимание было достаточно сильное. Дети пытались отгадать, что им показывают и к чему это приведет. Но все равно загадка осталась не разгаданной и мы плавно перешли к самому спектаклю.

Спектакль шел без микрофона. Иногда слышимость была не очень хорошая, все-таки владение своим голосом как инструментом – дело будущего наших начинающих артистов, но главная мысль и сюжет пьесы был донесен. Что вызвало эмоциональную реакцию – и смех, и удивление, и перешептывание. Лица детей по началу были достаточно осторожные и отстранённые, а в середине пьесы они открылись, глаза были внимательные. Реакция эмоциональная искренна и импульсивна. Дети забыли о необходимости вести себя определенным сдерживающим образом – энергично обменивались репликами, впечатлениями от увиденного, смеялись, узнавали в чем-то себя. И поэтому установилась невидимая живая связь между тем, что происходило на сцене и теми кто был на сцене, и теми кто сидел в зале. Поскольку пьеса подымала темы пороков детской жизни. Роли, которые на себя как маски надевают дети, скрывают искренние и глубокие души и живые сердца. Но искренняя душа может не приниматься социумом в котором находятся дети, поэтому и одеваются маски Труса, Цинника, Прикалиста, Грубияна, Эгоиста, Неженки, Плаксы. Маски эти не делают детей радостными, в какой-то мере даже тормозят их психическое и умственное развитие. Но, поскольку это носит массовый характер, поскольку это вещи между собой связанные внутри школьного коллектива, то никто это не обсуждает так остро и прямо, как это было сделано в пьесе. Т.е. дети, естественно, не были готовы каким-то образом обсуждать свои маски и пороки. Но эмоционально они очень глубоко приняли это и их сильные нарастающие аплодисменты показали, что тема задела их за живое. Они приняли это как важное и нужное для себя.

После спектакля мы побеседовали с детьми, я спрашивал, что же они поняли из этой пьесы? Дети коснулись внешних форм, что есть некая злая волшебница, которая всех заколдовывает и дальше анализ не прошел. Было замечено, что трусость и грубость – пороки, плохие качества. Некоторые нашли подтверждение существования этих пороков в себе или в своих одноклассниках. После того, как я задал вопрос кто является злой колдуньей, дети замялись и ответа не последовало. Я предложил подумать – есть некая злая сила, которая невидима между вами, между нами. Сила эта ждет когда же каждый из вас проявит эти пороки – скажет грубое слово, струсит, обманет, будет равнодушен к беде другого. И как только это произойдет, злая сила тут же, вцепившись в нашу слабость, постарается превратить нас в деревья в своем саду зла, сделать нас теми, кто потом превратиться в пенек. Образ пенька, срубленное дерево, которое уже лишено возможности расти и развиваться. Также я сказал, чтобы дети обратили внимание, на то, как избавиться от поработившей их злой волшебницы. Мальчик был трусом, но, очутившись в саду зла, он оказался перед выбором стать еще хуже и ребенок понял, что лишится родителей, никогда не увидит свою маму и сделал свой выбор. Он назвал свой порок, признав, что трус, таким образом сделав выбор бороться с этим пороком. Мальчик не отступился от девочки, которую волшебница собиралась превратить в пенек. И второе что ребенок сделал – признал, что поступил плохо и раскаялся в этом. То есть признание того, что человек не прав, что он сделал что-то не хорошее – первое что необходимо сделать, чтобы силы зла от тебя отступили. Потом уже этим примером захотели воспользоваться остальные дети, в меру своих сил и пороков, а есть они у каждого. И когда каждый сделал свой выбор в пользу борьбы с пороком, оказалось, что эта колдунья не имеет больше власти над людьми, они получают свободу. Дети испытывают большую радость и облегчение и тут же у них начинает отваливаться сучки, которые выросли из души, слетает кора, которая покрыла равнодушием и холодом душу отзывчивую. Поэтому не стесняйтесь и не бойтесь избавляться от своих пороков, чтобы душа которая вам дана Христом, которая так дорого им оплачена кровью, о чем и говорит праздник Святого Воскресения, проявляла себя и стремилась стать еще лучше и красивее.”

Фрагмент сказки “Волшебный сад”: