Трезвый листок. Астрология и суеверие как грех идолопоклонства

Ничто не должно обладать мною
(1 Кор. 6, 12)

Астрология атакует: по телевизору, радио, в газетах – везде так называемые «гороскопы» на день, на год, пытаются даже всю нашу жизнь запрограммировать, подчинить некой схеме. Астрологи называют себя учеными, занимающимися серьезным делом: определять влияние звезд на судьбу человека. Можно ли им верить? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите простой «эксперимент»: напишите, чего следует избегать завтра, скажем, овнам, к чему необходимо быть готовым весам и какие свойства характера надо будет проявить козерогу. А потом загляните в первую попавшуюся газету – так ли уж сильно ваш «прогноз» отличается от того, что вещают там «ученые мужи»? Сейчас действительно очень много спекулируют на астрологии, хотя когда-то это была довольно серьезная область знаний. Но христианство всегда очень критично относилось к «звездным» предсказаниям. Давайте попытаемся разобраться, почему.

В Учении двенадцати Апостолов написано: Чадо мое! Бегай (избегай) всякого зла и всего, подобного ему… Не будь ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай и смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение. По сути этим все сказано. То есть христианское учение определенно говорит, что астрология есть дело нечестивое, оно раздражает и гневит Бога.

Православная Церковь расценивает астрологию как грех прежде всего потому, что она связывает свободу человека, насильно овладевает его религиозным сознанием. Вера в приметы, в гадания, в гороскопы – одним словом, суеверие (суетная, мирская вера) пронизывает собой именно языческое мироощущение. Христос дал своим ученикам свободу от всякой «космической» власти. А потому доверие к «звездной» информации есть попрание дарованной нам во Христе свободы, погружение в рабство, недостойное христианина. Да, наша природа действительно вплетена в общие природные циклы, но отнюдь не наша личность с ее свободной волей (свободной потому, что создана по образу Творца).

Один православный публицист верно заметил: «Неверие и суеверие, безбожие и страх пред образами фантазии идут рука об руку. Когда неверие закрывает для человека полноту и богатство духовной жизни, чувство не знает, на чем ему остановиться – и материальность поражает его. Так как чувство не находит «предмета», который бы наполнял его, то оно ищет опоры в фантазии и ее «привидениях», потому что они все же вносят содержание туда, где его прежде не было». Например, вера во всевозможные приметы – что это, как не вера в «привидения», то есть нечто, на самом деле не существующее, плод чьей-то фантазии, скорее всего, древнего языческого человека.

Вот бежит по дороге черная кошка. Кошка красивая, шерстистая; дорога сухая, летняя, бежит себе кошка и бежит. Но в глазах человека, верящего в приметы, все это уже не просто нормальный ход событий и не просто некий факт, а знак, то есть особый сигнал для сознания, который почему-то «говорит» о том, что быть беде, хотя вроде бы все в порядке. Но суеверный человек принимает этот знак, и тот становится для него ориентиром: теперь он ждет беды, что, естественно, не лучшим образом сказывается на его дальнейшем поведении и душевном состоянии. Спрашивается: почему он поверил примете? Причины две: сидящая в нас постоянная тревога и мнительность (маловерие) – и желание владеть ситуацией (гордость). А раз я надеюсь на себя, а не на Бога, то мне необходима «помощь» неких предметов. Это самая настоящая психология язычника. Язычник – раб природных сил, раб своих страхов-«привидений», мы же – рабы Божии, то есть те, кто надеются только на милость Человеколюбца Отца нашего Бога: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 29-30). Веря в приметы, мы отворачиваемся от Бога, доверяя больше своим страхам (которые внушает нам лукавый). А так как человек не может быть одновременно слугой двух господ, то нужно четко осознать: христианин, верящий в приметы, очень рискует, заигрывая с темной силой; и безобидные, на первый взгляд, страхи перед черной кошкой или белой лошадью и т. п. со временем могут обернуться настоящей духовной болезнью.

И еще нужно понять одну вещь: мы сами отдаемся в рабство суеверию, и никто посторонний в этом не виноват. Сегодня часто можно услышать: меня сглазили! На вопрос почему, как правило, отвечают: да вот что-то в жизни все не ладится: муж стал попивать, дети не слушаются, на работе проблемы… Если в вашем доме действительно посилились духи злобы поднебесной, есть проверенное средство: они страшно боятся молитвы, а также крестного знамения и святой воды. Вот и ответ. А если вы при этом регулярно исповедуетесь, причащаетесь из Чаши Господней, то вообще непонятно, о каком «сглазе» может идти речь. Выдумки все это, желание оправдать последствия какого-то своего нераскаянного греха, или нежелание смиряться пред Божией волей. Другой разговор, если речь идет о человеке внецерковном, который на самом деле может быть «незащищенным» пред силами бесовскими и, поверив, что его «сглазили», опускает руки, теряет надежду, впадает в глубокую депрессию, затягивая в эту пропасть и своих родных…

В наш научный век люди стали забывать, что знание – это власть, и немалая. Защищая в раю от этого соблазна пралюдей Адама и Еву, Творец запретил им беспорядочно вкушать именно от древа познания – не нужно этого забывать. Астрология же привлекательна для людей тем, что якобы способствует успешному «самопознанию» и «самореализации». Кто устоит? Эпидемия охватила практически весь мир, ибо он и так с утра до ночи гоняется за «своим». Но верующему человеку следует соблюдать гигиену ума, добровольно ущемляя свои познавательные притязания из послушания Богу. Мир кричит: «Хочу все знать!», а православный человек в этот момент должен усилить молитву и помнить: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5).

Огромный вред производит астрология, когда используется как система гадания и планирования поведения. В этом случае и астролог, и его клиент становятся соучастниками серьезного преступления против заповедей Божиих. Блаженный Августин пишет: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество».

И вот современный образованный человек теряет здравомыслие и начинает дожидаться полнолуний, новолуний, пенять на «квадраты» и т.п. Дело тут не в том, что он верит ложному как фактам. Астрология действительно способна быть отчасти правдивой, как предсказательная система (иногда и погоду вычисляют по влиянию на землю звезд или каких-либо космических стихий). Но когда человек отдает всему этому свою свободу – это уже идолопоклонство. И тогда уже астрологические приметы становятся для него законом, а сам он оказывается в замкнутой системе, которая начинает человеком манипулировать.

Что же нам делать в связи с «астрологической эпидемией»? Во-первых, уяснить, что она – гора фальшивок, и не искать в ней просвещения и правды. Истинное же просвещение особой теплотой Духа и святых Его душа может получить только на путях исполнения заповедей Божиих и молитвы. Все остальное – миражи.

Во-вторых, тем, кто уже заразился или только приразился, одуматься и попытаться допросить себя: зачем я обманулся? И, если импульс отторжения будет искренним, то Господь не оставит такую душу, даст ей увидеть истинное положение вещей, даст силы. «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его (Пс. 90). Если человек сумеет воспользоваться таким просветом и если воля его еще не разрушена, то с Божьей помощью ему непременно удастся совершить шаги, уводящие с гибельного пути. Но бывает, что и после этого через какое-то время демоны пытаются вернуть «свое», но обратившийся человек уже ясно видит, с кем имеет дело.

по материалам статьи иеродиакона Илариона (Соколовского)
«О религиозном восприятии астрологии»

www.pdf24.org    Отправить статью как PDF   

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

1175

183