Если мы ошибаемся относительно Бога, то мы ошибаемся во всём.

"Возможность вместить приходит со временем, но  для каждой души - своё время."
                                                                                                  
 (Симеон Афонский)

По словам отца Симеона, до тех пор, пока не поймешь, что твой ум есть причина всех твоих неурядиц в мире и, в то же самое время, именно он является корнем твоего Спасения, будешь скитаться в миру, как потерявший самого себя. Бдительно замечать свою рассеянность – это начало победы над умом, а постоянное возвращение ума обратно в сердце – это начало Спасения и избавления от греха.

Мирская жизнь подобна тополиному пуху, который носит бурный ветер, так и мы блуждаем в мире, гонимые нашими грехами. Все, что нам приходится встречать в жизни, это последствия наших грехов и добрых поступков, которые мы считаем существующими независимо от Божественной воли. Такие последствия предстают пред нашим взором как различные обстоятельства: дурные или хорошие и враждебные или дружеские взаимоотношения с нашими близкими. В этих обстоятельствах душа учится Евангельскому общению с окружающими ее людьми. Благодаря приобретенному опыту она приготавливается ко встрече с Самим Богом. Отказываясь приобретать такой опыт, она отказывается и от Бога.

Если мы ошибаемся относительно Бога, то мы ошибаемся во всем. Если же наше сердце постигает Бога, то нам уже нет нужды постигать все остальное. Оно лишь прилагается к Нему, не имея самостоятельного существования. Правильнее говорить, что мы существуем в Боге, а не Бог в нас, но нам легче постичь Его, когда мы углубляемся в сокровенные глубины своего сердца. Бог пребывает в нем неподвижно, но когда ум омрачается страстями и помыслами, нам представляется, что Бог уходит от нас. Если ум отвлекается от созерцания Бога, может показаться, что ум также далеко уходит от Него, но на самом деле никто и никогда не может отдалиться от Бога.

Бог пребывает недвижимым, но Он сообщает всему Мудрость, Любовь и Блаженство. Ибо Он есть Мудрость, Любовь и Блаженство как Отец, Сын и Святой Дух. Так как нам представляется, что мы утратили связь с Богом, ум необходимо вернуть в сердце покаянием и молитвой, чтобы постичь истину того, что наша сокровенная связь с Богом никогда не прерывалась. Когда мы во всей полноте постигаем присутствие в нас Бога, видимый мир предстает пред нами в совершенной чистоте и одухотворенности Божественной благодати. Это можно назвать опытным обретением совершенной веры в Святую Троицу, являющейся Причиной тварного мира.

Именно таким является для нас разрешение всех трудностей и проблем, в результате чего обретается неразрушимое и непреходящее Спасение во Святом Духе. Знать Бога означает знать все. Суметь решить одну проблему в Духе, значит уметь решать все проблемы, какими бы сложными они не представлялись. Решить хотя бы одну проблему с помощью Святого Духа значит постичь, что нет ничего, что было бы независимо от Бога. Ибо лишь в Нем решается всякая трудность, побеждается всякий грех и преодолевается все, даже смерть.

Когда мы пребываем в благодати, ум становится ясным, тело не совершает импульсивных греховных действий, душа наполняется совершенным миром, которому нет конца. Основная цель духовной практики –  пребывание во Святом Духе, где уже не требуется что-то развивать и совершенствовать. В Нем все благие качества существуют изначально и через Него нам возвращается наше духовное сыноположение и богоподобие в вечности.

Мы стяжаем добродетели и чистоту сердца слезами, потом и кровью, но восполняет их и доводит до совершенства благодать Христова, потому что Христос есть Божественное совершенство и полнота всего благого… В Нем нет борьбы ни с чем и нет необходимости что-то достигать и сохранять. Молитвенная практика способствует возвращению ума внутрь и утверждению его в светоносной благодати, которая приносит с собой совершенный мир и Спасение от греха. Борьба с рассеянностью ума и нежеланием его пребывать посреди нас, в сердце, где пребывает Христос, возвращает ум в сердце и приводит к обретению нашего уподобления Христу. В Нем нет борьбы ни с чем и нет необходимости что-то достигать и сохранять. Христос есть победитель ада и смерти, в Котором мы находим ответы на все наши вопросы.Вся суть наших духовных стяжаний – научиться жить в благодати Святого Духа, где отсутствуют всякие проблемы. Они решаются только в Любви и через Любовь.

Мы поглощены ложной борьбой в мире за наше существование, в котором ошибочно видим врагов и желаем защитить себя от их агрессии. Нам нужно всего лишь обратить взор вспять, в самих себя, и утвердиться во Святом Духе, в Котором нет никаких врагов. Ум диктует нам, как его рабам, свою злую волю и заставляет нас биться с людьми за этот тленный мир, но Любовь не борется ни с кем. Любовь желает всем Спасения и направляет всякого человека к вечной Жизни. Она не вступает в борьбу с людьми и против людей, ибо Любовь «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине…».

Мы увязли в мире своими бесчисленными грехами, которые нам представляются дурным стечением обстоятельств и происками врагов. Наши собственные внутренние проблемы стали неблагоприятными обстоятельствами, побуждающими нас опомниться и вернуться к стяжанию духовного мира и Любви в нас самих, с помощью Святого Духа. Поэтому вывод из всего многострадального опыта наших жизненных поиском может быть лишь один: плохих людей нет, есть лишь наши плохие обстоятельства.

Основа всех добрых дел – стремление к Спасению и памяти о смерти, а молитва – их корень. Когда мы овладеваем непростым умением пребывать в благодати снова и снова, она становится для нас более ощутимой и реальной, чем этот преходящий и ненадежный мир, который кажется нам существующим независимо от нас и несущим угрозу нашему благополучию. Когда мы утверждаемся в благодати, ум перестает увлекаться своей мысленной деятельностью, связанной с чувственным миром. Он возвращается сам в себя, преображаясь под воздействием нетварного света благодати в новее существо во Христе. Когда мы перестаем отвлекаться на различные мысленные представления о мире, как отдельном от нас, и о самих себе, как отдельных эгоистических существах, это дает нам возможность опытно постичь действия Святого Духа и обрести обожение души, соединившейся со Христом и со всеми людьми.

Мечты – это коварный демон, поработивший рассеянный ум. Рассеянность – это ловкий адский трюкач, отравляющий тебя помыслами. Соблазнительные мысли – это волки в овечьих шкурах. Мысленные представления – это убийцы, прикидывающиеся твоими друзьями. Прекрати навсегда дружбу с убийцами. Помни – Христос твой единственный Друг.

Никогда не мечтай. Учись жить настоящим мгновением. Распознавай уловки диавола, который помыслами выкрадывает твою жизнь. Останавливай молитвой всякое мечтание, как только оно появляется.

Внимание – это острие твоей борьбы за Спасение. Внимание – это ключ к разгадке бытия. Внимание – это несокрушимый щит против помыслов. Внимание – это меч для обольщающих тебя демонов. Внимание – это врата в Царство Небесное.

Не считай видимый мир постоянным. Если увидишь его подобным улетающему дыму, не будешь иметь привязанности. Не считай окружающих тебя людей и самого себя вечными. Если будешь помнить об этом, прекратишь мечтать. Не считай эту жизнь опорой. Если постигнешь, что единственная опора – это Христос, освободишься от мирских помышлений.

Выйдя из мысленного лабиринта, возьмись за внимательную молитву. Сделай молитвенную практику непрерывной. Не разделяй время на день и ночь, и обретешь внимание в молитве. Трудись старательно, молись
внимательно. Учись видеть каждый помысел и
распознаешь его коварство.

Не бойся ни одной мысли, не дружи ни с одной мечтой. Избегай мысленного рабства, как опаляющего огня. Прилепись умом ко вниманию и в недолгое время ощутишь свободу от дурных помыслов. Держись молитвенного распорядка и не потеряешь себя в рассеянности.

Не молись в голове, молись в сердце. Не трудись без молитвы, не молись без внимания. Возлюби труд в молитве и молитву в труде. Стой вниманием в сердце, дай отдохнуть голове. Отгоняй помыслы, как стервятников. Спасайся здесь и сейчас, ибо Господь смотрит с Любовью на тебя в это самое мгновение, чтобы даровать тебе вечность.

Именно непосредственное живое присутствие Христа в нашем в сердце и есть та единственная суть наших духовных поисков, которым мы должны посвятить все наши силы и способности. Хотя наш опыт Богопознания безконечен в своем постоянном развитии, его основное проявление состоит в обретении смирения и Любви, в которых полностью отсутствует безглагольная мысленная деятельность. Ибо даже малая благодать учит нас и укрепляет больше, чем десятилетия безплодных размышлений над Евангельскими заповедями.

Только с благодатной помощью мы можем навсегда избавиться от рабства мыслей, цель которых одна и та же – ввергать нас в новые и новые страдания, которым не видно конца. В духовной жизни все решает правильные выбор цели. Если мы не стяжаем благодать, нам не удастся выйти за пределы мышления, которое, даже пусть очень благочестивое, является всего лишь деятельностью нашего ума. Поэтому именно обретение Святого Духа есть истинная цель Спасения. Даже молитва представляет собой лишь подручное средство для стяжания благодати.

Созерцание Божественного света и есть истинное созерцание или безловесная молитва очищенного ума, поэтому нет необходимости искать что-либо подобное вне своего ума. Этот нетварный свет не создается умом и его помыслами, а есть дар Святого Духа. В этом сверхчувственном переживании сердце обретает пребывающего в нем Христа, а ум созерцает славу Отца Небесного в той мере, насколько может вместить. “Никто иной не любит имя Божья, кроме тех, кто как-либо созерцает Бога…” (Прп. Каллист Ангеликуд. Слово 16.9). В этот миг Истина становится очевидной и все высказывания Евангелия и Святых предстают во всей своей полноте и ясности постижения. Истина открывается нам как Божественная Любовь, Которая есть основа и источник Спасения всякой души. Богооткровенная Любовь пребывает в Своей сути, превосходя всякую деятельность ума и проявляясь как всепроникающий Божественный свет. Главный смысл этого постижения состоит в том, что Божественная Любовь и есть Сама Истина, являемая нам во Христе, поскольку Она сободна от всех умозрительных спекуляций и исполнена Божественного ведения и мудрости.

Тот ум, который ищет не блаженства, а Самого Бога, входит в невечерний и неистощимый свет неслиянной и нераздельной Троицы, находя в ней свою безсмертную обитель, получая в вечный дар все Евангельские блаженства. Такой ум становится победителем смерти и имеет Жизнь вечную.

Из предисловия   к книге:

      “В искренном смирении и недостоинстве лобызаю стопы возлюбленного Христа, совершенство всего благого, истинного Бога нашего, озаряющего нас совершенной полнотой нетварного света, и в глубоком благоговении молюсь неизмеримой Любви и безконечной мудрости Триединого Бога собрать всех нас, Его детей, под благодатный покров Святости и Спасения, не оставив никого лишенным Его неисчислимых милостей и щедрот, даровав слезы утешения – скорбящим и плачущим, неисходную молитву – подвизающимся и молящимся и нескончаемую Любовь – всем воздыхающим и любящим Его.

Тем, кто не окутан темнотой недоверия,
Тем, кто не лишен рассуждения, способного различать добро и зло,
Тем, кто не оставил попыток постичь смысл человеческой жизни,
Посвящены эти краткие главы об уме, составленные в уединении».                                                                        

Монах Симеон Афонский  "Рабы ума и победители смерти". 
Источник: http://afonit.info/biblioteka/afonskie-nastavleniya/monakh-simeon-afonskij-lyubov-ne-boretsya-ni-s-kem-lyubov-zhelaet-vsem-spaseniy
фото:  от Николай Коляда  ~ обитель Ксении Блаженной, Берники 
   Отправить статью как PDF