Обре́тение мощей свт. Иоа́нна (Максимовича), митрополита Тобольского (1914).

Тропарь святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, глас 8:

Наста́вниче благоче́стия,/ сиро́тствующих пита́телю,/ скорбя́щих уте́шителю, неду́гующих врачу́ безме́здный,/ душе́ю стра́ждущих ско́рый помо́щниче,/ те́плый моли́твенниче о всех ко Го́споду,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, глас 2:

Яви́лся еси́ во тьме неве́дения пребыва́ющим просвети́тель,/ вдов и сиро́т уте́шитель,/ ди́вный врач немощству́ющих,/ младе́нцев и отроко́в наста́вник,/ роди́телем же пресве́тлое ра́дование,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га пода́ти стране́ на́шей в ве́ре утвержде́ние,/ во́инству на́шему на враги́ побе́ду и одоле́ние,// лю́дем же свои́м ве́лию ми́лость.

* * *

23 июня  – Преставление. Собор Сибирских святых
3 октября  – Собор Брянских святых
29 октября  – Обре́тение мощей

 

29  октября,    в  этот  день  были  обретены честные мощи святителя Иоанна (Максимовича),  митрополита  Тобольского и всея Сибири  чудотворца. О  жизни святителя в Сибири летописец говорит: «Был  тих, скромен,  благорассудлив,  о  бедных сострадателен, милостив».  Просветитель и мессионер, учёный-богослов,  знаменитый   духовный поэт и писатель, автор книги  «Илиотропион»,  он  был  также тайным  благотворителем.

Часто святитель  помогал  людям. Тайно, а  иногда в  одежде простого  инока приносил  он в  дома  нуждавшихся  щедрую  милостыню со словами: «Примите во Имя Иисуса Христа».

Святитель  был  одним  из самых известных представителей малороссийского дворянского  рода Максимовичей, корни свои ведущего из Сербии. Широко почитаемый во всём  православном мире  святитель и чудотворец Иоанн  Шанхайский также  был  из  рода  Максимовичей. Сейчас в селе Адамовка  – родине святителя Иоанна Шанхайского – Святогорской Лаврой устроен скит в его  честь, 1  августа 2018  г. состоялось   его  торжественное  открытие.

В  монашеском постриге будущий  святитель Шанхайский и Сан-Францисский  назван в честь своего знаменитого предка,  святителя Иоанна, митрополита Тобольского.

СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ИОАННЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

*  *  *

ЛИТЕРАТУРНО – БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА.

Святитель Иоанн, кроме трудов по управлению епархией и благотворительной деятельности, был замечательным и неутомимым тружеником и на литературном поприще. Он обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями. “Едино у него увеселение, было, – говорит летописец, – писать душеполезные сочинения”(1).

Литературное наследие Святителя представляет собой 10 книг (иногда указывается 12 книг)(2), не считая труда “Путник в Царство Божие”, который был в рукописном виде, а впоследствии затерялся. До нас дошли следующие труды: “Феатрон”, “Алфавит”, “Богородице Дево радуйся”, “Пятидесятый псалом”, “Изъяснение восьми евангельских блаженств”, “Богомыслие в пользу правоверных”, “Синаксар 1700 года”, “Илиотропион” и “Царский путь Креста Господня”. Большая часть трудов святителя Иоанна, кроме “Илиотропиона” и “Царский путь Креста Господня”, малоизвестны.

Святитель Иоанн, как и его небесный покровитель, святитель Иоанн Златоуст, обладал редким даром слова. Именно благодаря ему, он, в свое время, был избран братией лаврским проповедником. Этот дар слова ярко отобразился во всех его трудах. К этому дару присоединился еще дар стихотворного изложения. Именно поэтому труды Святителя представляют для нас еще и гомилетическую ценность.

Труды святителя Иоанна можно разделить на догматические, гомилетические и нравственно-назидательные. Также отдельно можно выделить слова, посвященные определенным историческим событиям и лицам.

К догматическому можно отнести такой труд святителя Иоанна, как “Илиотропион”. К гомилетическим можно отнести “Феатрон”, и “Алфавит”. К нравственно-назидательным – “Царский путь Креста Господня”, “Богородице Дево радуйся”, “Изъяснение восьми евангельских блаженств”, “Пятидесятый псалом”, “Богомыслие в пользу правоверных”.

К трудам, содержание которых состоит из похвалы какому-то событию или историческому лицу, можно отнести “Отче наш” и “Синаксар 1700 года”. Нужно отметить, что современное название трудов святителя Иоанна Тобольского не совпадает со старым их названием, что вносит определенную сложность в их классификации.

При изучении сочинений Святителя видно, что автор обладает многосторонней ученостью, глубокой опытностью в науке управлять людьми, обширным познанием Священного Писания и творений святых Отцов. Он хорошо знает историю, знаком с греческими и римскими древностями, языческой мифологией.

Все литературные труды приснопамятного Святителя проникнуты глубоким благочестием и преисполнены назидательными мыслями.

В настоящее время произведения преосвященного Иоанна распространены мало, да и в свое время их читали весьма немногие. Причина этому в их языке, который очень устарел. В нем, как и в языке современных Максимовичу митрополита Стефана Яворского, архиепископа Феофана Прокоповича и Бужинского много слов и оборотов латинских, польских и простонародных. При этом стихи, как и у всех стихотворцев, живших до Ломоносова, силлабического сложения и рифмами часто бедны. Но по содержанию они заслуживают особого внимания всех ищущих назидания. Они исполнены назидательных мыслей и живых чувствований. Следует отметить высокую культуру литературной работы святителя Иоанна. Он часто ссылается на творения святых Отцов и цитирует текст Священного Писания.

Святитель Иоанн обладал даром стихотворства. До нас дошел стих, посвященный Архиепископу Черниговскому Феодосию. Этот стих был написан над входом в усыпальницу Святителя, по распоряжению Святителя Иоанна Максимовича:

Феодосий, дар Божий, Углицкий прозванный,
В архиереи Богом в Чернигове поданный;
В мале зде поживе исполнь лета многа
На земли всем явися во плоти, яко Ангел,
И восхищен в небо, яко вторый Павел.
Нетлении мощи свидетельствуют –
Кто не верит ври – во гробе делом извествуют,
В тысяча девять десять шестистах шестом
Году прият кончину по житии святом,
За живота своего в Елецком мя постави
Архимандритом: з’света того в катедре остави
Тогожде Иоанна на архиерействе.
Сам ныне пребывает в серафимской пастве,
Архиерею Божий святый Феодосий!
На твой престол взыдох, всяк глаголет: Кто сий?
Истинно недостоин монах нарещися,
Твоими молитвами в сие облещися.

*  *  *

http://www.tds.net.ru/index.php/nebesnye-pokroviteli/85-mitropolit-ioann-maksimovich/110-literaturno-bogoslovskoe-nasledie-sv-ioanna?start=0
   Отправить статью как PDF