РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ!

Тропарь, глас 4-й: Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя: непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся сла́вным и честны́м твои́м рождество́м, и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак, глас 3-й: Пре́жде непло́ды днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет, и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества: Его́же бо проро́цы пропове́даша, на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Предте́ча.

Величание: Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.

Когда Незаходимое Солнце правды – Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его – святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: 

“…Идет за мною Сильнейший меня” (Мк.1:7).

Солнечный, погожий, воскресный,  праздничный  день. Возглавил Божественную Литургию протоиерей Николай Коляда,  ему сослужили – иерей  Сергий Иванов,  диакон Александр Иванов и другое  духовенство  храма. Божественные  песнопения  прозвучали в  исполнении церковного хора  под управлением  старшего  регента  матушки Надежда Коляда.

Как и  всегда,  великолепно  звучал  наш  хор.  Прекрасное, слаженное  сочетание  голосов. Да и батюшки Николая  голос   поставленный  за  годы  звучал  не  по академически менторски, а  утонченно-уважительно. Тропарям  и  гимнам  хотелось  подпевать. 

Когда то в  этот  праздник  верующие  приходили в  храм с  полевыми цветами,  освящали  их на службе. Но видно эта  традиция   ушла в прошлое.

В конце   праздничного Богослужения настоятель  обратился к  прихожанам с  душеполезными словами  проповеди. Поздравил причастников  и всех с  праздником. Затем   пошёл  “в  народ”,  благословляя всех Крестом Господним. Слава Богу  за всё. 

Сегодня  мы отмечаем один из великих праздников Православной Церкви – Рождество Иоанна Предтечи. В этот день  вспоминаем о рождении пророка, который предсказал пришествие Иисуса Христа и крестил Его в водах Иордана.

Рождество Иисуса Христа было установлено 25 декабря, примерно после дня зимнего солнцестояния, а праздник Рождества Иоанна Предтечи установился на шесть месяцев раньше, поскольку он родился на полгода раньше.

Рождество Иоанна Предтечи – один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица.

В  Св. Никольском храме  сегодня  не так многолюдно, как  это  бывает в воскресные  дни,  тем  не менее  практически все прихожане, кто  пришли  на  эту  праздничную Литургию, посвящённую  Рождеству Пророка Иоанна,  –  причастились Святых Христовых  Тайн! И  это  не случайно,  так как  верующие  хорошо  знают  о том, что   в своей  проповеди  святой Иоанн Креститель  говорил:  «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2),   С этих же слов начиналась проповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Одни и те же слова прозвучали из уст Пророка Божьего и из уст Божиих.   Именно поэтому   сегодня   практически все  верующие, что  пришли в  храм,  исповедывались в своих  грехах  и  прегрешениях.

ПОЗДРАВЛЯЕМ  ВСЕХ  С  ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ!!

«Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей книге «Аскетические опыты» об этом пишет так: «Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии: “начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесноеˮ (Мф. 4:17). Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди. Тем человекам, которые не понимали значения и силы покаяния, Спаситель говорил не раз: “Шедше, научитеся, что есть, милости хощу, а не жертвыˮ (Мф. 9:13). Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они не способны, а желает, чтобы они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием».

В Церкви всё начинается с покаяния. С греческого слово «покаяние» звучит как «метанойя». Оно переводится как «перемена ума». Это когда человек начинает видеть свои грехи, осознавать их и искать исцеления. И в конце концов он осознает, что исцеление он может получить только от Бога. Тогда страждущий обращается к Нему с твердым намерением оставить греховную жизнь и по исцелении начать новую духовную жизнь на основах заповедей Божиих.

Потому что главная страсть, которая терзает каждого из нас без исключения, – это гордыня. Она уничтожается только покаянием, только зрением внутри себя этой самой страсти и ее других детей-страстей, осознанием, что внутри нас они живут, внутри нашего сердца гнездятся. И всё в нас отравлено ими: мысли, чувства, желания, поступки и слова. Все без исключения. И что не ты, но Бог может тебя от всего этого очистить. Поэтому приноси себя в жертву. Возлюби Святое Евангелие и Крест, которые лежат на исповедальном аналое. Они суть орудия не пытки, но исцеления твоего. Возлюби само Таинство Исповеди (Покаяния). Возлюби сам процесс исповеди, потому что в нем ты смиряешься, твоя гордыня сокрушается. Твои внутренние замочки да запоры открываются, и ты впускаешь в себя благодать Святого Духа, которая очищает, исцеляет, промывает и освящает тебя. Это величайшая наша радость. Наша блаженство. И двери в Царствие Небесное после исповеди для тебя открыты.

Святой Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!»

Протоиерей Андрей Чиженко

Празд­ник уста­нов­лен в па­мять рож­де­ния Иоан­на Пред­те­чи от пра­вед­ных ро­ди­те­лей – иудей­ско­го свя­щен­ни­ка За­ха­рии и его же­ны Ели­са­ве­ты. Этим Иоанн яв­но вы­де­лен из сон­ма мно­го­чис­лен­ных вет­хо­за­вет­ных и хри­сти­ан­ских свя­тых, по­то­му что кро­ме его дня рож­де­ния мы празд­ну­ем лишь День Рож­де­ния (Рож­де­ство) Иису­са Хри­ста и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри! 

За­ха­рия и Ели­са­ве­та про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­на; при этом Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги стра­да­ли непло­ди­ем, а это счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на Бо­жи­им на­ка­за­ни­ем. Од­на­жды во вре­мя каж­де­ния в Свя­ти­ли­ще Иеру­са­лим­ско­го хра­ма За­ха­рия по­лу­чил весть от ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, и он «бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом». За­ха­рия усо­мнил­ся, и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у них дей­стви­тель­но ро­дил­ся сын, то мла­ден­ца на­зва­ли Йо­ха­нан, что в пе­ре­во­де с ев­рей­ско­го зна­чит «Бла­го­дать Бо­жия». (От­сю­да и про­ис­хо­дит од­но из са­мых рас­про­стра­нен­ных хри­сти­ан­ских имен – Иоанн, Йо­ган, Ху­ан, Жан, Иван и т. д. – в за­ви­си­мо­сти от стра­ны и язы­ка.)

По­сле рож­де­ния Иоан­на к За­ха­рии воз­вра­тил­ся дар ре­чи и он стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как о Пред­те­че (Пред­ше­ствен­ни­ке) Гос­по­да. 

Со­глас­но пре­да­нию (не во­шед­ше­му в Еван­гель­ское по­вест­во­ва­ние), Ирод узнал о рож­де­нии Иоан­на и на вся­кий слу­чай хо­тел убить и его (вме­сте с Виф­ле­ем­ски­ми мла­ден­ца­ми). Но Ели­са­ве­та укры­лась с мла­ден­цем в го­рах. Уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, она со сле­за­ми мо­ли­ла Бо­га о спа­се­нии, и рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра скры­ла их. А За­ха­рия про­дол­жал слу­же­ние в Хра­ме. Во­и­ны Иро­да тщет­но пы­та­лись вы­ве­дать у него ме­сто­на­хож­де­ние сы­на. То­гда они уби­ли За­ха­рию меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (воз­мож­но, имен­но он упо­мя­нут в Мф.23:35). Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.”

Юрий Ру­бан, кан­д. ис­т. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия


*
   Отправить статью как PDF