РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ!
Тропарь, глас 4-й: Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя: непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся сла́вным и честны́м твои́м рождество́м, и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.
Кондак, глас 3-й: Пре́жде непло́ды днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет, и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества: Его́же бо проро́цы пропове́даша, на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Предте́ча.
Величание: Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.
Когда Незаходимое Солнце правды – Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его – святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря:
“…Идет за мною Сильнейший меня” (Мк.1:7).
Солнечный, погожий, воскресный, праздничный день. Возглавил Божественную Литургию протоиерей Николай Коляда, ему сослужили – иерей Сергий Иванов, диакон Александр Иванов и другое духовенство храма. Божественные песнопения прозвучали в исполнении церковного хора под управлением старшего регента матушки Надежда Коляда.
Как и всегда, великолепно звучал наш хор. Прекрасное, слаженное сочетание голосов. Да и батюшки Николая голос поставленный за годы звучал не по академически менторски, а утонченно-уважительно. Тропарям и гимнам хотелось подпевать.
Когда то в этот праздник верующие приходили в храм с полевыми цветами, освящали их на службе. Но видно эта традиция ушла в прошлое.
В конце праздничного Богослужения настоятель обратился к прихожанам с душеполезными словами проповеди. Поздравил причастников и всех с праздником. Затем пошёл “в народ”, благословляя всех Крестом Господним. Слава Богу за всё.
Сегодня мы отмечаем один из великих праздников Православной Церкви – Рождество Иоанна Предтечи. В этот день вспоминаем о рождении пророка, который предсказал пришествие Иисуса Христа и крестил Его в водах Иордана.
Рождество Иисуса Христа было установлено 25 декабря, примерно после дня зимнего солнцестояния, а праздник Рождества Иоанна Предтечи установился на шесть месяцев раньше, поскольку он родился на полгода раньше.
Рождество Иоанна Предтечи – один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица.
В Св. Никольском храме сегодня не так многолюдно, как это бывает в воскресные дни, тем не менее практически все прихожане, кто пришли на эту праздничную Литургию, посвящённую Рождеству Пророка Иоанна, – причастились Святых Христовых Тайн! И это не случайно, так как верующие хорошо знают о том, что в своей проповеди святой Иоанн Креститель говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2), С этих же слов начиналась проповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Одни и те же слова прозвучали из уст Пророка Божьего и из уст Божиих. Именно поэтому сегодня практически все верующие, что пришли в храм, исповедывались в своих грехах и прегрешениях.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ!!
«Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей книге «Аскетические опыты» об этом пишет так: «Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии: “начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесноеˮ (Мф. 4:17). Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди. Тем человекам, которые не понимали значения и силы покаяния, Спаситель говорил не раз: “Шедше, научитеся, что есть, милости хощу, а не жертвыˮ (Мф. 9:13). Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они не способны, а желает, чтобы они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием».
В Церкви всё начинается с покаяния. С греческого слово «покаяние» звучит как «метанойя». Оно переводится как «перемена ума». Это когда человек начинает видеть свои грехи, осознавать их и искать исцеления. И в конце концов он осознает, что исцеление он может получить только от Бога. Тогда страждущий обращается к Нему с твердым намерением оставить греховную жизнь и по исцелении начать новую духовную жизнь на основах заповедей Божиих.
Потому что главная страсть, которая терзает каждого из нас без исключения, – это гордыня. Она уничтожается только покаянием, только зрением внутри себя этой самой страсти и ее других детей-страстей, осознанием, что внутри нас они живут, внутри нашего сердца гнездятся. И всё в нас отравлено ими: мысли, чувства, желания, поступки и слова. Все без исключения. И что не ты, но Бог может тебя от всего этого очистить. Поэтому приноси себя в жертву. Возлюби Святое Евангелие и Крест, которые лежат на исповедальном аналое. Они суть орудия не пытки, но исцеления твоего. Возлюби само Таинство Исповеди (Покаяния). Возлюби сам процесс исповеди, потому что в нем ты смиряешься, твоя гордыня сокрушается. Твои внутренние замочки да запоры открываются, и ты впускаешь в себя благодать Святого Духа, которая очищает, исцеляет, промывает и освящает тебя. Это величайшая наша радость. Наша блаженство. И двери в Царствие Небесное после исповеди для тебя открыты.
Святой Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!»
Протоиерей Андрей Чиженко
“Праздник установлен в память рождения Иоанна Предтечи от праведных родителей – иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы. Этим Иоанн явно выделен из сонма многочисленных ветхозаветных и христианских святых, потому что кроме его дня рождения мы празднуем лишь День Рождения (Рождество) Иисуса Христа и Его Пречистой Матери!
Захария и Елисавета происходили из рода Аарона; при этом Елисавета была сестрой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги страдали неплодием, а это считалось в ветхозаветные времена Божиим наказанием. Однажды во время каждения в Святилище Иерусалимского храма Захария получил весть от ангела, что его престарелая жена родит ему сына, и он «будет велик пред Господом». Захария усомнился, и был за маловерие наказан немотой. Когда у них действительно родился сын, то младенца назвали Йоханан, что в переводе с еврейского значит «Благодать Божия». (Отсюда и происходит одно из самых распространенных христианских имен – Иоанн, Йоган, Хуан, Жан, Иван и т. д. – в зависимости от страны и языка.)
После рождения Иоанна к Захарии возвратился дар речи и он стал пророчествовать о своем сыне как о Предтече (Предшественнике) Господа.
Согласно преданию (не вошедшему в Евангельское повествование), Ирод узнал о рождении Иоанна и на всякий случай хотел убить и его (вместе с Вифлеемскими младенцами). Но Елисавета укрылась с младенцем в горах. Увидев преследователей, она со слезами молила Бога о спасении, и расступившаяся гора скрыла их. А Захария продолжал служение в Храме. Воины Ирода тщетно пытались выведать у него местонахождение сына. Тогда они убили Захарию между жертвенником и алтарем (возможно, именно он упомянут в Мф.23:35). Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.”
Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия *