Верующий человек ничего не боится, потому что он живет с Богом.

В эпоху катаклизмов необходима проповедь о Великой любви.

Иеромонах Паисий (Новоженов) 
Вологда, Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь:

 А чего же удивляться, что люди стали агрессивны? Людей довели до белого каления. Очень многие люди бедствуют. Кто-то носит золотые часы и перемещается на личном вертолëтике, а кому-то трудно купить качественные продукты, чтобы просто пропитаться и чувствовать себя полноценным человеком. Одинокие пенсионеры считают копейки в ладонях и плачут, думая, как им вообще свести концы с концами. Студенты не могут купить себе книги, вещи, инструменты для обучения. А кто-то продолжает пировать во время чумы каждый день, пировать за счëт голода и нищеты тех, кому эти средства предназначались по справедливости. Русский человек обнищал и чувствует себя в своей родной стране, словно на оккупированной территории. Я это вижу и как священник, и как человек, внимательно наблюдающий за жизнью людей разных слоëв и структур.

Чтобы избежать провокаций на агрессию, нужно сохранять трезвый ум и доброе сердце

Люди всех сфер, от здравоохранения до образования, сфер искусства и культуры, поставлены в невыносимые для работы условия. Возмущение проходит по-разному. Кто-то ропщет в унынии тихо, на кухне, кто-то уже сломлен, опустил руки и не находит в себе сил сопротивляться несправедливости. Кто-то, доведëнный до края, превращается в циника и начинает относиться с презрением не только к властям, но и к простым людям, которые его окружают. Главное при окружающих обстоятельствах – всë равно сохранять человечность. Случись у нас переворот какой-нибудь, надо и в этот период быть честным человеком, добрым человеком. Если ты представитель силовых структур, вообще представитель власти, то поставь себя на место простого человека и подумай, понравилось бы тебе самому, если бы тебе дали дубинкой в бок? Быть нужно добрым в нашу смутную эпоху. В эпоху катаклизмов, которая только начинается, необходима проповедь о Великой любви. Чтобы избежать провокаций на агрессию, а они всегда есть и будут, нужно сохранить трезвый ум и доброе сердце. Мы не должны превращаться в остервенелое стадо.

Думаю, что ресурсов на преодоление социального кризиса и взаимной ненависти у нас много. Посмотреть вокруг: люди-то хорошие, по-своему замученные, несчастные, задавленные. Совсем юные студенты, пенсионеры, женщины (наши матери, сëстры), бабушки, дедушки – это наш народ, русский, славянский и многонациональный, интернациональный. Все хотят быть счастливыми, у всех семьи, родные. У всех свои трудности, болезни, потребности. Как-то это нужно понимать, учиться любить окружающих. Как можно быть эгоистом? Конечно, всех нужно любить, жалеть, помогать тем, кто нуждается в этом. Едешь по эскалатору в метро – посмотри вокруг: сколько людей, всех их нужно любить и желать им блага. Можно даже помолиться так: Господи, как много людей, и всех их Ты любишь, помоги им всем в их делах, болеющих укрепи и исцели, унывающих утешь и ободри, подай всем этим людям благодать Твоего Святого Духа.

Когда мы перестаём бессовестно грешить, тогда и Богу легче соприкоснуться с нашей жизнью

Мы унываем, да, и это правда. Унываем и мы – священники, и монахи, и игумены. Все унывают. Но уныние – это болезнь сродни гриппу. Нужно лечиться и выздоравливать, потому что уныние – это грех! Нужно внимательно подумать, почему я унываю, найти причины, по пунктам. Может быть, для уныния есть три или четыре причины. Например, смерть близкого человека, или одиночество, или отсутствие работы, отсутствие возможности самореализации, травля, гонения, проблемы со здоровьем и так далее. И когда мы себе схематично наметим эти графы, напротив них мы должны прописать себе лечение. И нет такой скорби на земле, которую невозможно было бы преодолеть с Божией помощью. А боли не избежать. Наш изуродованный мир наносит нам боль время от времени. Но вставать с колен нужно всегда, изо всех сил ползти и вставать. Дух должен быть бодр. Нам необходима храбрость, находчивость и чувство юмора, иначе мы сошли бы с ума давным-давно. Радость не придет от медитации и самовнушения. Только когда мы решим реальные проблемы в своей жизни, тогда радость сама просочится в наше сердце, словно луч света через тяжелые тучи тревоги. Радость связана и с благодатью Божией. Когда мы перестаём унывать, злиться, ненавидеть, лениться, бояться, вообще – бессовестно грешить, тогда и Богу легче соприкоснуться с нашей жизнью, войти ощутимее в нашу жизнь, нашу душу и ум. Тогда наступит ясная, светлая погода в душе человека, и он, даже удивившись, скажет: «Как всë хорошо-то, оказывается, и зачем нужно было так унывать?»

Мы смотрим слишком узко на то, что происходит вокруг нас сегодня. Какая-то «на повестке дня – осенняя депрессия». А кто нам такую «повестку» определяет? Если посмотреть на нашу жизнь на Земле в еë онтологическом измерении, то повестка о депрессии человечества маячила перед людьми ещë на заре истории мира. И Адам, и Ева видели эти два пути: путь депрессивного пребывания в отчаянии или творческого бытия и управления землëй. Это, в сущности, путь проклятия или путь благословения. И человек сам выбирает, унывать ему на земле или преображать еë и окультуривать. Каин пошëл по пути депрессии, зависти и отчаяния. Хотя кто мешал ему жениться, нарожать детишек замечательных, расселяться по земле и разные вещи творческие создавать в наследие потомкам. Нет, надо обязательно войну учинять, завидовать, отбирать. Сумасшествие. И, конечно, в таком ненормальном состоянии, кроме депрессии, ничего человек не приобретает.

Православный христианин знает, что Господь управляет миром, промышляет о его сохранении, и все негативные события, которые устраивают люди, Бог исправляет ко благу. Вопрос только за нами, как нашу волю направить на разумное поведение. Как правильно прожить земные трудности. На первом этапе – нужно от грехов грубых отказаться. Скорби происходят часто по нашей собственной вине. Напивается человек, а у него потом голова болит, и с работы его увольняют, и так далее. А потом человек ропщет, что жизнь несправедлива, и Бог в чем-то виноват. Бывает, что человек и вправду ведёт образ жизни вот прямо очень-очень правильный, если можно так сказать. Не обижает никого, работает много, честен и порядочен, Бога почитает и молится. Но приходит беда. И человек унывать начинает. Здесь Иова Многострадального нужно вспомнить, и, кстати, Самого Христа. Видимо, это образ того, что не избежать боли, скорби, пока мы живем на земле эти наши краткие годы и десятилетия. Бывает такая боль, что даже молиться не хочется и ничего делать не хочется, но надо себя заставлять, через силу что-то делать, заполнять свою жизнь трудом и творчеством, и тогда мало-помалу можно выбраться из уныния, депрессии. А самый главный здесь путь и верный – это начать помогать другим людям.

Пандемия – вопрос многогранный. Она идëт, эпидемия есть. Безумцев, которые отрицали бы это, думаю, что уже не осталось. Она есть, и необходимы меры – именно те, которые всем известны: не ходить нигде, если ты чувствуешь себя нездоровым, не распространять вирус. Но самое плохое – это то, что есть общая беспомощность у всех нас. Мы же знаем, что санитаров и врачей не хватает, мы не были готовы. Больницы не обустроены. Спасение заболевшего человека – дело рук самого заболевшего. И многие трагедии связаны с тем, что слишком поздно началось лечение…

Верующий человек ничего не боится, потому что он живет с Богом.

https://pravoslavie.ru/143125.html*
   Отправить статью как PDF