Благодатное путешествие

Недавно мы вернулись из самой длинной и очень насыщенной паломнической поездки по маршруту Боголюбово-Муром-Дивеево-Санаксары. Наверное, не хватит слов, чтобы описать все, чем она была наполнена. Поражаюсь и восхищаюсь талантом руководителя группы Ларисы Александровны организовывать такие масштабные мероприятия. Дай Бог ей здоровья, сил и терпения!

В этот раз нам пришлось ехать ночью в автобусе, чтобы утром прибыть в Свято-Боголюбский женский монастырь, недалеко от Владимира. Это поистине историческое место, где разыгрывались судьбоносные для Руси события. Все это мы узнали из потрясающе интересного рассказа монахини, проводившей экскурсию. Такой ясной и последовательной истории России я еще не слышала. Получив так много информации для размышления и потрапезничав, мы отправились к источнику. По пути стояла палатка, где матушки угощали паломников чаем с пончиками, вот что значит агапа, трапеза любви!

В прекрасном расположении духа мы отправились в Муром. По прибытии в Спасо-Преображенский мужской монастырь мы заселились в гостинице, самые смелые отправились окунуться в купель. До начала всенощного бдения можно было приложиться к святыням монастыря, погулять по прекрасно благоустроенной территории, побить в била, а еще полюбоваться на курей! Да-да, в этом монастыре живут такие диковинные и разнообразные виды курей, которых я никогда раньше не видела, а еще ослик и уточки мандаринки. После вечерней службы нас сытно и вкусно покормили в трапезной монастыря.

Рано утром мы отправились в Свято-Троицкий женский монастырь, где покоятся мощи благоверных князей Петра и Февронии. На Литургии почти вся группа причастилась, а после был крестный ход. Кстати, наш батюшка о. Сергий (Иванов), который по милости Божией сопровождал нашу группу, сослужил на всех службах, кроме монастыря в Боголюбово. После литии служили водосвятный молебен с акафистом блг. князьям Петру и Февронии. Кто не оставался на нем, мог посетить расположенный рядом Благовещенский монастырь, приложиться к мощам блг. князя Константина и чад его Михаила и Федора.
Тем временем мы продолжили свое путешествие. Наш путь лежал в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, четвертый удел Пресвятой Богородицы. Как там красиво! Невероятно благодатное место. Сколько святых людей покоятся своими мощами в церквях монастыря. Это и первая игуменья монастыря преп. Александра, и блаженные жены, и, конечно, прп. Серафим Саровский. Люди непрерывным потоком стоят к раке с его мощами и также к иконе Божией Матери “Умиление”. Батюшка Серафим при жизни был очень добр к людям, и сейчас его любовь выражается даже в сухариках, которые можно получить бесплатно раз в неделю, либо купить в любой церковной лавке. Как приятно было ими похрустеть, пока не подошло время трапезы. Вечером в монастыре загорелись многочисленные огоньки на огромных пасхальных яйцах, украшающих территорию монастыря в эти праздничные дни. К сожалению, в воскресенье сестры монастыря уже успели пройти крестным ходом по святой Канавке Пресвятой Богородицы, поэтому многие приняли решение вернуться в гостиницу после трапезы.

В паломничестве поздно не спят, поэтому с утра пораньше мы уже были в монастыре. Первым делом хотелось пройти по святой Канавке и помолиться Царице Небесной. Правда, Канавка в это время находилась на реставрации, поэтому многочисленные паломники не спеша шли окольным путем и молились Богородичным правилом. После Литургии и трапезы под открытым небом с нами провела познавательную экскурсию приятная гид Наталья. Господь милостив к нам и нас ожидал еще один подарок. В 13.00 в храме был отслужен молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому, в конце, по просьбе сослужащего о. Сергия, нашей группе открыли раку с мощами! Перед отъездом мы зашли в нижний храм Рождества Богородицы, где почивают прп. Александра, Марфа и Елена. Не хотелось уезжать из такого красивого и благодатного места. Но нас ждал еще один замечательный монастырь – Санаксарский.

В автобусе Лариса Александровна поставила нам интереснейший фильм про монастырь и схиигумена Иеронима. Приехали как раз к вечерней службе. По окончании мы приложились к раке прп. старца Феодора Санаксарского, родного дяди праведного воина Федора (Ушакова), мощи которого почивают здесь же, в причудливо изготовленной в виде корабля раке, а также прп. Александра Исповедника. После службы и трапезы с нами провел экскурсию брат Лазарь. Он извинился, что говорил больше для детей, хотя мне кажется, что детские экскурсии самые лучшие, потому что ясные и понятные. Вторая часть экскурсии проходила уже для детей и на скотном дворе. Утром до начала Литургии желающие сходили в часовню-усыпальницу схиигумена Иеронима, чтобы помолиться, помазать себя маслицем из лампадки и записать в толстую тетрадь молитвенное прошение. В Санаксарах пекут вкусные булки с изюмом, орехами и маком и белый мягкий хлеб, на оставшиеся деньги мы купили их себе, кто сколько хотел. После Литургии, на которой часть наших паломников причащалась повторно, мы собрались в долгий обратный путь.

Обычно мы всегда читали акафист св. Николаю Чудотворцу в пути, и в этот раз вместе с о. Сергием мы его читали, но только не в автобусе, а рядом с ним, ожидая, пока наши водители его починят. И Господь снова явил чудо – не успели мы его дочитать, как автобус снова был в рабочем состоянии! Вот так Господь всегда рядом, желает, чтобы мы помнили Его, благодарили за все и все свои надежды полагали только на Него. В очередной раз паломническая поездка явилась для меня спасительным кругом в омуте житейской суеты. Во время этого благодатного путешествия в душу снова пришли мир и спокойствие, в сердце снова появились надежда и упование на Божие милосердие. Спаси Господи Ларису Александровну, о. Сергия и всех паломников! Слава Богу за все!