Большое паломничество воскресной школы. День второй

На Литургии

После насыщенного событиями первого дня в кельях монастырской гостиницы спали крепко.

Утро. Легкий завтрак, и в 7.45 паломники уже сидели в комфортабельном автобусе-лайнере. Экскурсовод – жительница Санкт-Петербурга, православная верующая Надежда Михайловна, сияющая пасхальной радостью и теплой улыбкой. Первый пункт маршрута – грандиозный Исаакиевский собор и примыкающая к нему площадь (интересно, что на самом деле площадь – это мост). Здесь же – знаменитая гостиница «Астория», где оборвалась жизнь Сергея Есенина, столб с отметками максимальных уровней воды в часы питерских наводнений, памятник императору Николаю I – всадник на вздыбленном коне, царские конюшни. Через пару кварталов – Казанский собор, в недавнем прошлом – музей истории религии и атеизма. Думали, долго будем стоять к чудотворной иконе Казанской Божией Матери, но нет – в соборе людей немного, и к иконе мы первые. Наша очередь идет быстро – паломники мы опытные, крестимся и кланяемся заранее. Вслед за нами выстраиваются очень вежливые и тихие азиаты, наверное, японцы, и тоже прикладываются к святыне, правда, не крестятся. Здесь же за распятием – копия Туринской плащаницы, терновый венец из Иерусалима и другие святыни. Короткий рассказ о. Георгия о М. И. Кутузове на месте его погребения. И – команда на выход. Дисциплина в такой поездке очень важна. Это понимают даже малыши. Нарушителей нет. А мне захотелось там остаться, стать поближе к иконе Пресвятой Богородицы, смотреть на нее, просто быть рядом, молиться. Пресвятая Богородица, спаси нас!

А на улице – хороший дождик. Добегаем до автобуса и – на Васильевский остров, к Ксеньюшке. По дороге – подробный рассказ об этой чудесной молитвеннице за нас грешных. Выходим у Смоленского кладбища – Ксеньюшка нас солнышком встречает. К часовне большая очередь. Здорово, что с нами о.Георгий: нас пропускают, разрешают подать записочки и отслужить молебен и маслицем помазывают, и цветочков от Ксении дают – огромный букет нарциссов. Благодать! Питерские кладбища – историческая достопримечательность. И Смоленское, конечно же, не исключение. Наш о.Георгий долго жил в этом городе и много всяких разностей про него знает, в том числе, и про кладбища. Так вот, во времена гонений, когда молиться было негде (храмы были закрыты или разрушены), люди приходили молиться на кладбища. Батюшка показал нам одну семейную усыпальницу, где на стене – образ Спасителя, намоленное место. Там по обратной стороне этой стены миро течет. Мы помазались, конечно, и помолились. А при входе на кладбище – Михайловская церковь. Реставрируется. О.Георгий еще одно святое место нам показал. На правой стене этого храма – выбоина в граните, напоминающая человеческий силуэт. Наибольшие углубления в области головы и груди, вокруг одиночные – поменьше. Оказывается, – расстрельное место. Здесь священников, церковных служителей расстреливали, а может, не только их. Страшно, и на колени хочется стать, и к стене этой приложиться. Упокой, Господи, их души, а нам дай верить в Тебя так, как они верили.

После Смоленского кладбища отправляемся в Кронштадт. За окном – питерская погода: то дождик и пасмурно, то солнышко светит. Едем по насыпной дороге. Справа – Финский залив с искусственными островами, на них – остатки оборонительных сооружений Петровских времен, в небе – чайки, на берегу – редкие рыбаки. В Кронштадте посетили Никольский Морской собор – огромное сооружение, светлое, богато украшенное. Там у иконы св.Николая пропели ему тропарь. Кто-то рядом увидел образ св.Георгия-Победоносца, и ему тропарь спели. Собираюсь выходить из храма, слышу – поют где-то. Оглядываюсь, а это наши нашли икону св. Николая с частицей мощей, прикладываются и тропарь поют. Радостно. На площади перед собором – памятник адмиралу Макарову. На постаменте надпись: «Помни войну». Все ли помним? А за памятником – ров. После подавления кронштадтского мятежа в 1921 году здесь всех выживших жителей в шеренгу построили и каждого третьего расстреливали. А один пожилой священник со своим соседом, молодым моряком, местами поменялся: «Живи, сынок». Остался жить моряк, а священника расстреляли. Спустя годы моряк тот священником стал. Вот так!

В квартире св.Иоанна Кронштадтского под пение величания помазались маслицем из лампады у его иконы, увидели подлинные вещи святого, услышали яркий рассказ о нем. А детям разрешили приложиться к перу батюшки Иоанна, тому самому, которым он писал книгу «Моя жизнь во Христе».

Очень переживали, что не успеем в Иоанновский женский монастырь к усыпальнице Иоанна Кронштадтского. Ведь во время службы доступа туда нет. От автобуса к монастырю бежали бегом, забыв об усталости. Прибежали, а служитель: «Все, вы опоздали». До службы 20 минут. «Дети, молитесь!» Наш батюшка, о. Георгий, объяснил служителю, что мы – воскресная школа из белорусского города Витебска, нас 60 человек. Дети молятся. Служитель звонит кому-то, передает слова батюшки. Дети и взрослые молятся. «Проходите!» Слава Богу, услышал Господь! У усыпальницы поем тропарь святому, прикладываемся. Монахини по-родственному тепло нам улыбаются. Вынесли маслице. Батюшка помазывает. Моли Бога о нас, св. отче Иоанне! Успели еще приложиться к святыням в храме, записочки подать, Слава Богу!

Как много благодати для одного дня, правда? Но многие еще смогли вместить всенощное бдение с елеопомазанием в Лавре, вечернее молитвенное правило и правило ко Причастию. И погулять успели по вечернему Питеру, и по лаврским дорожкам пройтись.

Утомился, дорогой читатель? Потерпи, осталось совсем чуть-чуть.

День третий. Детская литургия в Никольском храме Александро-Невской Лавры. Молимся вместе с детьми из лаврской воскресной школы. Очень многие причащаются. Затем экскурсия по Лавре с радушным и гостеприимным земляком – о.Серафимом (Рахунком). Трапеза в монастырской чайной. Прощание. Отъезд. 11 часов обратной дороги. В пути – художественный фильм об адмирале Ушакове (как раз то, что нужно). И разговоры. «Как много еще чего есть посмотреть в Питере!» «Когда поедем?»…

Искренне ваша, собственный корреспондент, Татьяна Воронина.

Впечатления воспитанницы воскресной школы Марии Макаровой. 14 лет

… Ночевали мы уже в самом Петербурге, в гостинице Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. На следующий день (десятого мая), в восемь часов утра, мы выехали оттуда почти на целый день. Едем по заслуженно знаменитому Невскому проспекту к Исаакиевскому собору. Как впечатлили меня сами дома, пятиэтажные, но гораздо выше, чем в Беларуси! Понимаешь, что большинство из них – реконструкция, но если бы не модные бутики и банки в них (да и наш автобус), создаётся ощущение XIX – начала XX века. Но вот мы выходим и обходим вокруг Исаакиевского собора. В самом соборе работает музей, но он закрыт, причём у нас не хватило бы на это времени. А жаль, конечно. Но какой он огромный и величественный! Как и большинство храмов в городе (этого нельзя не заметить), он построен в классическом античном стиле. Построен из темного мрамора, только купол золотой. Разумеется, со всех четырёх сторон имеются колонны. Службы в нём служатся редко, несколько раз в год. Но он может вместить в себя много прихожан! Рядом с собором стоит впечатляющих размеров памятник императору Николаю I, который и закончил строительство этого собора.

Потом мы приехали в Казанский собор. Он производит не менее ошеломляющее впечатление. Материал, из которого он построен, более светлый, чем стены Исаакиевского, и колонн у него больше, целых сто двенадцать. Колонны расположены полукругом. Нам посчастливилось войти внутрь до начала службы. Как внутри красиво! В первый момент, когда заходишь, ощущения, как будто вошёл в древнеримский дворец. Но потом понимаешь, что это всего лишь зрительная иллюзия. Атмосфера там (как, впрочем, в любом другом храме) наша, православная. По краям стен тоже колонны. Много фресок, невольно напоминающих да Винчи и Рафаэля. Разумеется, мы приложились к Казанской иконе Божией Матери и другим святыням, что были там. А ещё там есть гробница с останками самого М. И. Кутузова! Это тоже впечатляет, особенно ключи от освобождённых от Наполеона европейских городов и трофейные французские флаги. И вообще, такая красота, что и словами не выразишь!

Потом мы поехали к Смоленскому кладбищу. Там находится известная у православных всего мира часовня святой Ксении Блаженной. Мы приехали приложиться к её мощам, подать записки и помолиться святой. Вроде бы, Лариса Александровна заказала молебен о здравии, но в такой толпе и при такой очереди нас только помазали елеем. Вообще, интересно походить по кладбищу. На нём захоронены А. Блок, Т. Шевченко, няня Пушкина Арина Родионовна и другие знаменитости. Все кладбища, на которых я бывала раньше, относительно новые, а тут я впервые увидела настоящие могилы XIX века! Это впечатляет. Зашли посмотреть церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, от которой и пошло название кладбища. Ещё рядом был один храм (забыла, как называется), реставрирующийся после частичного разрушения. Мы быстро подошли к нему и отец Георгий показал уникальную вещь: в стене было углубление, сделанное не специально, а стёртое от многочисленных прислонений, и много дырочек вокруг неё. На этом месте расстреливали священников в годы гонений! Они все прислонялись к этому месту, а дырочки – это следы от пуль… Нам разрешили прислониться к этой стене. Сколько священников, иноков и мирян приняли здесь новомученический венец! Потрясающее место…

В час дня мы приехали в Кронштадт. По пути я во все глаза смотрела на Финский залив и маленькие искусственные острова. Красота, тем более я так давно не видела море! Признаться честно, я даже не знала, что Кронштадт с сушей соединяет дамба, и думала, что мы поплывём туда на пароме… Однако я отвлеклась… Мы подъехали к Свято-Никольскому собору воинской славы. О, это такой собор! Тут уже не античная Греция, тут уже чувствуется Византия. Он построен по образцу храма святой Софии в Константинополе, но, из уважения, на несколько метров ниже. Ведут в него изумительно красивые синие (изнутри) ворота. Внутри – прекрасные колонны в византийском стиле. Пол выложен такой плиткой, что и ходить жалко. Возле собора стоит большой монумент адмиралу С. О. Макарову. Мы прогулялись ещё по набережной, посмотрели корабли, некоторые дети прикоснулись к воде Финского залива. А в три часа подошли к музею-квартире святого Иоанна Кронштадтского. Многие ждали этого момента всю поездку. Мы входим в дом, где жил великий святой праведник! Благодарность Господу, с нами был отец Георгий и нас пустили в кабинет святого Иоанна, туда не пускают без священника. Все притихли. Какое благоговение в этой комнате, какая тишина, какая атмосфера! Святое место! Посмотрели и другие комнаты: столовую, гостиную. И везде иконы, картины, книги, и смутное ощущение присутствия батюшки Иоанна – всё это сливается в неописуемое ощущение!

Мы хотели успеть в Александро-Невскую лавру к началу вечерней службы. Но по пути забежали в Иоанновский женский монастырь (основанный самим Иоаннном Кронштадтским) и приложились там к мощам самого праведного Иоанна и святой блаженной Матроны Московской.

На вечернюю службу мы всё-таки успели. Стоит ли говорить, как было красиво в Свято-Троицком храме Александро – Невской Лавры! Служило много священников, два хора очаровательно пели антифонно. Сам храм, отделанный изнутри в таком же стиле, что и виденные нами утром соборы, был величественен и прекрасен. И здесь чувствуется стиль Петербурга, даже монастырь построен в нестареющем и покоряющем классицизме. Я не отдыхала после этого утомительного дня на ногах, хотела недолго постоять и пойти отдохнуть. Но после получаса, проведённого в этом храме на службе, хоть ноги мои и подкашивались, уже никуда не хотелось уходить – так там было хорошо! Мы приложились к мощам святого благоверного князя Александра Невского, хранящимся в соборе. Многие наши паломники исповедались, мне, к сожалению, не посчастливилось. Но даже простая молитва в этом месте равносильна соединению с Богом. После службы я прогулялась по маленькому красивому парку с цветами. За всё пребывание в Петербурге и в области, только в лавре я видела цветы, в других местах они ещё не распустились. И вечер показался на удивление тёплым. И так тихо, несмотря на то, что лавра находится в центре почти мегаполиса. Всё, впрочем, как и в других монастырях, но в каждом монастыре есть что-то особенное, и в этом тоже есть, только я не могу сказать, что именно…

Назавтра, в девять часов утра мы все пошли на «детскую» литургию в одну из обительских церквей – Свято-Никольскую, которая находится на Никольском кладбище. В начале службы в церкви стояли только мы, потом стало подходить много других детей. Как я потом узнала, в лавре работает воскресная школа, и это были её ученики. Пел молодёжный хор, состоящий, по-видимому, из выпускниц этой школы. Было очень много причастников, и во время причастия я вышла из храма, походить по кладбищу. На этом кладбище тоже очень много захоронений XIX века. Тут покоятся мирным сном многие почётные граждане города, знаменитые военные, выдающиеся академики, высшие дворяне – короче, любителю русской истории есть на что посмотреть. Когда на проповеди прихожане храма узнали, что мы – группа паломников из Беларуси, многие приятно удивились, стали здороваться с нами, спрашивать нас. Как ни странно, но напрашивается льстивая мысль, что белорусы здесь в почёте. После литургии один монах, отец Серафим, провёл небольшую экскурсию по лавре. Основан Невский монастырь был царём Петром I в 1710 году, освящён – в 1713 году. Основные храмы и здания вместе с Троицким собором были построены в XVIII веке. В 1797 году обитель получает статус лавры. Сегодня лавра является мощным духовным и культурным центром православной России. Здесь находятся издательства, иконописная и ювелирная мастерские, мастерская христианской оловянной миниатюры и ещё много всего интересного. Мне очень понравились актовый зал (там проходят разные концерты, встречи, литературные вечера, выставки и т.д.) и домовой храм во имя святого преподобного Серафима Вырицкого в гостиничном корпусе.

До двенадцати часов мы кушали и делали покупки в лавре. Шёл дождь. Мне понадобилось выйти на улицу, а зонта у меня не было. Это может показаться очень глупым, но мне так понравилось идти в лавре под дождём! Не знаю, почему: может, из-за воскресного дня, может, из-за того, что и дождь здесь какой-то нескучный, может, ещё почему – но я прекрасно чувствовала себя в мокром платке под дождём, окружённая этими стенами. Но вот, наконец, в час дня мы погрузились на нашу «Юлию», бросили последний взгляд на эту святую обитель и, с благодарственной молитвой, отправились домой, в Витебск… Приехали в родной город мы только ночью.

Слава Богу за наше прекрасное паломничество!