Четверг первой седмицы Великого поста

104

      Сегодня, в четверг  первой седмицы Великого поста,  наш  храм посетил  архиепископ Витебский  и  Оршанский  Высокопреосвященнейший владыка  Димитрий  и совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного  канона преподобного  Андрея  Критского.

     При входе  на пороге   задержался  –   благословил  прихожан и затем уже  непосредственно в   храме  перед  началом   службы, как своё  архирейское  благословение,  дарил  прихожанам душеполезную книжечку “Четыре слова  о молитве”  святителя  Феофана Затворника, что  представляется, в пост особенно  актуально, своевременно  и  важно.

Это   –  краткое  и  доступное объяснение  чрезвычайно важного аспекта духовной  жизни христианина. Это  одно  из самых  лаконичных и  одновременно ёмких практических  наставлений о молитве.  

“…Надо употребить напряжение для сохранения внимания,  зная  наперёд, что  мысль будет  отбегать. Потом, когда во время молитвы она  отбежит, возврати  её,  опять  отбежит –  опять возврати,  и так всякий  раз.Но всякий  раз то, что прочтено во время  отбегания  мысли, а следовательно,  без  внимания и чувств, не  забывай снова  прочитывать; и хоть бы  мысль  тыоя  несколько  раз  отбегала на  одном месте,  несколько  раз  читай его, пока  не прочтёшь с понятием  и чувством. Одолеешь  однажды  это  затруднение – в  другой  раз, может  быть,  оно  не повторится или повторится  не с  такой  силой. Так  надо поступать, когда  мысль отбегает и рассеивается…” Святитель Феофан Затворник.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей  Николай Коляда,  протоиерей Сергий Вербицкий,  иерей Павел Парамыкин,   пономарь Сергий Никоноров. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением  матушки  Надежды Коляда.

       “На первой седмице Великого Поста все православные христиане стараются достойно подготовиться ко причащению Святых Христовых Таин. Прежде всего, они очищают свою душу в Таинстве покаяния. Господь Иисус Христос  сказал, обращаясь к ученикам Своим: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: «Приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21–23). Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам – пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый верующий православно и исповедующий чистосердечно пред православным священником свои грехи может получить чрез его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.

В этом и состоит суть Таинства покаяния. Для того чтобы это Таинство совершилось, необходимо: со стороны кающегося искреннее покаяние, раскаяние в своих грехах, желание оставить грех, не повторять его; вера в то, что Таинство исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи; необходимое условие также, чтобы исповедь принимал православный иерей – служитель истинной Христовой Церкви, которая одна только хранит полноту благодати, дарованной нам Богом

Прежде всего, та духовная мука, боль, страдание, которые вызывает в душе всякий грех и всякое прегрешение. Часто умом соделанный грех не вспоминается, даже едва ли сознается за грех, а душа чутко помнит, ощущает яд в себе его, томится, страдает, болезнует, и весь человек исполняется какой-то тоской, тревогой, унынием. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх. Часто причину всего происходящего сам он и не понимает – а она в том, что на совести человека неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным состоянием души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, т.е. обратились к Таинству Исповеди и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни, после Страшного суда Божия. То, что грех уже теперь, до Страшного суда, так мучает, жжет, томит человека, -само за себя говорит; это значит, что свойство греха есть: мучить, терзать, грызть, жечь, изводить, истаивать душу  –  и там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так что это томление сейчас здесь, на земле, – только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников.”

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

   Отправить статью как PDF