Читаем вместе. Ирина Головкина, «Лебединая песнь»

Книга Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) «Лебединая песнь», по свидетельствам близких, была написана ещё в 30-е годы, но после начала массовых репрессий автор была вынуждена сжечь рукопись. В 60-е годы работа над книгой началась заново. Впервые роман был опубликован в 1992 г. в журнале «Наш современник», а в 1993 г. он вышел отдельной книгой. С этого времени роман не раз выходил в свет. Интерес читателей к нему с каждым годом увеличивается.

Из отзывов читателей:

«Духовность, стойкость, жизнелюбие, верность. Другая Россия… Хочется, чтобы эта книга обязательно стояла где-то рядом на книжной полке». Евгения, Москва.

«Жителям современной России я пожелал бы, чтобы каждый прочитал эту огромную по своей глубине и силе исповедь. Прочитал и запомнил её, как и я. Навсегда». Дмитрий, Ярославль.

«После прочтения романа в сердце остаётся такая волнующая боль. Любовь к Родине, к Женщине… Я нигде не встречала столько тепла и таких ярких чувств… Каких людей потеряла Россия в годы репрессий! Это произведения я внесла бы в школьную программу… Это не пафос. Прочтите, и оно останется в вашем сердце навсегда!» Ольга, Белово.

«Считаю этот роман шедевром русской литературы! Тронул до слёз, до глубины души. А что касается любви, описанной в романе… Дай Бог пережить такую каждому!» Юлия, Санкт-Петербург.

Книга И. Головкиной ценна для нас тем, что 1) была написана одной из представительниц дворянства того времени; 2) написана не в годы гласности, а тогда, когда о её публикации не могло быть и речи (в 1973 г. автору удалось добиться, чтобы один экземпляр был положен на хранение в сейф Государственной Публичной библиотеки с условием, что его откроют через 30 лет, когда автора, вероятнее всего, уже не будет в живых, а времена изменятся настолько, что произведение можно будет опубликовать); 3) по утверждению писательницы, в произведении нет ни одного выдуманного факта, который не был бы ею почерпнут из окружающей действительности.

О чём же рассказывается в книге и кто её герои?

Эта книга рассказывает о нескольких аристократических семьях, которые не покинули Россию после революции и гражданской войны и угодили в пекло репрессий.

Перед нами предстаёт советская Россия конца 20-х–30-х гг. В Петербург после ссылки на Соловках возвращается бывший царский офицер князь Олег Дашков, ныне имеющий другую фамилию – Казаринов. При помощи родственников он получает комнату в коммуналке. Бывшие аристократы пытаются держаться вместе и по возможности сохранить уклад прежней жизни.

Олег Дашков встречает в Петербурге ту, которая любила его много лет, медсестру, выхаживавшую его в Крыму в госпитале Ёлочку (Елизавету). О её любви он, однако, не догадывается, а она предпочитает молчать. Сам Олег влюбляется в юную и восторженную Ксению (Асю) и предлагает ей выйти за него замуж. Именно Асе удаётся удержать Дашкова от попытки самоубийства своей запиской о том, что она не боится «безнадёжного пути». Но что ждёт их в будущем и есть ли оно вообще для них в советской России?

Также в книге повествуется о судьбах певицы Нины Александровны Дашковой (жены брата Олега Дашкова), её брата Мики, Натальи Петровны Бологовской (бабушки Аси), её сына и возлюбленного Нины Дашковой Сергея Петровича, подруги Аси Елены Львовны (Лёли) и других. Жизни всех героев без исключения заканчиваются трагически. Чья-то жизнь заканчивается в тюрьме, кто-то расстрелян, кто-то выслан, кому-то предлагают сотрудничать с ГПУ и следить за своим близкими, угрожая расстрелом в случае неповиновения… Очень тяжело читать книгу, зная, что героев ждёт тяжёлое будущее, не сопереживать им невозможно. Но читается роман на одном дыхании, т.к. эта книга помогает читателю увидеть жизнь бывших аристократов, тех, кого безжалостно уничтожали и объявляли классовыми врагами. Читатель словно переносится в то время и живёт одной жизнью с героями книги. Живой жизнью со всеми её радостями и печалями. Так ли жили аристократы того времени в советской России, мы не знаем, ведь книга не документальная, но автору удалось воссоздать такую атмосферу, что не верить чувствам и в чувства этих людей невозможно.

Ольга Орехво

   Отправить статью как PDF