День памяти вмч. и целителя Пантелеи́мона (305).
Тропарь, глас 3:
Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак, глас 5:
Подражатель сый Милостиваго и исцелений благодать от Него прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами твоими душевныя наша недуги исцели, отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи.
Величание:
Величаем тя, страстотерпече святый великомучениче и целебниче Пантелеимоне, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
* * *
I. Св. ныне прославляемый великомученик Пантелеимон родился в городе Никомидии, в третьем веке; при рождении он был назван «Пантолеоном», что значит: «лев во всем». Впоследствии первое название было заменено другим, «Пантелеимоном», что значит: «всемилостивый». Мы станем называть его этим последним именем, объясняющим, какими добродетелями прославился в особенности святый мученик. Действительно, церковь ублажает св. Пантелеимона как безвозмездного врача, милосердого целителя недугов душевных и телесных.
Пантелеимон был с детства воспитан в христианской вере, ибо мать его была христианка; она объясняла ребенку заповеди Господни и старалась внушить ему отвращение от язычества. Но, к сожалению, благочестивая мать умерла, когда Пантелеимон был еще ребенком, а отец его был усердный язычник. Он стал заниматься сыном, водил его в идольский храм и уроки доброй матери по-видимому изгладились из памяти дитяти.
Отец Пантелеимона, Евсторгий, отдал сына в школу, а потом поручил его знаменитому врачу Евфросину, чтобы он от него научился врачебному искусству. Юноша был очень умен и понятлив и учитель вскоре так полюбил его, что брал всюду с собою. Он с ним посещал и дворец, ибо Евфросин был царскимть врачем. Императору Максимиану понравился красивый и умный юноша и он повелел Евфросину заняться им со всевозможным старанием, потому что он желал иметь впоследствии Пантелеимона при себе. Под руководством славного учителя, юноша оказывал быстрые успехи в науке и в скором времени превзошел всех товарищей своих. Пантелеимон ходил каждый день к учителю своему; дорога его шла мимо бедного домика, в котором жил престарелый христианский священник, по имени Ермолай. С ним жили и некоторые другие христиане, скрываясь от язычников, потому что в это время христиан преследовали. Святому старцу полюбился Пантелеимон и Господь вложил ему в сердце благое желание просветить юношу светом истинной веры. Он однажды пригласил его войти к себе в дом и тут вступил с ним в разговор.
В первой беседе с Пантелеимоном св. Ермолай передал ему «кратко учение христианское», возбудив в нем в то же время воспоминание детства, как то же самое некогда говорила ему умершая мать его, бывшая христианка, и как она часто молилась и призывала Христа. Пантелеимон с этого дня каждодневно заходил к Ермолаю наслаждаться его богодухновенными беседами. Идя однажды от своего духовного учителя, Пантелеимон увидел на пути лежащее дитя, от укушения ехидною умершее, и самую ехидну близ лежащую. Пантелеимон воззвал к И. Христу с молитвою, да явит Он силу Свою – и дитя тотчас ожило, а ехидна сделалась мертвою. Этим явлением силы Божией Пантелеимон окончательно утвердился в вере христианской и тотчас же св. Ермолаем был крещен и приобщен св. Таин.
По принятии св. крещения Пантелеимон пробыл у Ермолая семь дней. Когда он пришел домой и родитель спрашивал его, где он столько времени находился, Пантелеимон сказал ему, что он был в царской палате и там вместе с учителем они врачевал одного больного, любимого царем, и не хотели оставить его, пока он не выздоровел. Это св. Пантелеимон говорил иносказательно, разумея свое пребывание в доме св. Ермолая для уврачевания души своей, которая многоценна пред Богом, небесным Царем. Подобным же образом объяснил он свое отсутствие и учителю своему.
Сделавшись христианином св. Пантелеимон убедил и отца своего, язычника, принять христианство и сокрушить идолов в доме своем. Когда же отец скончался и Пантелеимон сделался наследником богатого имения, то он тотчас отпустил всех рабов своих на свободу и свое наследственное достояние употребил на дела благотворения. Особенно он старался оказать помощь страждущим христианам, посещал их в темницах и всем вообще оказывал врачебную помощь безмездно и исцелял не столько лекарствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. Весь город обратился к нему и все прославляли всемилостивого и безмездного врача, особенно после того, как он именем Иисуса Христа исцелил слепого. Это возбудило зависть между врачами. Завистники донесли царю о принятии христианства Пантелеимоном и о разглашении им в народе имени Христа Спасителя.
Царь велел призвать Пантелеимона и действительно услышал от него дерзновенный ответ, что он верует во Христа и отвергает бездушных истуканов. Пантелеимона подвергли жесточайшим пыткам: строгали тело его железными гвоздями, сажали в котел растопленного олова, бросали в воду с камнем на шее, отдавали на съедение зверям. Но каждый раз ему являлся Господь в образе св. Ермолая и подавал ему такую чудодейственную помощь, что ни огнь, ни вар, ни потопление, ни звери не могли лишить жизни св. страстотерпца. Царь все это приписывал волшебству и, узнав, что учителем Пантелеимона был Ермолай, пресвитер, велел его привести к себе. Св. Ермолаю уже было откровение от Бога, что ему надлежит пострадать за веру.
Он явился к царю вместе с своими сослужителями Ермиппом и Ермократом. Царь обещал Ермолаю большия милости, если он убедит Пантелеимона обратиться к прежней вере, но Ермолай отверг все царские обещания и посрамил бездушных истуканов. Во время этого допроса свв. исповедникам явился Сам Спаситель и сделалось землетрясение.
Царь, чтобы подействовать на них, сказал, что вот и боги прогневались на вас и трясут землю. Св. Ермолай отвечал царю, что землетрясение это имеет сокрушить богов ваших. И действительно тотчас пришедший вестник объявил, что в капище все идолы упали и сокрушились в прах. Это приписали волхвованию Ермолая и его с Ермиппом и Ермократом убили мечем. Вскоре после сего усечен был мечем и св. Пантелеимон, которого нечестивый царь тщетно старался отвратить от Христа.
II. Св. великомученик Пантелеимон, получив от матери и св. старца-пресвитера Ермолая наставление в «основных истинах христианской веры, неуклонно потом следовал преподанному ему учению до конца, своей жизни», чрез что и получил спасение.
Знаем ли мы сущность своей веры и следуем ли ей в своей жизни? Только при этом условии мы можем надеяться на то, что стоим на верном пути в достижению жизни вечной.
а) Вот сущность христианского учения. Все мы, кто бы ни были, существа падшия, кои, быв созданы невинными, украшены образом Божиим, поставлены в раю сладости, предназначены к безсмертию и блаженству вечному, не умели стоять на высоте богоподобия, послушались совета змиинаго, низверглись произвольно в бездну преслушания и греха, разбились в прах и потеряли все, что имели и могли иметь.
Для возстановления нас от сего ужасного падения, для возведения из бездны греха и тления, сошел на землю Сам Сын Божий; облекся нашею плотию, жил подобно нам, претерпел все роды бедности и поношений, умер за нас на кресте, сошел во ад, и потом, воскресши из мертвых, вознесся на небо, дабы со престола славы управлять всем миром к нашему спасению.
Сей возлюбленный Искупитель наш, вознесшись на небо, послал нам вместо Себяиного Утешителя, Духа Пресвятаго, дабы Он пребывал с нами во век, наставлял нас на всякую истину, утешал нас во всякой скорби.
Сей всеблагий Дух просвещает нас в пророках и апостолах, освящает и врачует в таинствах церкви, обитает благодатию Своею в каждой душе, которая не изгоняет Его из себя своею нечистотою и нераскаянностию.
У всех нас есть общая, Самим Богом данная матерь, – церковь Христова, которая отрождает всех нас водою и духом в таинстве крещения, питает всех нас словом Божиим и телом и кровию Христовою в Таинстве Причащения, врачует души и совести в покаянии и исповеди, сопровождает нас в самые двери гроба разрешением и молитвами своими; связанное или разрешенное служителями ея, связуется или разрешается в то же время на небе, и всяк, противящийся святым уставам церкви, по сему самому, есть хуже мытаря и язычника.
Все мы здесь, на земле, на краткое время, всех нас ожидает смерть и суд; настанет время, когда все видимое пройдет, все умершие возстанут, дабы восприять по делам своим, и тогда истинно покаявшиеся получат блаженство нескончаемое, а нераскаянные подвергнутся вечным мукам во аде.
Вот сущность святой веры нашей! – Она высока и вместе открыта каждому, как свод небесный; глубока, неисчерпаема и вместе доступна всякому, как море; неизследима в существе и вместе благотворна для всех и везде, как солнце. Храните сию святую веру: за нее мученики пролили всю кровь свою; ей святые подвижники посвятили всю жизнь свою; для нея скитались «в горах и пропастех земных» те, коих, по слову апостола, «не бе достоин весь мир» (Евр. 11, 28). Стыдно и грешно будет нам, если мы не сохраним сей святой веры теперь, когда ничто не отвращает от нея, а все побуждает хранить ее в целости.
б) Соблюдая веру правую, стараетесь ли, братие, жить по правилам сей святой веры? Вы знаете, чего требует она от нас, – чтоб мы не любили мира, ни яже в мире, чтобы избегали похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, чтобы проводили жизнь в целомудрии, благочестии и правде, чтоб были милостивы, кротки, великодушны, чтобы помышляли и исполняли, по слову апостола, вся, «елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика прехвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала» (Флп. 4, 8). Такова ли ваша жизнь, возлюбленные?
Господь премилосердый, ведый всю существа нашего немощь, преподал нам наидействительнейшее средство к изглажению самых грехопадений наших; я разумею – «покаяние и исповедь». Пользуетесь ли вы сим драгоценным средством, как должно? И производит ли оно в вас то, что должно? Пользуетесь ли? Мы ежедневно омываем лице и руки; почитаем за необходимое чистить платье, обувь и внутренность домов наших: как же хотя раз в год не омыть души и сердца слезами покаяния? Не очистить совести исповедию? Но покаяние действительно тогда только, когда оно сопровождается истинным раскаянием во грехах; исповедь сильна тогда только, когда мы не возвращаемся паки на те грехи, в коих прияли отпущение. Итак, стараетесь ли избегать тех мрачных и скользких стремнин, в коих падала и сокрушалась ваша добродетель? Принимаете ли все меры к тому, чтобы нежный росток невинности возникающий в таинстве покаяния, был огражден и храним от новых бурь, от новой засухи и ожесточения греховнаго, от нового наводнения потоками чувственности? Без сего вы будете возставать только для того, чтобы упасть снова и еще глубже, доколе не погрузитесь в ту глубину зол и нечестия, откуда нет исхода.
III. Молитвами св. великомученика Пантелеимона да утвердит нас Господь в вере и доброй жизни. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и проп. Иннокентия, архиеп. херс., т. V, стр. 502).
Протоиерей Григорий Дьяченко
фото: икона св. великомуч. Пантелеимона в Св.Георгиевском храме.