День в истории 12 ноября 1623 г.
Картина: «Смерть Иосафата Кунцевича». Зимлер, Йозеф, около 1861 года.
В этот день в 1623 году в Витебске был убит Иосафат Кунцевич, причисленный католической церковью к лику святых. Соответствующие решения приняли в Риме сначала в 1643 г., когда папа провозгласил Иосафата «блаженным», и затем в 1867 г., когда его канонизировали.
Иосафат Кунцевич – архиепископ Полоцкий, выходец с Волыни, один из наиболее фанатичных приверженцев церковной унии с Римом, за свои методы прозванный «душехватом». По сей день не прекращаются споры по поводу этой противоречивой личности.
Существуют разные версии происхождения Ивана Кунцевича. Его называют сыном ремесленника, купца и даже шляхтича. В любом случае его родители были православного исповедания.
Вскоре после принятия Люблинской унии 1594 г., которая переводила православных Речи Посполитой в подчинение римо-католической церкви, семья Кунцевича переезжает из Владимира Волынского в Вильно.
Еще во Владимире Иван проявлял особую религиозность и посещал епархиальную школу. В Вильно на молодого парня обратили внимание иезуиты. В 1604 г. он постригся в монахи с именем Иосафат и продолжил обучение сначала в монастырской школе, а затем, с 1607 г., в Виленской иезуитской академии. Уже в ученичестве он проявил себя активным сторонником унии.
В 1618 г., в год похода королевича Владислава на Москву, Иосафат Кунцевич становится епископом Полоцким.
Самым активным выступлением того периода против Кунцевича стало Могилевское восстание. Жители города затворили перед своим «пастырем» крепостные ворота, не желая принимать у себя епископа-униата. Горожане во главе с бургомистром ударили в набат, а затем, вооружившись, вышли навстречу Кунцевичу, кляня его вероотступником и угрожая убийством, если он навсегда не уберется из Могилева.
Разъяренный епископ обратился с жалобой к королю Сигизмунду III. На следующий год город был жестоко наказан – 20 могилевчан, признанных зачинщиками бунта, были казнены, королю был выплачен крупный штраф, все православные храмы и церковное имущество передавались в подчинение Кунцевичу.
Важнейшим памятником эпохи, раскрывающим деятельность Иосафата Кунцевича, является его полемическая переписка с одним из наиболее выдающихся деятелей истории Великого княжества Литовского великим канцлером Львом Сапегой. Лев Сапега пытался убедить Иосафата Кунцевича в ошибочности методов насаждения унии, которые тот практикует. Для этого он использовал широчайшую палитру аргументации, от нравственной (ссылки на изложенные в Писании христианские принципы) до юридических (свобода вероисповедания в Речи Посполитой даже для мусульман и иудеев) и политических (угроза казацких восстаний, России и Турции).
«Вы в своих поступках – пишет Сапега – руководствуетесь больше честолюбием и ненавистью, чем братской любовью, вопреки воле королевской, вопреки запрещениям государства стали причиной тех опасных искр, которые всем нам угрожают или всеобщим, или сильнейшим пожаром».
Возможно, Кунцевичу стоило прислушаться к мудрым словам Сапеги, и он бы избежал «перегибов», да и своей страшной смерти. Но… не прислушался.
На Кунцевича поступали многочисленные жалобы со стороны православных, в которых он обвинялся в различного рода зверствах.
И, разумеется, ничем хорошим это не могло закончиться.
Осенью 1623 года Кунцевич отправился в Витебск с пастырским визитом. Православные жители Витебска, поддержанные жителями других белорусских городов и некоторых сел, а также казаками и Виленским братством, 12 ноября 1623 года напали на архиерейский дом и убили Кунцевича. Предлогом для убийства стало то, что православный священник Илья Давыдович был заперт слугами Кунцевича на кухне. Сам Кунцевич об этом узнал, лишь вернувшись домой с богослужения. Несмотря на то, что Кунцевич приказал освободить Илью, горожане ударили в набат, толпа ворвалась в покои Кунцевича, растерзала его и избила слугу епископа. Окровавленное тело Кунцевича поволокли через весь город и сбросили в Двину.
Правительство ответило на убийство Кунцевича репрессиями: около 100 человек были приговорены к смертной казни, город был лишен магдебургского права, с ратуши и церквей сняты были колокола; жители Витебска обязаны были на свой счет отстроить соборную церковь, при которой убит был Кунцевич. Тело его было погребено в Полоцке.
В 1917 году мощи Иосафата Кунцевича перевезли в Вену, а с 1946 года они находятся в базилике св. Петра в Риме.
Большинство историков, которые анализировали впоследствии деятельность Кунцевича, пришли к выводу, что он был «человек страстный, фанатик – вел ярую и насильственную, фанатическую пропаганду унии».
Автор: Надежда Суслова https://planetabelarus.by/publications/12-noyabrya-smert-iosafata-kuntsevicha/