Доклад А. Б. Бизункова “Страсти и здоровье: о чем молчит наука”

18 февраля 2015 года в воскресной школе Николо-Георгиевского храма состоялось собрание медицинского братства. Главной темой встречи был доклад Александра Борисовича Бизункова «Страсти и здоровье: о чем молчит наука». На этот раз гостями медицинского братства были студенты медицинского университета, братство “Трезвение”, а также молодежное братство «Никифорос». После сообщения состоялась интересная дискуссия, где каждый мог высказать свои мысли на тему взаимодействия страстей и болезней.

Вашему вниманию предлагается доклад А. Б. Бизункова в полном объеме:

СТРАСТИ И ЗДОРОВЬЕ: О ЧЕМ МОЛЧИТ НАУКА

Если хоть какое-то взаимодействие между религией и медициной действительно возможно, то вопрос как соотносятся страсть и здоровье, страсть и болезнь, а также какое влияние оказывает борьба со страстями на процесс лечения болезней, является, несомненно, в этой теме одним из основных. Однако, рассуждения об этом придется начать издалека.

Медицина и антропология

Потому что первое, о чем спрашивают нас, представителей Православного медицинского Братства (ПМБ), наши коллеги, полагающие, что взаимодействие медицины с религией для медицины, по меньшей мере, неполезно: чем вы занимаетесь? Ответ нельзя дать в двух словах, и я не уверен, что он полностью уместился на страницах представленной лекции. Если существует, например, Православное медицинское Братство, то может ли существовать Братство православных электриков или, скажем, водителей трамвая? Юридически, конечно, может. Но какова его идеология – это уже другой вопрос. И вообще, имеет ли право на жизнь понятие «православный врач»? Один из наших наиболее активных и громкоголосых, но при этом весьма небогатых на убедительную аргументацию оппонентов, скандально известный российский журналист А. Невзоров проповедует абсурдность самого словосочетания «православный врач», полагая не без издевательства, что единственной отличительной чертой таких врачей могло бы быть использование ими медицинских инструментов в форме креста (www.nevzorov.tv/2012/09/mediamifirpts/).

Это, пожалуй, самая агрессивная реакция на нас и нашу деятельность. Есть и другая, более мягкая, но не менее вредная. Приверженцы этой точки зрения полагают: Православие и медицина – это замечательно. Вот занимайтесь бомжами, алкоголиками, асоциальными элементами и т.п. В общем, теми, кто не может заплатить. Это ваше поле практической деятельности. Хотите интеллектуального общения – обсуждайте вашу извечную тему: разрешает или не разрешает Господь переливать кровь умирающему от геморрагического шока пациенту. Подобный формат – это частное проявление всеобщего крена, наблюдаемого в общественном сознании, когда религию стремятся свести к этике. Дескать, религия – это значит не убий, не воруй, не прелюбодействуй, не бери взяток, даже если дают, уступай место в автобусе пожилым и инвалидам. Плюс необходимость раз в год красить яйца, ну и еще пара-тройка подобных установлений. И все. Но на самом деле религия никогда не сводилась и не сводится к этике, хотя в то же время и является ее основой. Упрощенно можно сказать этика – побочный продукт религии, потому что центром религиозного мировоззрения всегда была сотериология – учение о том, как преодолеть смерть, причем смерть не как философскую категорию, а смерть свою собственную. Но в таком контексте вопрос: правомерно ли понятие религиозная медицина, только обостряется. Поскольку главная задача религии – это преодоление смерти, т.е. она ориентирована на жизнь последующую, а медицина ориентирована исключительно на жизнь земную, то в этом смысле надо скорее говорить не об общих целях, а о противоречиях.

Для практической медицины главный сегмент, который она берет от религии – это антропология или понимание того как устроен человек. Что такое человек можно понимать по-разному. Например, можно иметь марксистское представление о нем, которому до сих пор обучают в медицинских вузах, человек – это сумма клеток и тканей, которые сами же собой и управляются. Можно использовать для этой цели различные учения Востока, где есть взаимодействие энергий Инь и Янь. Можно обратиться к оккультизму с чакрами, астралами и прочими ужастиками, от которых недалеко и до сатанизма. Можно взять антропологию из Православного вероучения, которая предполагает, что человек не ограничивается физическим телом, а содержит кроме того душу, часть которой сопряжена с животной природой человека, а вторая часть – с его высшей духовной природой.

Поэтому различие между идеологией ПМБ и любых других религиозных объединений, в названиях которых фигурирует профессиональная направленность, очень существенно. Если обычная религиозная организация объединяет в своих рядах представителей определенной профессии, данную религию исповедующих, то когда речь идет о медицинской религиозной организации, надо понимать, что ее члены не только исповедуют, но и используют в ежедневной практической работе антропологию этой религии. Поэтому использование Православной антропологии в своей профессиональной деятельности является или, по меньшей мере, должно являться отличительной чертой (ПМБ) и от других профессионально ориентированных религиозных сообществ, и от официальной медицины.

Чтобы закончить с понятием Православная медицина, надо упомянуть еще одно ее понимание. Есть и такой подход: вы мне скажите, какому святому надо молиться, чтобы зрение не падало или чтобы белка в моче не было, или при болях в желудке? Бывает сложно объяснить человеку, что Православие вообще и медицина, основанная на принципах православной антропологии, это не сказка про серого бычка и не народный фольклор, а в первую очередь, культура мышления или даже строгость мышления. В святоотеческом предании есть такая история. Кто-то из молодых послушников пришел к Антонию Великому, который считается основателем монашества в христианстве и спросил: что самое главное в монашеской жизни? Тот ответил, что самое главное – рассудительность и трезвомыслие. Заметьте: не молитва, не смирение, не духовная брань, любовь к врагам и так далее, а рассудительность. Мне это представляется очень важным, когда речь идет о понимании взаимодействия Православия и медицины или религии и медицине вообще. Кстати, сам Антоний Великий прожил более 100 лет. Современники отмечали, что у него до последнего дня было хорошее зрение и сохранены все зубы. А это 3-4 века нашей эры, египетская пустыня и соответствующий уровень развития медицинского обслуживания. Это случайный штрих к вопросу влияет или не влияет духовность на телесное здоровье.

Так что же меняется в работе врача в зависимости от того на какой антропологии она построена? В качестве примеров того как мировоззрение врача оказывает влияние на его профессиональную деятельность часто приводят такие технологии как эвтаназия, ЭКО, суррогатное материнство, клонирование человека и так называемое планирование семьи, являющееся на деле одной из двух оправдываемых человеческим сообществом форм убийства (первая – убийство по приговору суда). Эти примеры общеизвестны, но достаточно далеки от практики среднестатистического врача или касаются только отдельных специальностей. На самом же деле ситуации, когда применение разных антропологических подходов принципиально меняет тактику лечения и его результат, в медицине встречаются значительно чаще. Они, как правило, не обсуждаются ни на религиозных конференциях, ни на симпозиумах по биоэтике, ни тем более на медицинских конгрессах. Жизнь показала, что если мы рассматриваем человеческое тело как Божие творение, как местообитание частицы Духа, то мы выбираем одну тактику лечения. Если мы полагаем, что тело человека это и есть сам человек, который состоит из клеток и тканей, способных управлять собой совершенно самостоятельно, то мы выбираем другую тактику.

Эта другая тактика проявляется, например, в как можно более ранней подсадке пациента на лекарственную иглу при лечении артериальной гипертензии и других, так называемых болезней цивилизации в ущерб использованию немедикаментозных методов лечения. Или, например, в избыточном назначении антибиотиков при ОРВИ. Или, например, в раннем назначении инвалидизирующих операций без достаточных на то показаний, как это имеет место в оториноларингологии, где по некоторым заболеваниям, до 80% всех выполненных операций являются ненужными и выполняются только потому, что в медицине господствует слепая вера в технократизм и мощь человеческого знания. В этом же контексте стоит рассматривать даже борьбу с повышенной температурой тела, которую здравоохранение, если ему дать волю, наверно, понизило бы до температуры окружающей среды и только после этого бы успокоилось. Конечно же, если следовать грубому материалистическому пониманию человека, то это правильно: все надо вернуть к норме, к исходным данным. Но если понимать, что болезнь ниспослана свыше как некий этап очищения от накопившегося информационного негатива, то повышенная температура – это и есть то самое очищение, ради которого данная болезнь была дана, и, соответственно, в этом сегменте требуется вмешательство врача только тогда, когда эта очищающая сила повышенной температуры начинает выходить за «границы дозволенного» и превращается в силу разрушительную. Сюда же относится выхаживание новорожденных с запредельно низким весом, которое уже больше похоже на спортивное соревнование между разными странами и учреждениями. Никто не хочет подумать о том, что чем меньше вес, тем больше генетических мутаций, и будущих генетически обусловленных заболеваний, которые проявятся особенно ярко у детей этих новорожденных и даже у их внуков. Сюда же следует отнести идею улучшения человеческого тела для повышения сексуальной привлекательности или увеличения умственной работоспособности, будь то при помощи хирургических вмешательств, будь то при помощи лекарственных средств. Не за горами то время, когда для этих целей будут использоваться средства воздействия на генетический аппарат человека. Сюда же относится вопрос об использовании или неиспользовании генномодифицированных продуктов в питании и многое другое.

Кстати, а когда врач может относиться к своему пациенту как к творению Божиему? Это отношение не определяется настроением, наличием ученой степени или грамот облздравотдела. Это возможно только в одном случае: если врач сам считает себя таким Его творением. Когда мы обсуждали трехчастное строение человека, мы не поговорили о том, как проявляется в нем духовный компонент. И этого, кстати, нет в книге у архиепископа Луки «Дух, душа и тело». Например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) высказывается в своих «Размышлениях о бессмертной душе» на эту тему так. Дух в человеке проявляется в трех вариантах: страхом Божиим, совестью и жаждой Бога. Так вот относиться к пациенту как Божьей твари невозможно, если нет чувства страха Божия в тебе самом. Что это такое? Страх Божий это не совсем то, что мы испытываем, когда хотим уйти раньше с работы. Страх Божий это благоговение перед Божиим творением. Что-то похожее говорил Альберт Швейцер. Он считал, что каждый человек, а врач тем более, должен иметь чувство благоговения перед жизнью. Это означает буквально следующее: помни, человек, даже если ты и профессор, что ты вмешиваешься своим ограниченным умом туда, где все устроено по принципам высшей мудрости и несет в себе печать Духа. При таком подходе вряд ли кто осмелится предложить пациенту ненужную операцию или назначить ненужное лекарство или сделать ненужную прививку. Все это были доказательства того, что разные антропологические установки в медицине не иллюзия, не выдумки книжных ученых, а фактор, который в значительной степени, определяет результаты лечения, и, в конце концов, не побоюсь сказать, выживаемость человечества, особенно если учесть, что нашими антибиотиками уже насыщены перья у пингвинов, а микрофлора почвы в Западной Европе уже отказывается участвовать в разложении человеческих трупов, о чем имеются доказательные научные исследования.

Страсть – ненужная в медицине категория?

Теперь мы окончательно возвращаемся в тему. Одним из таких базовых антропологических взглядов, от которых так много зависит в медицине, является понимание роли страсти в развитии заболеваний. Научная медицина, естественно, отрицает не только роль, но и само понятие страсти, рассматривая их как очередные поповские сказки. В то же время каждый практикующий врач скажет вам, что лечить человека, пораженного страстями, хоть телесными, хоть духовными, работа весьма неприятная. Но это, конечно же, исключительно эмоциональная оценка, а есть ли серьезное научное обоснование? Слово страсть не используется в медицинских учебниках и монографиях в первую очередь, потому что в этом нет необходимости. В современной медицине существует определенное, достаточно жесткое понимание вопроса, почему человек болеет. Оно ограниченное, но медицину полностью удовлетворяет. Удовлетворяет несмотря на, если взять в целом, невысокую эффективность лечения и даже на то, что такое понимание приведет к исчезновению медицины как вида деятельности, но об этом позже.

Итак, известно, что если в гайморовой пазухе поселился стафилококк, то разовьется гайморит. Если бактерия хеликобактер по каким-то причинам активизировалась в желудке, то пациента ждет язва желудка. Правда стафилококк или хеликобактер живут почти также и у здоровых людей каждый в своем месте, но об этом как-то стараются не вспоминать, понимая, что от этого зависит количество проданных антибиотиков. Если в крови поднимается холестерин, а именно его нехорошая форма, то будет инфаркт миокарда. Если мутирует какой-либо ген, многие из которых уже определены, то разовьется рак. Причем здесь страсти? Это шла речь о развитии болезней, и мы увидели, что места для страстей здесь как бы нет.

Теперь подойдем с другой стороны, противоположной. Православная антропология считает, что страсти – это плохо, а, соответственно, отсутствие страстей хорошо. Человек возрастает духовно по мере освобождения от страстей, в максимуме этого процесса достигая святости. При этом оказывается, что люди такого уровня духовного развития часто не отличаются завидным здоровьем. Тогда какая же польза от медицины, основанной на принципах православной антропологии?

До сих пор в медицине господствует представление об организме человека, работающего по принципу стимул-реакция или потребность-ответ, что имеет название рефлекторная теория, которой уже скоро 400 лет. Автором этой теории считают великого француза Рене Декарта. То ли Декарт настолько опередил своих современников, то ли наши современники настолько консервативны, но суть такова, что современная медицина в точности исповедует сегодня его представления четырехвековой давности. Научному сообществу не хватает моральных сил, чтобы выйти из плена этих архаичных представлений. По-видимому, в первую очередь, из-за того, что они оказались коммерчески выгодными. Сам Декарт, гордый французский дворянин, всю жизнь испытывавший финансовые затруднения, этому бы немало удивился. Мало кто знает, что Декарт, которого считают одним из столпов рационализма – учения о неограниченной силе разума, был одним из первых европейских ученых, серьезно занимавшихся изучением влияния страстей на жизнь и здоровье человека. Правда, он считал, что страсть – есть исключительно телесное состояние, которое производит вредоносное влияние на психическую жизнь.

На самом деле все, конечно же, не так. Человек живет не по Декарту. Подавляющее большинство поведенческих актов и у высших животных, и тем более у человека, начинаются не с внешнего стимула, а с порождения виртуальной модели будущего действия в его головном мозге, как сказали бы материалисты, или в душе, как скажем мы, потому что мы не ограничиваем душевную деятельность работой мозга, сердца или другого органа. Эта виртуальная конструкция будущего действия, формируется на основе знаний, предшествующего опыта, системы запретов, действующих в обществе и личных душевных наклонностей. Набор целей, которые преследуют при создании таких виртуальных конструкций и животные, и люди не отличается большим разнообразием. И те, и другие либо хотят получить удовольствие, либо хотят избежать страдания. Т.е. в большинстве случаев, если мы, конечно, исключим такие примитивные реакции как хрестоматийный пример с отдергиванием руки в ответ на укол иголкой, нет внешней причины, но человек задумывает и совершает какое-то действие. Серьезные ученые не могли обойти вниманием этот вопрос. Первый из них, о котором ничего не желают знать современные авторитеты от медицины, – Иммануил Кант. В своей «Критике практического разума» он логически безупречно доказал ложность вывода о том, что внешние стимулы являются первичным материалом для построения поведения человека. Венгерский нейробиолог Янош Сентаготаи в одной из своих статей писал, что даже группа совместно живущих нервных клеток и та способна порождать внутренние потоки импульсов, которые контролируют ее жизнь вместе с внешними стимулами. Выдающийся русский и советский ученый, академик Ухтомский А.А., создатель учения о доминанте, которому коммунисты позволили несколько поколебать декартовское представление о человеке и о котором, кстати говоря, мы знаем несправедливо мало. Будучи профессором-физиологом одно время вел в СССР церковные службы, был иеромонахом в миру, принадлежал, правда, к так называемой Единоверческой церкви. Так вот он отмечал, что если бы живое существо действительно функционировало исключительно по принципу стимул-ответ, то у него был бы только один путь развития – стать паразитом.

Поэтому стихия душевной жизни и животных и человека, в первую очередь, не есть результат отражения внешнего мира, а представляет собой совершенно самостоятельное явление, которое только отчасти является результатом действия стимулов, исходящих извне. Есть отдельные сегменты, которые способен выхватить из общего потока душевной жизни взгляд исследователя. Кто-то их называет чувствами, кто-то эмоциями, кто-то аффектами. По сути, все это одно и тоже. И если идти от практики, то в широком смысле это же можно назвать и страстями. Хотя, конечно, в христианском понимании страсть выделяется отдельно как чувство, которое стало доминировать над другими и перестало контролироваться сознанием человека. Но, понимая как легко эти чувства, эмоции и аффекты превращаются в страсти, как много есть условий и факторов для облегчения этого процесса, можно легко согласиться с Семеном Франком, который писал в 1917 году, в книге «Душа человека»: «именно страсти и составляют подлинную основу нашей душевной жизни, хаотичную, слепую и иррациональную».

Страсть с точки зрения науки

Есть в святоотеческом учении стадийность развития страсти, думается, вы с ней знакомы, а если не знакомы, то можете легко познакомиться в соответствующей литературе. Также как и с различными видами и классификациями страстей по разным авторам. Это общеизвестно. Отмечу только, что деление страстей на душевные и телесные вовсе не означает, что телесные страсти – находятся исключительно в теле человека. Они требуют физического тела для их осуществления. Логика подсказывает, что любой вид страсти должен поражает всего человека полностью, т.е. всю его трехчастную структуру (дух-душа-тело).

В развитии страсти ключевую роль играет стремление к удовольствию. Почему человек буквально соткан из этих стремлений, понять нельзя, и разумного объяснения этому нет. Академик Бехтерева пишет, что у человека значительно больше, чем у животных зон в головном мозге, раздражение которых вызывает эмоциональные реакции, в том числе и положительно окрашенные т.е. удовольствие. Раздражение любого из имеющихся у человека рецепторов способно вызвать удовольствие в том или ином виде. Возьмем вкусовые рецепторы – для них существует целое море разных кулинарных инноваций, к которым склонны бывают и иные православные. Для звуковых рецепторов существует музыка, и сегодня специалисты все чаще говорят об аудионаркотиках. Для зрительного рецептора – целый набор от живописи и скульптуры до бодиарта и дизайна. Рецепторы ускорения и гравитации, раздражаясь при укачивании ребенка, активируют ему центр удовольствия, и он перестает кричать, после чего засыпает. Для услаждения рецепторов обоняния существует целая отрасль промышленности, которая развилась до такой степени, что уже грозит взорвать озоновый слой планеты. В этих условиях, когда куда ни ткни, везде активируется центр удовольствия, любая гипермотивация, любое чуть более, чем обычно выраженное желание чего-то или стремление к чему-то может привести к формированию устойчивой запоминающейся связи между стимулом и удовольствием. Более того, за счет свойств пластичности нервной системы удовольствие, полученное одним способом, начнет требовать для своего поддержания и других способов стимуляции. Поэтому страсть долго не может быть одна – к ней обязательно присоединятся и другие.

Почему это происходит именно у человека, почему так легко разрастаются отдельные поведенческие реакции, почему центр удовольствия так активен и так легко доступен для стимуляции, что в конечном итоге может приводить даже к смерти индивидуума? С биологической точки зрения – это нонсенс. Почему эволюция, о которой нам твердят до сих пор большевистски настроенные профессора, не поставила никакого предохранителя или пожарного крана, чтобы остановить этот бессмысленный процесс? Дерзну предположить, что ученые не хотят отвечать на этот вопрос, потому что он заставляет радикально изменить наши взгляды на природу человека. А ответ напрашивается сам собой. Это может быть связано только с биологическим регрессом человека по отношению к животным. Да человек – есть венец Творения. Но венец он только тогда, когда он взят в своей логической цельности и полноте, т.е. состоящий, как учит наш небесный покровитель свт. Лука, из Духа, души и тела. Человек, рассматриваемый в виде тела, без остальных своих частей – есть однозначный биологический регресс по отношению к животным. И не я первый до этого додумался. Мне не известно мнение по этому вопросу учителей Церкви, но среди европейских ученых это доказал Илья Мечников в своей книге «Этюды о человеческой природе». Там он подробно анализирует и систему пищеварения, и репродуктивную функцию, и даже процесс умирания биологических объектов. По всем параметрам получается, что человек в эволюционном плане – это движение назад. Примечательно, что сам Мечников был матерым атеистом и последовательным эволюционистом и долго бы смеялся, если бы ему показали такой вывод из его работы, но опровергнуть его он бы не смог, не вступив в противоречие со своей же книгой. Почему у выдающегося мыслителя получилось это несоответствие? Потому что Мечников был честным ученым, который не желал заниматься подтасовкой фактов и мог позволить себе высказывать мнение независимое от господствующей идеологии в научном сообществе.

Определение страсти официальная наука, будь-то медицина или психология, всегда давала крайне путано. Что же это такое. Страсть – состояние, когда процесс удовлетворения естественной потребности физиологической, психологической или духовной (сообразно трехчастному строению человека) перестает контролироваться по типу отрицательной обратной связи. Это определение, несомненно, требует пояснения, тем более, что такого понимания страсти в науке еще не было.

Мы понимаем сегодня, что рак есть закономерная плата за специализацию клеток. Если бы все клетки были бы одинаковыми, то не было бы необходимости в их дифференцировке, т.е. в их созревании, и не было бы условий для возникновения рака. Летом прошлого года в журнале Nature была опубликована статья, где удалось впервые получить раковую опухоль у пресноводной гидры. У нее всего два слоя клеток, но раз есть два слоя, значит, есть дифференцировка и можно получить раковую трансформацию. Наличие страсти у человека – плата за более сложное, чем у животных трехчастное строение и соответственно плата за необходимость более сложного процесса управления по сравнению животным. Если управление в человеке осуществляется по тем же принципам, что и у животного – такой человек обречен на развитие страстей и смерть от них.

Управление, где бы оно ни было, основано на обратной связи, т.е. например, если мы хотим, чтобы коллективный разум нашего Братства в процессе нашей беседы развивался и совершенствовался, надо постоянно интересоваться понимаете ли вы то, что я вам говорю, т.е. нужна обратная связь. Есть два варианта действий в ответ на информацию, полученную по обратной связи. Первый – сделать что-то такое, после чего система вернулась бы к исходному состоянию, это есть отрицательная обратная связь. И второй, противоположный, делать что-то такое, чтобы система как можно больше уходила от первоначального состояния. Это положительная обратная связь.

Для поддержания устойчивости в системе, конечно же, наиболее привлекательно выглядит отрицательная обратная связь. И она широчайше представлена в организме человека. По этому механизму, например, уменьшается продукция гормонов ли ферментов, если мы вводим эти гормоны или ферменты извне как лекарства. Или растет ЧСС при кровопотере, чтобы поддержать оптимальный уровень кровотока. Механизм отрицательной обратной связи обеспечивает длительное устойчивое состояние без вмешательства внешних сил. Казалось бы, этого достаточно для существования живого организма, но в реальной жизни находится место и для процессов, контролируемых по типу положительной обратной связи, когда система стремится все дальше уйти от первоначального состояния равновесия.

Например, при ранении сосуда начинается лавиноподобное образование факторов свертывания крови, при попадании микроба начинается лавиноподобное образование антител и цитотоксических клеток, средств иммунной защиты. Чем больше растягивается шейка матки в родах, тем сильнее сокращается маточная мускулатура. Этим принципом управляется генерация потенциала действия в нерве или рождение сигнала для сокращения сердца. Все процессы, управляемые по типу положительной обратной связи деструктивны для того места, где они происходят. Тромбирование сосуда фактически уничтожает его, уничтожение микроба приводит к уничтожению целого фрагмента ткани, находящейся в зоне воспаления. После изгнания плода функция матки выключается на достаточно долгий период. Каждый разряд водителя ритма в сердце не предполагает следующего его сокращения. И если бы он регулировался только положительной обратной связью, то следующее сокращение никогда бы не наступило. Поэтому периодически возникающие в организме процессы, управляемые положительной обратной связью, целесообразны только тогда, когда они являются частью более объемных систем, управляемых уже отрицательной обратной связью, которая предохраняет систему от полного распада.

Очень важный момент: сигнал, останавливающий распад системы, внезапно начавшей работать по типу положительной обратной связи, должен прийти только из высшего иерархического уровня. Где именно находятся эти включатели и переключатели не понятно, ученые ищут их до сих пор в каждом конкретном процессе. Если этого переключения не происходит, например, в процессе тромбообразования, то развивается ДВС-синдром, если не происходит при банальном микробном воспалении, то развивается хроническая форма заболевания, аллергические реакции или аутоаллергия.

Эти два механизма регуляции (положительная и отрицательная обратная связь) очень похожи на известные древние образы из сказок: живую и мертвую воду. Мертвая вода – это символ положительной обратной связи, когда нужно уничтожить какую-то часть системы, чтобы вся система не погибла. А потом, конечно, приходится использовать живую воду, которая будет обеспечивать саморегуляцию системы, ее устойчивое существование в течение долгого времени.

Подобные примеры можно найти не только в медицине. Например, в нашем городе есть предприятия, которые продолжают производить непродаваемую продукцию, иными словами, работают по принципу положительной обратной связи. Их работа с точки зрения нашего определения является вариантом страсти. Естественно, такой завод обречен на самораспад, если исключить действие внешних сил по его поддержке. Социальная революция – тоже процесс, контролируемый положительной обратной связью, и он также глубоко деструктивен, что многие народы имели возможность ощутить практически. В старые времена, когда не было представлений о теории управления, ученые интуитивно называли процессы, контролируемые по принципу положительной обратной связи порочными кругами, подчеркивая этим их разрушительный характер. В медицине по каждой анатомической системе организма человека подобных порочных кругов описано предостаточно.

Таким образом, вот основные черты (остановимся пока на пяти) любого процесса, контролируемого положительной обратной связью, т.е. любой из известных страстей:

  1. Процесс направлен на уничтожение того сегмента, где он происходит (принцип мертвой воды) или целого организма.

  2. Чтобы система не погибла, требуется внешняя сила, так как сама она выйти из этого состояния не может.

  3. Нарушается иерархия уровней регуляции: низшие уровни бунтуют против высших. Например, когда жировой ткани становится слишком много, она начинает играть в организме роль нового самопровозглашенного органа внутренней секреции. Т.е. производит большое количество гормоноподобных веществ, которые начинают конкурировать в процессе управления с сигналами из ЦНС и настоящих органов внутренней секреции.

  4. Человек теряет свой главный дар, полученный от Бога – свободу, становится легко подверженным любым способам манипуляции. Манипуляция человеком – отдельная тема. Можно сказать, это основа современного мира. Поэтому мир сегодня, используя всю мощь воздействия на человека, изо всех сил индуцирует развитие страстей в нем.

  5. Требуется неиссякаемый источник предмета страсти, который будет перерабатываться этим процессом. Материала, требуемого для удовлетворения страсти, как правило, не хватает. Его недостаток создает для организма большой физический и психологический стресс от депрессии до крайних форм агрессивности. Если речь идет о страстях телесных, то сам материал, может представлять опасность для жизни (алкоголь, наркотики, никотин, пищевые продукты в избыточном количестве). Если речь идет о страстях душевных, то материалом являются окружающие люди. Пример с постом.

Если порочный круг в каком-либо мелком сосуде или на слизистой оболочке носа может прерваться после прихода управляющего сигнала из центральной нервной или эндокринной систем, то страсть представляет собой порочный круг, охватывающий всего человека в целом, поэтому в самом человеке нет управляющего органа, который мог бы дать этот переключающий сигнал. В ряде случаев в качестве источника такого сигнала может выступить микросоциум. Для примера можно привести общество анонимных алкоголиков. Или в форме жесткого запрета из макросоциума, как это имеет место в исламских странах, где носителей некоторых страстей ожидает очень жестокое наказание. Это, очевидно, происходит, в том числе и из-за того, что общество на подсознательном, интуитивном уровне, боится людей, которые допустили в себе развитие этих порочных кругов. Боится так, как оно боится опасной инфекции, когда больных стараются изолировать. Наш микросоциум, я имею в виду Православное медицинское Братство тоже может и должен стать таким источником позитивных управляющих сигналов. Этим, кстати, отличается Православное медицинское Братство от Общества Православных врачей. Братство может стать терапевтической средой на пути борьбы с самыми разными страстями, имеющимися у его членов, а Общество такую задачу решить не может. Другим, а по значимости, несомненно, первым, источником таких управляющих сигналов может быть только мир духовный, т.е. без духовных практик избавление от страсти не представляется возможным. Потому что источники управляющих сигналов из материального мира, которые способны остановить в человеке процесс, развивающийся по типу страсти, людям до сегодняшнего дня не известны. Вот поэтому связь религии и медицины имеет разумное научное обоснование.

Страсти, болезни и их лечение

Интуитивно люди с древних времен считали страсть вредным явлением. Патос – страсть, отсюда слово патология – учение о развитии болезней, значит страсть – синоним болезни, а фактически и есть сама болезнь. Платон за 400 лет до Христа проповедовал негативное отношение к страсти, правда, наличие страсти считал неизбежностью. Как бороться со страстями толком не знал даже он сам, хотя более разумного человека за всю историю человечества найти будет непросто. Паллиативным средством борьбы со страстями Платон считал занятие философией, но и сам в это не особенно верил. Греки говорили: философия – искусство умирать. И надо отдать должное, эта идея оказалась в каком-то смысле пророческой. В то время, когда в Европе средняя продолжительность жизни не превышала 30 лет, средняя продолжительность жизни известных европейских философов той поры лежала в диапазоне от 70 до 80-лет, а то и больше. Цицерон, который был тоже весьма далек от христианства, писал, что страсть – это болезнь и мудрый человек должен стремиться к бесстрастию, т.е. апатии. Поэтому идея борьбы со страстями не имеет никакого отношения к христианству, а вытекает из коллективного человеческого опыта и подсознательного страха перед возможностью быстрого разрушения личности.

Как же все-таки влияет бесстрастие на здоровье. Амвросий Оптинский прожил почти 80 лет притом, что был очень больным человеком. В России конца 19 века средняя продолжительность жизни составляла 32 года, соответственно у мужчин она была и того ниже. Наш небесный покровитель прожил 84 года будучи чрезвычайно больным человеком и перенеся в буквальном смысле нечеловеческие страдания. Серафим Вырицкий тоже не отличался здоровьем и тоже прожил 82 года. Факты говорят: стремление к бесстрастию и в какой-то степени его достижение, если и не предотвращают физические болезни, но все-таки продолжительность жизни увеличивают.

Кроме того, мы понимаем, что болезни неоднородны. Есть среди них такие, которые разовьются в любом случае, независимо от степени духовного развития человека и образа жизни, который он ведет. А есть те, что развиваются по преимуществу из-за особенностей образа мысли и образа жизни пациента. Это сугубо естественнонаучная идея поддержана и в святоотеческом наследии. Все мы читали, что одни болезни даются человеку для смирения, другие – назидание, третьи – для вразумления и так далее. Если не рассматривать венерические болезни и алкоголизм с наркоманией, то есть еще, как минимум, одна группа заболеваний, связь которых с духовными нестроениями представляется наиболее понятной. Это психосоматическая патология. Причем эта связь стала очевидной именно в последние десятилетия. Митрополит Иерофей Влахос в своей книге «Православная психотерапия» подметил исключительно точно: если бы христианство появилось сегодня, то оно бы было воспринято современными людьми, в первую очередь, не как религиозное учение, а как психотерапевтическая технология.

Перечень заболеваний, которые медицинские авторитеты относят к психосоматическим все время расширяется. Человек, впавший в какую-либо страсть, живет в состоянии постоянного стресса: то нет предмета удовлетворения страсти, то есть предмет, но нет условий, чтобы страсть была бы удовлетворена, то необходимо тратить ресурсы на улаживание многочисленных социальных конфликтов. Механизм действия стресса на организм уже изучен достаточно подробно. Описано как повреждаются мембраны клеток, ионные каналы и активные центры ферментов и даже появляются раковые клетки, если ты недоволен собой, женой, директором, властью, детьми или тещей. Второй механизм, через который страсть проявляет свое патогенное действие – развитие эмоционального выгорания как профессионального, так и семейного генеза. Описан он в середине 70-х годов прошлого столетия, но до сих пор ни официальная медицина, ни официальная психология не дала внятного объяснения, откуда он происходит, и, соответственно, что с ним делать. Предлагаемые методы коррекции не более эффективны, чем детские считалочки или пионерские речевки. На самом деле причина эмоционального выгорания – антропоцентризм человеческой личности, который для этой самой личности является сильнейшим ядом. Потому что в центре человека должно быть нечто большее, чем сам человек. И это является главным условием того, что в нужный момент будет откуда взяться тому спасительному сигналу, который прекратит саморазрушение организма, насыщенного порочными кругами, контролируемыми положительной обратной связью.

Поэтому ликвидация страстей и в идеале бесстрастие является мощнейшим терапевтическим и что самое главное профилактическим инструментом. Из-за примитивного материалистического преставления о человеке медицина потеряла свой главный принцип – профилактическую направленность, который сегодня, к сожалению, остается чистой декларацией. На самом деле медицина развивается совсем в другом направлении. Медицина сегодня не желает не только предупреждать болезни, но и вообще лечить человека. Медицина сегодня в большинстве своем занимается только улучшением качества жизни. Для этого предлагается на первом этапе заменить естественные регуляторные механизмы средствами постоянной химической поддержки, т.е. речь и идет о необходимости пожизненного приема лекарств. На втором этапе речь идет об удалении органов, испорченных лекарствами с заменой их новыми или искусственными, если это возможно. Максимум подобного развития – создание кибернетического организма или клонирование человеческого тела раз в 7-10 лет.

Рендал Куне, американский нейроинженер из Сан-Франциско, со своей международной командой специалистов серьезно работает над перенесением сознания человека на компьютер, есть определенные успехи, во всяком случае, нет оснований считать, что это невозможно. Все это приведет к тому, что медицина как наука и искусство лечения болезней, окажется не нужна. Как стали ненужными часовщики и мастера по ремонту телерадиоаппаратуры. Вместо того, чтобы ремонтировать испортившуюся технику все чаще оказывается проще и дешевле прибрести новое устройство. Точно то же ждет и медицину, которая не считает человеческое тело местом обитания частицы Духа. Более разумно и экономично будет просто заменить старое испорченное тело на новое. Потом использовать его на полную катушку, предаваясь всем возможным и невозможным порокам, после чего выбросить и снова заменить. Можно только ужаснуться тому, каким будет уровень духовной дегенерации такого сообщества человекоподобных индивидуумов. И как тяжело там будет выжить оставшимся нашим Православным братьям, да и всем тем, кто будет придерживаться традиционных принципов человеческой жизни.

По большому счету большинство из того, что мы говорили, не имеет прямого отношения к религии. Почти вся представленная информация относится к области честной науки. Религиозный аспект проблемы начинает превалировать, когда речь заходит о том, что в процессе рождения и созревания страсти самым активным образом работают демоны. Чаще всего именно они засевают в сознание прилоги – то из чего и формируется страсть в виде доминирующего чувства или эмоции, разрастающейся по закону положительной обратной связи. Мы, следуя формату строго рационального мышления, не указывали, что именно является пусковым элементом развития страсти. Мы обсуждали только механизм развития, т.е. патогенез. Поэтому для научного исследования вопрос о первоисточнике страсти по-прежнему открыт. Во всяком случае, ответа на него ни наука, ни философия пока не нашли. Доказательство существования демонов – это уже отдельная тема. Равно как отдельная тема и использование опыта разных религиозных учений для коррекции страстей в человеке.

Если все это подытожить, то получится следующее.

  1. Нельзя считать, что страсть – понятие исключительно религиозное. Этим словом можно обозначить дефект в системе управления, тогда страсть будет понятием из кибернетики.

  2. Медицина не приемлет идею страсти по причине примитивности своей философской базы.

  3. Категория страсти, скорее всего, под другим названием, будет обязательно внедрена в медицину, как только одной из ее основ, наряду с биологией, станет теория информации.

  4. Борьба со страстями – это борьба с хаосом в системе управления, существующей в человеке. Она должна быть главным принципом профилактической медицины и она же должна быть основным фоном, на котором осуществляется процесс лечения всех человеческих болезней.

  5. Диагностика и коррекция страсти – первое и основное лекарство для лечения психосоматозов на ранних и, как правило, обратимых стадиях их развития, единственная адекватная альтернатива подсадке пациентов на пожизненную лекарственную иглу или, как минимум, возможность отсрочить тот момент, когда жизнь без лекарств станет невозможной.

   Отправить статью как PDF