Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

1296

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ И НАЧАЛОМ УСПЕНСКОГО ПОСТА!

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8:

С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля,/ посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве,// моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Всемилостивому Спасу, глас 4:

Вся́кия скве́рны, Всеми́лостивый Спа́се, аз бых де́латель,/ и во отча́яния ров впа́дся,/ но стеню́ от се́рдца, и вопию́ к Тебе́, Сло́ве:/ ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся на по́мощь на́шу,// я́ко Ми́лостив.

*  *  *

В спасительном  знамении.

Каково  наше внутреннее состояние? Развиваются ли и совершенствуются ли силы нашего духа в деле нашего спасения? Не говорит ли каждому из нас совесть словом Писания: «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Псал. 37, 4)?

Да, вот кто возмущает внутренний мир наш, – это грехи наши! Вот опаснейшие враги наши, которые отнимают у нас не внешния приобретения, а внутреннее сокровище, потребное для вечной жизни, похищая в душе нашей веру (Лук. 8, 12) и оскверняя сердце наше смрадом гнусных мыслей и дел (Мат. 15, 19–20).

а) Как же и чем нам вооружиться против столь опасных врагов? Где искать защиты и победы над ними веруюшей душе?

В том же спасительном знамении, под сению которого одержана победа, нами ныне воспоминаемая, именно в кресте Господем. «Кресте честный, – взывает верующий ратоборец, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благословение даруя ми, и жизнь и силу, содействием Св. Духа и честными Пречистыя мольбами» (посл. троп. в 9-й песни канон. Григория Синаита).

б) Но указывая на крест Господень, как на победное оружие, мы разумеем не одно внешнее ограждение себя крестным знамением. Наша мысль – показать необходимость в деле спасения внутренняго крестоношения. Один внешний знак креста изображаемого нами на себе без деятельного последования распятому Господу, не принесет нам должного плода. Надлежит, по выражению апостола, «распинать плоть свою со страстьми и похотьми». Вот спасительный крест, под сению которого можно благоуспешно идти против всех врагов, или грехов, запинающих нам достижение вечных благ. Правда, сей путь для нашей немощи не легок; Сам Господь назвал его – «узким», но назвал, конечно, не с тем, чтобы устрашить нас, а с тем, чтобы с одной стороны предохранить нас от беспечности в борьбе со врагами спасения и от самонадеяния, а с другой – чтобы указать нам на сей путь креста, как на самый прямой, верный и спасительный, и притом для всех, желающих спасения необходимый: «кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Матф. 10, 38).

в) Что значит взять крест свой? – Не то, конечно, чтобы мы самопроизвольно обрекали себя на всякие скорби и лишения, но то, чтобы с покорностию воле Божией переносили все, что нам посылается от руки Провидения, применительно к силам и состоянию каждаго. Итак, если тебе Господь посылает болезнь, терпи ее без ропота, но и не пренебрегай благовременною помощию врача. Если ты беден, употреби честный труд и не предавайся беспечности. Несчастен ты в семейной жизни, – не радуют тебя жена или дети? Постарайся благоразумием уменшить свое несчастие и не отчаявайся утешиться плодами своего благоразумия. Посетил ли тебя Господь пожаром, или другою какою непредвиденною потерею имения? Оплакал ли ты раннюю кончину близких твоему сердцу? Научись благодарить Господа за все, – за самые чувствительные потери, принимая их как меру, облегчающую твое шествие в след за Господом, и не ищи разсеять твою скорбь в вихре суеты мирской. Видишь ли ты нерасположение к себе людей, от которых могло бы зависеть твое благополучие, встречаешь ли от них одни оскорбленияи обиды? Оцени себя пред судом совести беспристрастно, имеешь ли ты право считать себя стоющим лучшей участи? Не скорби и в том случае, если бы ты признал себя невинным. «На сие бо и звани бысте», говорит апостол о подобном случае, «зане и Христос пострада за нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его, Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно» (1Петр. 2; 21–23). Одним словом, мал или велик будет наш крест, – легок или тяжел, укрепимся к мужественному несению его тою мыслию, что мы идем с ним в след за нашим Господом. Если бы все труды крестоношения совершались без определенной цели и без высшого благопромыслительного направления: тогда действительно мы могли бы легко падать на каждом шагу, не получая ободрения и оживления, но пред нами и личный пример Спасителя, «искушена по всяческим по подобию, разве греха» (Евр. 4, 15) и его радостно ободряющее слово: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Иоан. 12, 26).

III Заключим наше слабое размышление о крестном пути верным словом апостола: «аще с Господом умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся во веки» (2Тим. 2, 11–12). (Сост. по слов. прот. И. Виноградова, помещ. в «Душепол. чтен.» за 1892 г., август).”

Протоиерей Григорий Дьяченко

* * *

Сегодня, освящая материальный, вещественный мед, зададим себе вопрос: а есть ли в наших душах невещественный, истинный мед Духа – Благодать Божия? Ощущаем ли мы в себе этот небесный нектар, эту неземную сладость? Или в наших душах горечь страстей и грехов? Ведь если в нас не живет Благодать, то это значит, что мы заблудились, сбились с пути и живем без Христа. Об этом сказано у апостола Павла: если кто Духа Христова, то есть Благодати, не имеет, – тот не Христов. Потому и является главной целью христианской жизни стяжание Благодати, ибо только она может привести нас ко Христу и сроднить с Ним.

Благодать нужно стяжать, приобрести, то есть потрудиться, приложить усилия к тому, чтобы очистить свою душу от греха и сделать ее сосудом Духа. И тут нам опять приходят на память пчелы, а именно то обстоятельство, что истинные христиане бывают похожи на них. Как мудрая пчела летает, трудится, ищет цветы и собирает с них нектар, а от всего горького, вредного и нечистого улетает, так и христиане собирают с цветов добрых дел и чистой жизни нектар Благодати, а от горечи грехов и скверных дел – удаляются. Если мы так живем, то в нашей душе будет все меньше и меньше горечи, то есть грехов и страстей, и все больше и больше небесного меда – Благодати Божией. И если мы не ослабеем и не обленимся на этом пути, если пройдем по нему до конца, то, несомненно, станем истинными и святыми чадами Божиими, законными наследниками Будущего века, в чем как раз и заключается смысл христианской жизни на земле.

Празднуя все сегодняшние события, следует нам еще вспомнить и поблагодарить тех маленьких виновниц и участниц сегодняшнего праздника, без которых он был бы невозможен, – то есть пчел. Ибо они не только бескорыстно собирают для нас неустанными своими трудами мед, но еще и преподают нам добрый спасительный урок, научая христианской мудрости и наставляя на путь, ведущий в жизнь вечную, в Царство святых. Аминь.

Иоанн Павлов, священник
*
   Отправить статью как PDF