«Каждый из нас может и должен вести своё покаяние и стать священными маяками света, к-рые возвращают людей к Богу.» – прот. Сергий Котар.
Протоиерей Николай Коляда поделился находкой - проповедью своего свата протоиерея Сергия Котара. Приводим публикацию письма отца, опубликованного его дочерью Alix Ptichka на своей странице facebook (Сан-Франциско. 29 October 2021). Данная проповедь отца Сергия весьма своевременна, актуальна и полезна для всех нас сегодня.
“Недавнее письмо моего отца, немного запоздало.”
“23 октября 2021
Мои дорогие братья и сестры:
Мы наблюдаем здесь битву между осенью и зимой. Зима грозит нам первыми заморозками в этот понедельник. Но осень отбивается и отказывается сбросить все разноцветные листья на деревьях. На самом деле некоторые деревья очень поздно и только начинают менять цвет. Осень не бросит нас без боя.
ОТ ЛУКИ 7: 11-16
На следующий день Он вошел в город Наин; и многие ученики Его пошли с Ним и много народа.
Когда он приблизился к городским воротам, вот, вынесли мертвеца, единственный сын матери своей, и она вдова, и много жителей города было с нею.
Господь, увидев ее, смилостился к ней и сказал ей: не плачь.
И подошел, коснулся ярса, и рожавшие Его стояли. Он сказал: юноша, говорю тебе: встань.
И умерший сел и начал говорить. И отдал его матери своей.
И пришел страх на всех, и прославили Бога, говоря: великий пророк воскрес среди нас, и Бог посетил народ Свой.
Представлен один из трех случаев воскресения Иисусом мертвого человека, которые подробно обсуждаются в Евангелии. Мы также видим, как Он воскрешает двенадцатилетнюю дочь вождя синагоги. И все мы знаем подробности главной истории воскрешения Лазаря, воскресшего после четырех дней в гробнице. Но самое главное, конечно, это Господь воскресающий Себя. Чему учит нас Господь через эти воскресенные чудеса?
Один важный урок – необходимость сострадания к страждущим людям. Эти чудеса также учат тому, что нужно не только чувствовать сострадание, но и делать все возможное, чтобы облегчить страдания. В вышеуказанном случае, когда Господь увидел ее (мать), он сострадал к ней. Она была вдовой. Со смертью своего единственного ребенка она осталась совершенно одна и беспомощная в обществе, которое мало заботилось о нуждах женщин или заботилось о них. Поэтому Спаситель воскресил ее сына, чтобы позволить ему заботиться о ней до старости.
Когда Иисус воскресил дочь вождя синагоги, Он почувствовал глубокую боль, которую испытывают родители, когда теряют ребенка. Поэтому он не раздумывая пошел воскресить ее. Он сделал это, несмотря на то, что ее отец, Иаир, лидер синагоги, был членом правящего класса и, как таковой, довольно враждебен к Иисусу. Этим чудом Иисус учил, что нужно прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, даже если он наш враг.
Наконец, история Лазаря настолько известна нам, что никаких дополнительных комментариев не нужно.
Но что самое главное говорит нам Иисус? Он напоминает нам, что Он хозяин и над нашей жизнью и смертью. Он пожелал нам родиться. Он желает час, когда мы встретимся с неизбежным, нашей телесной смертью. То, что мы все умрем, неоспоримо. Но когда мы умираем, и при каких обстоятельствах, полностью и только по Его Божественной воле.
Спаситель, будучи всезнающим Богом, знает, когда лучше всего призвать каждого человека перейти в вечность. Когда приходит наше время, мы ничего не можем сделать, чтобы этого не случилось. Если мы понимаем, что не контролируем когда мы умираем, почему тогда столько страха перед ковидом?
Да, этот страх был понятен, когда болезнь только появилась, и последствия ее были неизвестны. Но почему те же радикальные меры, которые мало или совсем не действуют, чтобы остановить распространение спустя год, по-прежнему деспотически навязываются на людей? Эти ограничения оказались более вредными для людей, как физически, так и духовно, чем сама болезнь.
То, что неправославные люди стали жертвами этого страха, можно понять в какой-то степени, так как они не имеют полного истинного учения Христова. Но что действительно удивительно и печально, так это то, что многие православные тоже сильно покорились этому страху. Этот страх среди верующих привел к тому, что мы отвергаем все, что дает нам любящий Бог, чтобы защитить нас от болезней.
Наши церкви были насильно закрыты, сделав доступ к таинствам, особенно к исцеляющим таинствам Исповеди и Святого Причастия, сильно ограниченным и даже недоступным. Страх, что Тело и Кровь нашего Спасителя могут каким-то образом заразить людей, появился и вырос. Из-за этого были приняты меры, вопреки древним, канонически установленным средствам получения этой святой и целительной тайны. Доступ к святым иконам, к которым обычно бегут за исцелением, ограничили или даже запретили. Большинство людей были лишены празднования Воскресения, победы Христа над смертью! Даже таинство, установленное именно для исцеления больных, Святое Соединение, местами отменялось. Оскорбительнее всего церкви были объявлены несущественными, и многие из нас молчали.
Спустя год людей по-прежнему заставляют подчиняться очень сомнительным мерам по контролю за распространением этого вируса. Социальное дистанцирование требуется, но, как ни странно, только очень выборочно. Большое собрание людей близких к властным или самим властным разрешено, но всем остальным запрещено. Требуются мандаты, требующие маски, не имеющие доказанной эффективности. А теперь прививки людям заставляют, а тех кто сопротивляется наказывают. Это, несмотря на то, что прививки не были проверены должным образом на безопасность и разработаны с применением мер, отвратительных многим по религиозным соображениям.
Когда болезнь только появилась, люди начали спрашивать, почему Бог это допустил. Интересно, что сейчас не слышу, чтобы многие задавали этот вопрос. А должны, потому что наша Церковь учит нас тому, что Бог допускает подобные бедствия. Он позволяет им происходить, отвернувшись от людей, которые своим образом жизни отвергают Его присутствие. Уважая свободную волю людей, Бог отходит в сторону, что освобождает демонические силы наносить хаос и мучить людей ненавистью к Богу и Его творениям.
Все должны осознать и принять, что это мы выгнали Бога из своей жизни, Мы сделали это, желая наслаждаться жизнью без ограничений, которые Он накладывает на нас ради нашего спасения. Если мы глубоко раскаемся и вернем Его в нашу жизнь, Он, будучи всегда самым милосердным, остановит эту беду. Но если мы этого не сделаем, и даже если ковид умрет без нашего покаяния, наша свобода будет лишь временной. Новая и большая беда неизбежно рано или поздно поразит мир.
Дорогие мои братья и сестры во Христе, мы, православные христиане, должны сыграть важнейшую роль, тем более, что эта болезнь выявила очень слабый приверженность некоторых православных к своей вере. Будучи избранным народом Божьим, православным людям нужно возглавить путь в этой катастрофе. Сострадание требует этого от нас. И это не так уж сложно выполнить. Каждый из нас может и должен вести свое покаяние и стать священными маяками света, которые возвращают людей к Богу. Если мы все начнем вести образцовый православный образ жизни, наш пример может оказать на них такое спасение вокруг нас.
С большой любовью во Христе,
Протоиерей Сергий Котар”
https://www.facebook.com/ptichkalix/photos
*