Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Тропарь Кресту, глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Кондак Кресту, глас 7:
Не ктому́ пла́менное ору́жие/ храни́т врат Еде́мских;/ на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з дре́во кре́стное,/ сме́ртное жа́ло, и а́дова побе́да прогна́ся./ Предста́л бо еси́, Спа́се мой,/ вопия́ су́щим во а́де:// вни́дите па́ки в рай.
«Крестным ветрилом окрылившихся, корабль се спасительный поста преполовивши…».
Так говорится в Каноне, который Церковь воспевала в этот день Недели Крестопоклонной. Это значит что мы, окрылённые парусом креста, миновали середину трудного, но спасительного пути Великого поста.
* * *
«Крестным знамением отражаются греховные искушения, идущие или прямо от дьявола, или от мира и от нас самих. Крестное знамение надо творить с благоговением и смиренным сознанием, что можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждою на милосердие Его ради претерпенных за нас Богочеловеком крестных страданий и смерти»
прав. Иоанн Кронштадский
Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста»
прп. авва Исайя
«…С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание…»
свт. Афанасий Великий
«…Крестом стали явны для всех дела боговедения»
свт. Афанасий Великий
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение»
прп. Ефрем Сирин
«Царь понес на Себе Крест – этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери сии разбойникам и убийцам»
прп. Ефрем Сирин
«Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником Царства,
а диавол посрамлен»
прп. Ефрем Сирин
«…Крест <Христов> – для нас победный венец…»
прп. Ефрем Сирин
«Если часто чело свое и сердце запечатлеваешь знамением Владычнего креста, то с трепетом побегут от тебя демоны…»
прп. Нил Синайский
«Есть два способа взойти на крест: один – распятие тела; а другой – вхождение в созерцание; первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй следствием
действительности дел духа»
прп. Исаак Сирин
«…Когда умертвим страсти, уничтожим похоти и мудрование плоти подчиним духу, тогда только берем на себя крест и последуем Христу»
свт. Феодор Едесский
«Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу»
свт. Игнатий Брянчанинов)
«Коль великая и неописанная милость Божия – Крест Господень. В нем вся наша надежда» свт. Феофан Затворник
«Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова»
свт. Игнатий Брянчанинов
«К крестам внешним относятся: скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи по службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины; и вообще доля земная у всякого больше или меньше нелегкая. Должно терпеть все это, нести кресты, благодарно приемля их от руки Господней, как врачевство от грехов, как ключ, отверзающий дверь в Царство небесное. А роптать не ропщи, другому не завидуй и бессмысленному гореванию не предавайся.
Сделай же, чтоб несение креста было во спасение, а не на пагубу»
прав. Иоанн Кронштадский
«Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя. Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние»
Фото: икона Креста Господня в Св.Георгиевском храме **