Кто не успел посмотреть, не пропустите!

Картина ‘Где ты, Адам?’ – это уникальный фильм-эссе о Повседневной жизни и Вечных заботах мужского монастыря Дохиар, смиренно лежащего у подножия Афона.

Но это не только кино (где-то исключительно документальное, где-то великолепно живописное, а где-то таинственно сакральное), это настоящая исповедь, произнести и услышать которую может лишь тот, чья скорбь рассеялась.

*  *  **

Логлайн.

Фильм погружает зрителя в жизнь одного из монастырей Святой Горы Афон. Уединенная монашеская жизнь, полная подлинных персонажей и «повседневных святых», прорывается на экран из-под спуда наших мирских приоритетов.
Перед глазами зрителя предстает история о совершенно беспрецедентном образе жизни в живой монашеской общине посреди двадцать первого века.

Синопсис.

Сюжет фильма “Где Ты, Адам” разворачивается в древнем монастыре Дохиар на западном побережье горы Афон, одного из полуостровов Эгейского моря, отданного в исключительное пользование монахам восточного христианства. Образы природы вплетаются в практически непрерывную череду труда и молитвы, выстраиваясь в ритмическую взаимосвязь человека и природы, намекая тем самым на рай, по которому мы все в глубине души истосковались.
Но жемчужиной этого роскошного византийского ландшафта являются всё же сами монахи, чья теплота и самобытность были запечатлены приоткрытием завесы, скрывающей их повседневную жизнь, где у каждого свои радости, свои надежды и слабости.
Приглашая создателей фильма в свою среду, монахи надеются пробудить в каждом зрителе память о своем воскресении.
Центральной фигурой фильма стал старец монастыря игумен Григорий, чей многолетний опыт окормления наградил его глубоким пониманием души человеческой и её стремления вернутьcя в состояние, свойственное человеческой природе Адама до грехопадения.

Сюжетная линия.

Настоятель монастыря на горе Афон, приближаясь к концу долгой жизни, размышляет о физическом и духовном труде и о боли, вызванной пренебрежением, которые необходимы для мирной жизни в земном, а когда-нибудь и в небесном раю.

Игумен и вся община православного монастыря Дохиар на Святой Горе принимают на себя трудности, тяжкий труд и страдания жизни во имя Христа и следования монашескому идеалу. Их жизнь, как и их музыка, – это трогательное, подлинное взывание к Богу человека и природы, которое не оставляет зрителя равнодушным.

В дожде, море, земле и деревьях эта община видит призыв к глубокому покою, который монахи превращают в радость через поклонение Богу. Подобно тому, как они строят из дикого камня и добывают пропитание из того, что дает им природа, так и свою духовную жизнь эти монахи выстраивают из послушаний, всенощных бдений, изнурительного физического труда.

Мы видим, что монахи – крепкие люди, способные строить подпорные стены для защиты от моря, через пот, усилия и молитву. Море – это метафора мира, стена – метафора монашеского государства или монашеской цивилизации. Звон кузнечного молота перекликается с ударами деревянного била, призывающего к молитве, за которой вновь следует работа!

Игумен Григорий размышляет о жизни монахов, беседуя с режиссером перед камерой. Требуются огромные усилия и труд, говорит он, иначе монастырь обратится в «груду камней».

Старец признается, что сожалеет о многих вещах в своей жизни, прежде всего, о том, что стал священником и настоятелем, на которого ложится ответственность за грехи и грехопадения других. Он каждый день плачет о братьях и монастыре.
Отец Григорий много говорит о смысле монашеской жизни.

Продолжается строительство подпорной стены, чтобы защитить монастырь от натиска моря. Мы представляем себе оазис на земле, отвоеванной у моря, и восхищаемся колоссальным трудом, который вложен во все в монастыре.

Всенощное бдение раскрывает звездную ночь во всей ее красе. Святость; коленопреклоненная молитва; икона монастыря, жемчужина, известная во всем мире Православия, приносимая в главный храм. Это редкостное событие.

В монастыре хранится икона Девы Марии Скоропослушницы, и все же настоятель напоминает нам, что ответ на нашу молитву будет дан во благовремении, в нужное время.

Провозглашается Воскресение Христа, и все преисполняется радости и света! Звонят колокола, им вторит счастливый смех.

Мы поднимаемся на вершину горы Афон и входим в маленькую часовню, занесенную снегом. Нам снова напоминают об истинности слов настоятеля. Без серьезных усилий монашеский образ жизни невозможен. И в финале монастырь меняется местами со зрителем и обращает к нему вопрос: «Где ты, Адам?»

*  *  *

Дохиар. История.*
*
Престольный праздник – Собор Архистратига Михаила.
Великая святыня Дохиара – икона Божией Матери «Скоропослушница»
(греч. – «Горгоипи́коос»). Чтобы попасть в трапезу монастыря Дохиар, нужно пройти по коридору, стены которого украшены фресками. Перед дверями трапезы с правой стороны находится фреска с изображением Богородицы.С давних времен для того, чтобы монах-повар успел приготовить пищу для отцов, возвращающихся после божественной Литургии, ему приходилось работать в предрассветной темноте. Освещением служили лучины или факелы. Разумеется, от лучин было много копоти. Из-за того, что повар постоянно проходил с лучиной мимо иконы Богородицы, Ее лик закоптился так сильно, что до сих пор кажется обожженным.Богородица пожелала исправить это и трижды сказала ему:
– Монах, не черни Мой лик!
Тот не поверил, что это был голос Богородицы, ему показалось, что его разыгрывают.
Тогда после третьего предупреждения Богородица добавила:
– За это нечестие ты ослепнешь. Когда это предсказание сбылось, монах пришел в чувство и попросил поставить себе скамеечку перед иконой, чтобы там молиться.
Спустя недолгое время он снова услышал знакомый голос, который вернул ему зрение с такими словами:
– Я называюсь Скоропослушницей, и ваши молитвы сразу же будут Мною услышаны.
После Бога ко Мне обращайтесь.Весть об этом чуде разнеслась повсюду, и с тех пор и монахи, и благочестивые миряне прибегают к Скоропослушнице во всякой скорби.
*
https://denpeirazei.com/whereareyouadam/ru
*
   Отправить статью как PDF