Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы.

1396
Тропарь Недели Антипасхи, глас 7:

Запеча́тану гро́бу,/ живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех воскресе́ние;/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

Кондак Недели Антипасхи, глас 8:

Любопы́тною десни́цею/ жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же;/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.

*  *  *

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Праздничную Божественную Литургию возглавил настоятель протоиерей Николай Коляда. Ему сослужили: иерей Павел Тарамыкин,  диакон Александр Иванов и др. духовенство  храма. Божественные  песнопения  исполнил церковный хор под управлением  старшего  регента  матушки Надежда Коляда.

В  течение    светлой  седмицы  многие  прихожане старались   посетить праздничные богослужения;  с  пением  пасхальных тропарей и Божественных  гимнов   пройти крестным  ходом, славя Христа. На светлой седмице   Царские  врата   в  храме  открыты. И что  же  это символизирует?  А  это  значит – отсутствие преград между Богом и христианином, возвращение в рай после изгнания, отваленный камень Гроба Господня, возвращение блудного сына (человечества) к Отцу, незаслуженно простившему его.

А сегодня  – Антипасха. Храм по  прежнему нарядный,   облачён в цвета Пасхи. Прихожан  на службе много,  но  не  так много, как  в  Светлое Христово Воскресение. Тем  не менее   хорошо   причаститься   в  Фоминову Неделю.

На службе в  храме  ко мне подошла   Надежда, как  она сказала, она  давно   хотела  прийти  именно в  наш  храм, слышала  добрые слова  о  нашем  настоятеле,  о приходе. Много  лет  назад когда-то  исповедывалась, причащалась и уже все  забыла. Готовилась,  но уточнила  некоторые моменты как  и что.  Исповедалась  у  отца Павла, потом  причастилась Святых Христовых Тайн. А после  службы подошла  и сказала, что  её  племянница  Оля  Надонкина,  ныне Григорьева   написала  иконки те, что   над Царскими вратами  в  нашем Св.Георгиевском  храме. Сейчас  она  – иконописец с Сергиевом  Посаде. Участвовала  во многих  конкурсах иконописи. Просила  передать отцу Николаю и всем, кто  её помнит  привет  и поздравление со светлым  праздником Пасхи. Выполняю  просьбу  Надежды  прямо  здесь, в  этой  публикации.

В конце Литургии  настоятель  обратился вначале Пасхальным  приветствием к  прихожанам, а  затем –  с  душеполезным словом,  рассказал  тонкости    Антипасхи,  значение  того Евангельского события   и  для  наших  дней, непосредственно  для  нас. Поздравил   от себя  и от всего  прихода   с Днём Рождения Шпаковского Александра Николаевича, у которого  днем ранее  был  личный  праздник. Сказал  добрые слова  и пожелания, а  также  поведал  нам  о  том, что Александр  – ровесник  храма,  имея в виду, что   он  прихожанин с самого  начала существования  прихода.  

Кланялись  иконам, а подходя к Кресту, которым  благословлял отец Николай,  приятно  было встречать и улыбку   батюшки. Он всех поздравлял с  праздником,  благословлял. Затем мы  шли к пономарям  за просфорочкой и артосом.  После  службы  прихожане  прощались  друг с  другом,  обнимались,  христосовались, как   это  и бывает обычно в семье.

Среди верующих христиан на Пасху и в течение последующих  дней принято христосоваться – сначала приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», а затем троекратно целовать друг друга в щеки. Этот обычай  пошел еще от Апостолов. «Приветствуйте друг друга с целованием святым», – писал Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим 16:16).

К  тому сказать, не  знаю как дело  обстоит в  других  приходах, а вот в  нашем принято не  только в Пасхальные  дни, а   всегда при встрече  или прощании обниматься  и  христосоваться. На  душе  тепло  и  радостно  от  такого  приветствия. Исключение составлял только   период  пандемии. Слава Богу  за всё!

* * *

“В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16).

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» – из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав  ему Свои  раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги – полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это – лучший путь веры.”

Архиеп. Аверкий (Таушев) - Руководство к изучению Священного Писания

* * *

По Церковному  Преданию, святой  апостол  Фома основал Христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью.

За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

*

   Отправить статью как PDF