Отдание праздника Преображения Господня, празднование икон Божьей Матери “Семистрельная”, “Минская” , Крестный ход и добрая традиция.

Тропарь Преображения Господня, глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак Преображения Господня, глас 7:

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Сегодня, 26 августа 2022  г. –  Отдание праздника Преображения Господня.   преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) свт. Ти́хона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, а  также  икон Божией Матери: Минская (1500); «Страстна́я» (1641); «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) (1830).

Тропарь святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу, глас 8:

От ю́ности возлюби́л еси́ Христа́ блаже́нне,/ о́браз всем был еси́ сло́вом, житие́м, любо́вию,/ ду́хом, ве́рою, чистото́ю и смире́нием,/ те́мже и всели́лся еси́ в Небе́сныя оби́тели,/ иде́же предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,/ моли́, святи́телю Ти́хоне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу, глас 8: 

Апо́столов прее́мниче,/ святи́телей украше́ние,/ Правосла́вныя Це́ркве учи́телю,/ Влады́це всех моли́ся,/ мир вселе́нной дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

* * *

Тропарь Пресвятой Богородице 
перед иконой Минской Божией Матери, глас 6-й

На водах Свислочи явилася еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева Богоспасаемому граду Минску милость показа, просвети нас грешных сиянием Своим, яви яко присно силу Твою, спаси нас предстательством Своим и избави от навет вражиих, Тя бо необоримому стену и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8-й:

Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем Тебе: не престани, Владычице, матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавати вся благая и спасительная всем с верою и любовию вопиющим Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

*

26 августа Белорусская Православная Церковь отмечает праздник Минской иконы Божией Матери. Образ, пришедший по воде в Беларусь более 500 лет назад, находится в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Это – главная святыня столицы Беларуси. Икона прославилась чудо-творениями, была участницей исторических событий, подвергалась поруганию и обновлялась. Накануне праздника хочется вспомнить о некоторых событиях, связанных с этой святыней земли Белорусской.

1. 13 (26) августа 1500 года икона «пришла» в Минск по воде. Согласно преданию, святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Эта древняя икона известна  со времени принятия нашими предками Православия. До того, как попасть в Минск, икона Божией Матери находилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X века. В 1240 году Киев был превращен в руины и разграблен монголо-татарами. Эта участь не миновала и церковь, но образ чудом уцелел. В 1482 году под предводительством хана Менгли-Гирея на Киев вновь напали татарские войска. Один из татар, польстившись на богатую ризу, снял ее, а икону бросил в воды Днепра.

Минская Икона Божией Матери в Свято-Духовом кафедральном соборе

2. Из церковного предания известно, что написал образ святой апостол и евангелист Лука. Пресвятая Дева Сама благословила изображение, сказав, что благодать Божия пребудет с Ее иконой до скончания века. И напутствовала ее как видимый образ Своего непреходящего присутствия среди людей.

Евангелист Лука имел возможность изобразить Пречистый лик Богородицы при жизни Девы Марии. С тех пор многочисленные списки с первого образа мы видим глазами евангелиста. По преданию, Минская икона является одним из первых таких списков.

3. Икону почитали и почитают представители разных конфессий. Истории известно, что около 1616 года униатский митрополит Иосиф Рутский (Вельяминов) распорядился перенести образ в униатский храм Святого Духа в Верхнем городе (храм не сохранился). Согласно историческим источникам, это произошло в день памяти апостола и евангелиста Луки, что косвенно подтверждает тот факт, что уже в то время ему приписывалось написание Минской иконы Божией Матери.

В 1733 году униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал 1000 талеров для особо торжественного почитания иконы. Деньги пошли на содержание при Свято-Духовом храме профессиональной хоровой капеллы, которая исполняла перед Минской иконой различные песнопения во время богослужений.

4. В XIX веке в Минске из уст в уста передавалась история о чуде в Свято-Духовом соборе мужского монастыря. Именно там находилась Минская икона Божией Матери. Один нищий старик усердно просил помощи, молясь перед святым образом, и ему явилась Божия Матерь. Со словами утешения Она достала из Своей серебряной короны алмаз и подала старику. Выйдя из храма, нищий был схвачен жандармами и арестован по обвинению в краже алмаза.

Суд выслушал свидетельства очевидцев и постановил оставить алмаз старику, дав ему комичный наказ впредь «никаких даяний ни от Бога, ни от святых не принимать».

5. 22 октября 1914 года во время посещения Минска царь Николай II поклонился особо чтимой святыне – Минской иконе Божией Матери. Епископ Митрофан поднес государю императору копию иконы при отбытии из храма. В начале Первой мировой войны Ставка Верховного главнокомандующего Российской армией находилась на расстоянии 150 км от Минска, на юго-западном направлении в местечке Барановичи. Вероятно, при посещении ставки государь и решил поклониться местной святыне.

6. Протоиерей Павел Афонский описал, как чтили Божию Матерь минчане до революционных событий 1917 года: «…Можно с достоверностью полагать, что даже и при настоящем оскудении веры в сердцах христиан совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западнорусскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений разных частей тела (например, серебряные изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того, некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».

7. Весной 1922 года во время кампании по изъятию церковных ценностей с чудотворной иконы сняли ризу. Прихожане Свято-Духова собора пытались воспрепятствовать этому. Они собрали и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями. Власти же, приняв этот сбор, всё равно «…содрали … ризу с иконы Божией Матери».

Впоследствии, уже после Великой Отечественной войны, риза для святого образа заново была изготовлена на пожертвования верующих.

8. Перед началом Великой Отечественной войны образ находился на складе неподалеку от окружного Дома офицеров. На седьмой день войны Минск был оккупирован фашистами. Православная минчанка Варвара Васильевна Слобко ходатайствовала перед немецкой оккупационной властью о передаче иконы Церкви и получила разрешение забрать святыню. Так в годы лихолетья Богородица явилась вновь во граде Минске для утешения и укрепления Своих людей.

После длительного хранения на складе икону пришлось тщательно реставрировать. С 1941 года святыня находилась в Свято-Петро-Павловском соборе на Немиге, а после его закрытия в 1945 году была перенесена на свое прежнее место. Именно тогда Свято-Духов собор стал кафедральным. С тех пор икона там и находится.

9. Неудивительно, что главная святыня Минска стала символом города. Не прошло и ста лет после ее явления, и в 1591 году польский король Сигизмунд III Ваза присвоил Минску герб с изображением Девы Марии в окружении двух ангелов и двух херувимов. В последующие века герб претерпевал незначительные изменения и доработки, но присутствие Божией Матери на нем было неприкосновенным, исключая лишь советский период.

После присоединения Минска к Российской империи указом 1796 года царица Екатерина оставила герб без изменений. Нынешний герб Минска утвержден в 2001 году. Устав города гласит, что он «представляет собой барочный щит, в голубом поле которого изображены Божия Матерь на серебряном облаке в красно-синих одеждах, два ангела и два херувима».

10. В этом году, с 19 по 26 августа, впервые по Беларуси идет большой православный крестный ход, приуроченный к торжествам в честь Минской иконы Божией Матери. В летние дни поста и подготовки к празднику Успения Пречистой Девы Марии паломники вышли из Свято-Успенского Жировичского монастыря, где хранится еще одна удивительная святыня Белой Руси – Жировичская икона Божией Матери.

За восемь дней крестоходцы, направляясь к столице, пройдут около 250 км, 4 епархии и 8 храмов, чтобы в день празднования явления древнейшего образа на водах Свислочи войти в Свято-Духов кафедральный собор и помолиться перед Минской иконой Божией Матери.

Надеемся, что этот крестный ход станет доброй традицией на нашей земле.

Пресвятая Богородица предстательствует перед Богом за весь человеческий род. Как любящая мать, Она заботится о каждом из нас. Сестры нашей обители, посвятившие свою жизнь служению Богу и Святой Матери Его, с радостью и любовью будут молиться за вас и ваших близких Царице Небесной, чтобы Она была вам помощницей и заступницей во всех невзгодах и тяготах этого мира.

https://obitel-minsk.ru/lutschije/2022/08/o-minskoj-ikone

* * *

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умягчение злых сердец» 
(«Семистрельной»), глас 5:

Умягчи́ на́ша зла́я сеpдца́, Богоpо́дице,/ и на́пасти ненави́дящих нас угаси́/ и вся́кую тесноту́ души́ на́шея pазpеши́,/ на Твой бо святы́й о́бpаз взиpа́юще,/ Твои́м состpада́нием и милосе́pдованием о нас умиля́емся/ и pа́ны Твоя́ лобыза́ем,/ стpел же на́ших, Тя теpза́ющих, ужаса́емся./ Не даждь нам, Ма́ти Благосе́pдная,/ в жестосе́pдии на́шем и от жестосе́pдия бли́жних поги́бнути,// Ты бо еси́ вои́стину злых сеpде́ц умягче́ние.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умягчение злых сердец» («Семистрельной»), глас 2: 

Благода́тию Твое́ю, Влады́чице,/ умягчи́ сердца́ злоде́ев,/ низпосли́ благоде́телей,/ соблюда́ющи их от вся́каго зла,/ благомоля́щимся Ти усе́рдно// пред честны́ми ико́нами Твои́ми.

*

   Отправить статью как PDF