Пасхальный визит на Смоленщину

Христос воскресе, Смоленская земля!
Записки паломника

Каждый год мы с нетерпением ждем паломническую поездку нашей воскресной школы. Это одновременно так просто и так сложно, оторваться от обычных ежедневных забот и прожить 2-3 дня совершенно необычной жизнью – жизнью паломника. Такая поездка – это приключение, «маленькая жизнь» со своими трудностями и радостями, запланированными экскурсиями и неожиданными удивительными встречами и открытиями. За небольшие капли терпения и смирения в пути (ведь обязательно что-то происходит не так, как ты ожидал!) Господь щедро изливает Свою благодать. Каждому – именно столько, сколько нужно в этот момент.

С Божьей помощью, по молитвам отца Николая и наших батюшек и, конечно, благодаря организаторскому таланту и великим трудам директора нашей Воскресной школы Ларисы Александровны за несколько лет мы побывали в Свято-Троицкой Сергиевой и Александро-Невской Лаврах, Оптиной Пустыни, Свято-Успенском Жировичском монастыре, Псково-Печерском монастыре, Свято-Покровском монастыре в Толочине; поклонились святыням Москвы, Санкт-Петербурга, Полоцка, Могилева, Минска. Каждая поездка останется в памяти наших маленьких и больших прихожан дивной красотой алтарей и величественных храмов и дворцов, молитвами у мощей святых и особым умиротворяющим духом монастырей, удивительными гидами (нам проводили замечательные экскурсии батюшки и просто неравнодушные к истории своих мест православные люди) и знакомством со святыми веры православной. Но в любой поездке обязательно есть своя «изюминка»: радость от окунания в источнике; неожиданное, нужное именно тебе слово; полезный совет батюшки; просто желание славить Бога за увиденную красоту.

В этом году мы решили отправиться в Смоленск и посетить Свято-Троицкий Герасимо- Болдинский монастырь. Рано утром 7 мая паломники собрались в Никольском храме для молебна перед путешествием. Всегда радостно видеть и старую испытанную гвардию паломников (семью Марковых, семью Макаровых, семью Андреевых, Валентину Филипповну Стоякову с внуками), и тех, кто только открывает для себя красоту и пользу таких поездок. Здорово, что с нами едет Алексей Леонидович с ребятами из дружины князя Владимира! Отец Сергий благословляет нас в дорогу, мы занимаем места в нашем лайнере и под пение «Христос воскресе из мертвых!» отправляемся в путь.

Несколько часов дороги пролетают незаметно, и возле Катынского мемориала нас встречает отец Андрей – наш первый гид, который знает много интересных историй про свой родной край. Знакомство со смоленской землёй началось в храме Воскресения Христова. Мемориал «Катынь» напоминает нам о тысячах расстрелянных в годы сталинских репрессий и войны советских людей, военнопленных и польских офицеров. Побывали у памятника священномученику Серафиму (Остроумову).

smolenskBoldino201601

После Катыни нас ждет увлекательная экскурсия по храмам Смоленска. Храм святых князей Бориса и Глеба построен на месте несохранившегося до настоящего времени монастыря, находившегося на месте убийства святого Глеба, на Смядыни. Вспоминаем историю великого смирения святых князей-страстотерпцев и надеемся на возрождение монастыря. Недалеко от храма находится колокольня ( и подниматься высоко не надо!), ну разве можно удержаться и не позвонить в колокола в последний день Светлой седмицы? Небольшой мастер-класс отца Андрея, и все наши дети и взрослые (многие первый раз в жизни!) с увлечением звонят в колокола.

smolenskBoldino201614

Свято – Успенский кафедральный собор встречает нас своим неповторимым величием. Приложившись к обновленной Смоленской иконе Божьей Матери «Одигитрии», мы рассматриваем крепостную стену и башню, панораму Смоленска со смотровой площадки, покупаем вкусный монастырский хлеб и отправляемся в храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. По дороге любуемся красотой набережной города, увидели памятник князю Владимиру. И вот перед нами высокая пятиглавая белая церковь, которая поражает своим пятиярусным золоченым резным иконостасом.

И последним пунктом нашего путешествия по Смоленску был храм великомученицы Варвары. Отец Андрей не просто рассказывает нам о храме, а открывает секретную дверцу храма Петра и Павла, и мы поднимаемся на хоры, откуда хорошо виден весь храм и даже алтарь. Заходим в княжескую молельню и музей храма. Акустика в храме замечательная, мы это чувствуем, когда наши участники молодёжного хора по просьбе Ларисы Александровны поют тропарь Воскресения Христова на трех языках (поют хорошо; спасибо, матушка Надежда!). В этом храме мы прощаемся с отцом Андреем, который не только с любовью рассказывал нам о своем родном Смоленске, но и пел песни во время переездов от храма к храму; и после вкусного обеда в храме вмч. Варвары берем курс на Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь.

smolenskBoldino201626

Болдинский монастырь встречает нас белоснежными храмами, цветущими деревьями, тишиной и порядком. Мы как-будто попадаем в иной мир – мир, где царят красота, молитва и спокойствие. Наша группа оказывается единственной паломнической группой в монастыре, и мы очень стараемся не нарушать спокойную, тихую и молитвенную атмосферу этого благодатного места (скажем честно, это получается далеко не всегда). После службы нас кормят ужином и расселяют по корпусам. Жаль, что нельзя справиться с усталостью и гулять полночи по территории монастыря, наслаждаясь тишиной и ароматом цветущих деревьев, любуясь звездами и славя Бога за все. В воскресение мы начинаем день, прикладываясь к мощам преподобного Герасима Болдинского и святыням монастыря, стараемся внимательно молиться на литургии. После обеда (все очень вкусно) мы помогаем в трапезной и отправляемся на экскурсию по монастырю, которую проводит наш земляк – иеромонах Петр. Он нам рассказывает об истории монастыря и о самом преподобном Герасиме, показывает храмы и разрешает подняться на колокольню, с которой открывается удивительный вид. Да и сам монастырь удивительный! Желаем ему процветания, просим молитв преподобного Герасима и отправляемся домой.

smolenskBoldino201633

«И это все?» – спросите вы. Конечно, нет. Мы помогали в Смоленске автобусу московской группы, провалившемуся в яму; а еще мы плакали от радости, чистя лук в трапезной монастыря; мы засыпали и просыпались под пение птиц; а еще нас поливал отец Петр водой из колодца, который основал сам преподобный Герасим; мы видели тысячи цветущих деревьев по дороге; а еще мы присутствовали на настоящей монастырской братской трапезе с чтением жития святых; мы видели, как зажигают паникадило со свечами высоко над головой; а еще наши мальчишки помогли сделать забор; мы ели вкуснейшие монастырские куличи; а еще…. Рассказать обо всем просто невозможно, поезжайте лучше в следующий раз с нами, и увидите всё своими глазами. Очень хочется в Дивеево. Может попробуем, Лариса Александровна?

Ирина Кузьмина

smolenskBoldino201628

В Болдинском монастыре я побывала в первый раз. Друзья, которые сообщили мне о поездке нашей воскресной школы, рекомендовали мне обязательно туда съездить. Уже после поездки на вопрос моих родных, как я съездила, я ответила, что как будто побывала в раю. Впервые я попала в такое чудное и тихое место. Это был словно побег из суеты и проблем будней в другой мир, где никуда не надо спешить. Весь монастырь, все постройки и сам храм были словно зефирные. Пели птицы и цвели деревья. И тишина. Нам повезло с погодой: было ясное небо и ярко по-летнему светило солнце. Когда мы приехали, людей во дворе совсем не было, шла вечерняя служба. Особенностью в этом монастыре были паникадила со свечами, которые зажигал монах специальным шестом. Понятно, что этот процесс был не быстрым, что поначалу меня удивило, но потом я поняла, что здесь никуда не надо спешить, все идет своим чередом. Я ощутила разницу между нашими мирами, ведь у нас все надо делать быстро, срочно, иногда даже используют выражение «это надо сделать вчера». А тут этот процесс зажжения свечей, а потом их тушение. И все благоговейно, спокойно. Потом было елеопомазание. Масло было очень ароматным. После долгой службы, когда уже стемнело, был ужин в чудно расписанной трапезной. Потом нас заселили в красивые уютные комнаты. Но перед сном мы побывали на послушании, каждому было дано задание. Удивительно, но в компании даже лук чистить было весело и радостно. Когда ложились спать в мягкие постели, было слышно пение птиц. Утром мы пошли на братский молебен св. преп. Герасиму Болдинскому. Потом приложились к его мощам. Какой был аромат! После Литургии была трапеза с  куличами. До обещанной экскурсии было время, и мы немного погуляли по монастырю, побывали на кладбище, посидели на скамейке возле колодца. Экскурсию вел монах Петр, интересный, умный человек. Самой потрясающей частью экскурсии было посещение колодца св. преп. Герасима Болдинского.  А все потому, что мы не только попили воды из колодца, а благодаря веселому нраву отца Петра еще и испытали на своей головушке ее свежесть и бодрящий эффект! Когда уходили из монастыря, было немного жаль, но при этом была тихая радость, что побывала в таком благодатном месте.

smolenskBoldino201637

Помимо монастыря, мы побывали в Смоленске и в мемориальном комплексе Катынь. Экскурсию вел отец Андрей, очень эрудированный и искренне любящий свой родной город человек. Видно было,  как хорошо он знает Смоленск, все достопримечательности. В Смоленске я побывала в третий раз в своей жизни. Причем в первую свою поездку, от школы, я впервые побывала в православном храме, это был Успенский кафедральный собор. Очень плохо это помню, но запомнились пол и икона, к которой можно было подойти, поднявшись по ступенькам. В эту поездку я все это снова увидела. Поразил огромный высокий иконостас. Уму непостижимо, столько труда и времени было вложено, чтобы его изготовить. Этот храм еще славится своей смотровой площадкой, откуда открывается широкий обзор города. Отец Андрей показал нам еще три храма. В храме Бориса и Глеба  мы смогли позвонить в колокола и побывать на историческом месте убиения князя Глеба.  Храм Новомучеников и исповедников Российских внешней облицовкой  напомнил  мне храм Христа Спасителя в Москве, там еще была прекрасная иконная лавка, где был большой выбор книг. В старинном храме Петра и Павла мы не только увидели с хоров алтарь, посмотрели исторические фотографии в музее, но и послушали пасхальное песнопение учащихся нашей воскресной школы.

smolenskBoldino201627

Прекрасная поездка, чудесные люди, Лариса Александровна снова усердно потрудилась с организацией и внутренним содержанием поездки, Алексей Леонидович  великолепно управлялся со своей дружиной. Благодарю всех, с кем мне посчастливилось быть эти два замечательных и запоминающихся дня.  Слава Богу за все!

Анастасия Мержвинская

Больше фотографий смотрите в нашей официальной группе Вконтакте “Николо-Георгиевский храм” – https://vk.com/vithram.