По ступенькам в Святое святых

На первый взгляд, ординарное событие – приведение в храм 3-х летнего ребенка – становится в христианстве одним из важнейших праздников. Как это произошло?

По церковному преданию, уже само событие введение во храм Пресвятой Богородицы было подготовлено как большой праздник. Когда Марии исполнилось три года, праведные Иоаким и Анна решили выполнить свое обещание и посвятить вымоленное чадо Богу. Они облачили Пречистую Деву в лучшие одежды и с пением священных песней привели ее в Иерусалимский храм. Собрались родственники и знакомые. На встречу Пресвятой Богородицы вышел первосвященник с другими священниками и непорочные девы с зажженными светильниками. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Казалось, что маленькая Мария не сможет сама взойти по лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, Она быстро преодолела и остальные, укрепляемая силой Божией. А затем происходит самое невероятное – первосвященник ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда он сам входил только один раз в год с очистительной жертвенной кровью. Собралось много людей, родственники и знакомые. Все дивились необыкновенному событию.

О каком храме идет речь? Безусловно, об Иерусалимском храме на Святой Земле. Царь Соломон начал строить Ветхозаветный храм в четвертый год своего царствования (962 г до Р.Х.). Целых семь лет трудилось 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотесов и около 4 тысяч надзирателей. Для строительства храма использовали самые дорогие материалы того времени – кедры и кипарисы. Согласно заповеди Моисея, три раза в год – в праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей (праздник сбора урожая) – каждый мужчина должен был совершить паломничество в Иерусалимский храм и принести жертвы Всевышнему. «Предстань пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он» (Втор. 16:16-17).

Обычно девы, приводимые в храм, молились, не входя в алтарь, и только Марии, со времени Ее введения, было позволено входить для молитвы во внутренний алтарь. Там Она обретала пищу Небесную.

Праведные Иоаким и Анна вернулись домой, а Пречистая Дева осталась при храме в помещении для девственниц. Благодаря постоянной храмовой молитве, чтению Священного Писания, рукоделию (Она пряла и шила священнические одежды) Пресвятая Богородица была предуготовлена к принятию воли Божьей о Себе: «Да будет мне по слову Твоему!»

Праздник Введения появляется не ранее IV века. У святителя Григория Нисского появляются первые упоминания об этом празднике. По одной из исторических версий, царица Елена построила первый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Только к VIII веку начинает складываться традиция празднования Введения. С IX века он получил широкое распространение на христианском Востоке. После XIV века праздник Введения вошел в число двунадесятых праздников.

В Иерусалимском храме Господь Иисус Христос исцелял и проповедовал. Здесь же Он предсказал и его будущее разрушение, которое произошло в 70-м году после Р.Х.  Иерусалим был полностью уничтожен, а Храм сожжен римской армией под руководством Тита. Уцелел только фрагмент опорной стены с массивными плитами, окружавший Храмовую гору. Эту стену называют Стеной Плача или Западной Стеной.  День разрушения Иерусалимского храма стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Долгое время храмовая площадь находилась в руинах и запустении. С VII века там возвышается мечеть «Купол над Скалой».

Иудеи утратили свою главную святыню. А для христиан с рождением Христа наступило время поклонения в Духе и Истине – и храмы строили и строят по всему миру. Храм, по-прежнему, остается местом собирания народа Божия, местом молитвы и совершения спасительных Таинств Церкви. И приведение нового человека в храм – это праздник.

   Отправить статью как PDF