Пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит
Семь дней Рождества Христова и Святки.
Сразу после праздника Рождества Христова у православных начались святые дни – Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа, поэтому на все это время отменяется пост по средам и пятницам, но – и это важно – еще не разрешены венчания браков: по причине того, что это период телесного, полового воздержания. Почему так? Да потому что это время радости духовной, а телесное, как мы знаем, может легко перенаправить нашу духовную радость совершенно в иное русло.
В Церкви все устроено мудро: глубоко понимая природу человека, Церковь готовит нас к приходу праздника многодневным постом, всем ходом богослужений, дает прочувствовать, пережить праздник и не обрывает его, наоборот, позволяет нам во всей полноте человеческих чувств насладиться его радостью. Именно поэтому великие церковные праздники имеют так называемые предпразднства и попразднства: дни, предшествующие празднику и те, что после него. Сам праздник Рождества Христова завершается 13 января, – в храме будут служить “отдание”.
Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться, понимая, что безграничное веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства.
В своем идеале Церковь всегда защищает человека, в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек. Еще бы, такой опыт аскетики, науки о воспитании души человеческой. При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, “Дух Христов не враг благозаконных радостей”, но именно “благозаконных”.
Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник – Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше?
Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей. Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет человека и в его радости. Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость души, ее расхристанность опасна для самой души в первую очередь. Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения своей души не в разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому. Показывает дорогу. Она подсказывает, как, куда направить эту открытость, эту энергию радости, говоря: поделись с ближним.
Рождество и Святки – особое время благотворительности. Нас крайне тактично учат, какую радость можно получить, отдавая. Духовную, высшую, ни с чем несравнимую! Поделись с другим – ближним, дальним. Об этом говорят во всех храмах во время богослужений при чтении Евангелия, к этому побуждало когда-то и все общество.
Святки не знали сословных различий. Барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех и этой радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами.
Те, кто читал “Лето Господне” Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок – еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню, пожертвовать в храм – значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном и даже больше. Милостыня – своего рода откуп от грядущих страданий. Существует такая поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит.
С Рождеством Христовым! Со Святыми Днями!
*