Поздравляем всех с началом Рождественского спасительного поста!

...Примем пост, как драгоценный дар, святое сокровище, изображение истины, начало благочестия, основу духовного учения, умерщвление страстей, отгнание греха, бич пороков, сподвижника девства, губителя демонов, запрещение диаволу, низложение идолов, украшение Церкви, силу царей, похвалу иереев, вразумление мужей, целомудрие жен, воспитание чад, свободу рабов, утешение бедных (свт. Иоанн Златоуст, 49, 851-852).

Пост – дар древний, неветшающий, нестареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте (свт. Василий Великий, 8, 6-7).

…Посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовию, надеждою и верою (прп. Ефрем Сирин, 33, 108).

Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целию благочестия (свт. Иоанн Златоуст, 53, 962).

Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости (свт. Иоанн Златоуст, 47, 757).

…Пост – защита души и непобедимое оружие тела (свт. Иоанн Златоуст, 53, 962).

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения,  истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение (прп. Иоанн Лествичник, 57, 110–111).

…Святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого (прп. Ефрем Сирин, 33, 108).

…Христос противопоставляет пост искушениям, а у нас знаменует он умерщвление со Христом и служит пред празднственным очищением. Христос постился сорок дней, потому что Он Бог; а мы соразмерили пост с силами; хотя ревность убеждает некоторых простираться и сверх сил (свт. Григорий Богослов).

Не постящийся может получить извинение, ссылаясь на немощь телесную, но не исправившемуся в грехах нельзя получить оправдания (свт. Иоанн Златоуст, 45, 224).

Когда постишься, то думай не об изнурении от поста, но о легкости, происходящей от этого изнурения (свт. Иоанн Златоуст, 45, 758).

Пост есть образ жизни ангелов, и, что еще важнее, – постился Сам Спаситель, не потому, что Он нуждался во врачевании постом, но для того, чтобы показать нам пример поста ко спасению (свт. Иоанн Златоуст, 52, 911).

…Научил нас Христос, постившийся сорок дней, чтобы внушить нам с готовностию прибегать к этому спасительному средству, которым возделывается душевная нива, посредством которого вырываются тернии, укрощаются страсти, разрушаются дела диавола… (свт. Иоанн Златоуст, 52, 924).

…(Пост) составляет не телесное, а духовное упражнение. Если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то, значит, не составляет телесного (упражнения) (свт. Иоанн Златоуст, 54, 699–700).

…Он <пост> обеспечивает бессмертие, приближает нас к ангелам, потому что сам по себе он и есть не что иное, как посильное (с нашей стороны) подражание ангелам (свт. Иоанн Златоуст, 54, 933).

…Намереваясь поститься, не будь уныл по-иудейски, но покажи себя веселым по-Евангельски… (см.: Мф. 6, 16–17) (свт. Василий Великий, 8, 23).

…У кого в сердце есть лживость, ненависть и осуждение, тот пусть очистит прежде душу свою, и тогда уже приходит, и постится, и молится (прп. Ефрем Сирин, 33, 111).

Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось против тебя нерадение, и не охладило душу твою вкушением его делания (прп. Исаак Сирин, 58, 174).

Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 145).

…Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел (свт. Василий Великий, 8, 17).

Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост (свт. Василий Великий, 8, 28).

…Один только пост не вводит на небо, если не имеет своей сестры – милостыни, потому что она соединена с ним, и между ними не только братские и тесные отношения, но милостыня служит даже опорою поста (свт. Иоанн Златоуст, 45, 907).

Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст, 47, 65).

Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра (свт. Иоанн Златоуст, 50, 590).

Если ты хочешь после поста уврачевать свое тело, сделавшееся слабым, то врачуй его воздержанием, чтобы душа твоя, подобно легко нагруженному кораблю, возвышалась над волнами нечестия; если поднимутся искушения вожделений, она будет готова противоборствовать и управлять помыслами, чтобы сохранить от крушения наш корабль (свт. Иоанн Златоуст, 52, 911).

Пост же состоит не только в воздержании от пищи, но и воздержание от сластолюбия есть вид поста. Это-то в особенности я заповедую: воздерживайтесь не от пищи, а от сластолюбия (свт. Иоанн Златоуст, 52, 254).

Тело через пост освящается; душа, если ее не питать, гибнет. Пусть же тело постится постом воздержания от грехов, а душа насыщается Божественным учением (свт. Иоанн Златоуст, 49, 742-743).

…Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу, которою, будучи утучнена, и без обилия (телесной пищи) впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее, и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая; хотя на час питает ее несчастною пищею, а вместе поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и благополучием чужого успеха непрестанно мучит ее бедную. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает ее, а после делает пустою, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодною, лишенною всех духовных плодов, так что не только погубляет заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастною небесного хлеба и питательной пищи. Итак, при посте, воздерживаясь от этих страстей, сколько у нас есть силы, мы будем иметь полезный пост телесный. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятнейшую Богу жертву и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части (души), которая бывает жилищем Святаго Духа. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святаго Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе должно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой Апостол особенно убеждает представить чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя Гостя – Христа, говоря, что во внутреннем человеке Христос верою вселяется в сердца ваши (Еф. 3, 16–17) (прп. Иоанн Кассиан, 56, 62-63).

…Чего только не исцеляет пост? Какого душевного недуга не уничтожает? Изгоняя пресыщение и неумеренность, он обновляет сердце; уничтожая роскошь жизни, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие, отгоняет бессонные заботы, снимает гной с глаз, очищает душевные и телесные чувства, – так как этот художник получил силу врачевания свыше от Творца. Итак, кто любит здоровье, пусть усердно предается посту, который не требует платы за исцеление, но еще и сам прибавляет награду. Какую же награду дает он? Прекрасно узнать и это. Он дает в награду не оболы, но целомудренные помыслы, не золото, но добрые нравы, не серебро, но чистоту членов, не драгоценные камни, но благоговейные мысли, не блестящие одежды, но безгрешные телесные чувства. Дает в награду блудницам – целомудрие, пьяницам – трезвость, скупым – щедрость, сребролюбцам – любовь к бедным, братоненавистникам – братолюбие и гостеприимство, малодушным – великодушие, а что важнее всего – животворя, он приближает к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 52, 907).

Постящийся есть духовное миро, – он и глазами, и языком, и всем обнаруживает благоустройство души (свт. Иоанн Златоуст, 45, 121).

Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 5).

Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе (свт. Иоанн Златоуст, 47, 75).

Пост избавляет от рабства и дает свободу, возвращает из плена в отечество, пост исцеляет душевные раны, пост обновляет растленную грехами душу, возбуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы. Во дни поста угасают похоти, процветают добродетели, является в большей чистоте красота целомудрия, и тело обращается в душу, делаясь, вопреки природе, духовным (свт. Иоанн Златоуст, 52, 910).

Пост обращает в бегство демонов, разрушает власть диавола, особенно если пост имеет союзницей своей и молитву… (свт. Иоанн Златоуст, 52, 911).

…Пост и воздержание служат на пользу не только добродетели, но и благочестию; ибо долженствует, чтобы пост был сопряжен с воздержанием. Почему? – Потому что сытость презренными яствами препятствует чувству очистительной скорби и печали о Бозе и сердечному сокрушению, которое претворяет несклонное к покаянию раскаяние в покаяние спасительное. Ибо без наличия сокрушенного сердца нельзя достигнуть истинного покаяния. Сокрушает же сердце и заставляет скорбеть о своих грехах ограничение в пище, и в сне, и удержание чувств. Посему, подобно тому, как оный евангельский богач, говоря самому себе: яждь, пий, веселися (Лк. 12, 19), сделал себя, несчастный, достойным вечного огня, так и мы, братия, напротив, велим себе воздерживаться и поститься, и бодрствовать и ограничивать себя, и смиряться и злострадать ради нашего спасения. Ибо таким образом и настоящую жизнь мы прекрасно и богоугодно совершим и унаследуем вечное благобытие… (свт. Григорий Палама, 26, 73).

Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 97).

*

Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - 
Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.
https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/231

Фото: 26 и 27/12-2022  на Богослужениях в Св.Георгиевском храме
   Отправить статью как PDF