Праведный Иосиф Обручник: превыше закона

Проблема воспитания детей в вере остается актуальной во все времена. С каждым новым поколением возникают и новые вопросы, на которые необходимо искать ответы. Опыт Святого Семейства, в котором рос Иисус Христос, нам помогает понять, как воспитательный процесс был организован в период земной жизни Нашего Господа.

Ключевую роль играл отец в процессе воспитания детей в вере. Праведный Иосиф был законным отцом Иисуса, рожденного от Девы Марии и Святого Духа. По закону он должен был воспитать сына, а для этого важно было выполнить три задачи. Первое, научить молиться или лично общаться с Богом-Отцом. Безусловно, важна была и храмовая молитва. Каждый благочестивый иудей должен был явиться перед лицо Божье в Иерусалимский Храм три раза в год. Вторая задача воспитания связана со Священным Писанием. Было жизненно необходимо читать и вникать в Священные книги для того, чтобы изучать закон Божий и исполнять его.  Третье направление в воспитании связано с ремеслом. Именно отец должен был передать свое ремесло сыну, научить его трудиться и зарабатывать на жизнь. Праведный Иосиф был мастером строительного дела по профессии.  Есть версия, что он был плотником. Маловероятно, так как в Палестине строили из камня. Строительные образы в евангельских притчах связаны также с ремеслом каменщика.

Итак, Иисус воспитывался в семье праведного Иосифа Обручника, живущего по закону. Когда он узнал, что Мария была беременной, то он должен был отдать ее на суд старейшин, которые могли вынести ей только смертный приговор. Ветхозаветный закон был жесток в отношении блуда. Как поступил праведный Иосиф в тот момент? Он решил не обличать Марию перед людьми, не открывать ее “смертный грех”, а тайно отпустить ее на промысел Божий. Законная логика “убить” в добродетельном сердце Иосифа не могла найти себе места. Наоборот, он стал искать выход, как спасти. Поэтому поведение праведного иудея превзошло Ветхозаветный закон или стало пределом Ветхозаветной праведности. Праведный Иосиф был настолько внутренне чист, что воля Божья ему стала открываться через Ангелов. Он исполнял ее безропотно, охраняя жизнь Ребенка и Матери.

Спаситель, воспитанный в семье праведного иудея, пришел не отменить закон, а восполнить или наполнить его новым содержанием. Нагорная проповедь и заповеди Блаженства являются законодательным текстом Нового Завета. Христиане призваны жить по-евангельски.

На уровне Ветхого Завета люди, как правило, все в большей или меньшей степени преступали закон, его и невозможно было исполнить без любви, а это внутренняя добродетель, которая связана с сердечным расположением. Как ее проверить? Только взаимностью. В Новом Завете выполнить христианские заповеди возможно через Самого Христа или вместе с Ним, так как требуется делать, как правило, сверхчеловеческие усилия.  И потолок доброделания отсутствует. Идти по пути совершенства – это идти по пути Богочеловечества.

Изучение опыта Праведного Иосифа помогает осознать роль мужчины в воспитании на современном этапе. Никакое количество женщин в воскресной школе не выполнит задачу настоящего мужчины и отца.

   Отправить статью как PDF