С праздником – Святым Богоявлением, Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Фото - праздничная Литургия 19.01 в Св. Георгиевском храме.
Тропарь Крещению Господню, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Кондак Крещению Господню, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет непристу́пный.
Величание Крещению Господню:
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.
***
“Благодать и сила крещения не потопляет мира, как раньше, но очищает грех в каждом человеке и совершенно омывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением. Поскольку мы состоим из двух естеств, то есть из души и тела, из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое, именно: водою и Духом; и одно принимается видимо и телесно, а другое в то же время совершается нетелесно и невидимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самые глубины; а это, помогая первому рождению, из ветхих делает нас новыми, из плотских, каковы мы сейчас, богоподобными, переплавляя без огня и восстанавливая без разрушения. Ибо под силою крещения понимать должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты.”
Григорий Богослов
“И ты при крещении получил благодать Божию и стал причастником Духа, если и не столько, чтобы творить чудеса, то сколько нужно иметь для правильной и благоустроенной жизни.”
Иоанн Златоуст
* * *
Праздничную Литургию в Св.Георгиевском храме возглавил настоятель протоиерей Николай Коляда, ему сослужили иерей Сергий Иванов, диакон Александр Иванов и другое духовенство храма. Божественные песнопения исполнены церковным хором под руковдством старшего регента матушки Надежды Коляда.
По всему и во всем ощущается праздник. Божья благодать и душевная радость. Великий день Богоявления. В любой день хорошо исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, но в день Крещения Господня просто обязательно надо принести свое покаяние Богу. После причащения прихожан настоятель прочитал молитву на Великое освящение воды. В этих прошениях и в молитве Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».
Богоявленская, святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.
После Великого освящения воды отец Николай освятил святой водичкой и нас – всех предстоящих на Литургии в храме, хору тоже долетело окропление святой водой. Сразу же появилось на лицах прихожан радостное воодушевление. Затем настоятель поздравляя с праздником обратился ко всем с душеполезной проповедью о том, что мы должны не говорить правду, обличая и осуждая, а должны исполнять правду. Правда должна исполнятся, а не говорится. Так, как и сам Христос ее исполнил…
Далее отец Николай поздравил Татьяну Бизункову с Днём Рождения и всем храмом пропели доктору “Многая лета”. По окончании службы настоятель, как всегда, пошел в народ, благословляя всех Крестом Господним, после чего прихожане потянулись к Великой Святыне – Крещенской водичке. Слава Богу за всё!
* * *
“В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св. Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником (так как накануне этих дней – в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св. Иоанна Златоуста).
Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV – Ч вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника»”.
Источник:http://prodrom.cerkov.ru/index.php/2014/01/17/kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie-osobennosti-cerkovnyx-sluzhb/
*