Разрушение, которое мы не замечаем

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1-е Коринф. 6:19)

Одним из обстоятельств, побудивших меня написать эту статью, стал реальный случай из моей профессиональной деятельности как врача-нарколога. По известным соображениям, в статье некоторые детали этой истории изменены, а имена её участников не раскрываются.

Одно из моих дежурств как раз пришлось на 9 мая – День Победы – один из немногих государственных праздников, соответствующих духу православия и действительно объединяющих людей. Несмотря на праздничный день, дежурство выдалось спокойным. Но вот, около шести часов вечера – как раз в то время, когда в этот день по всем телеканалам транслируется «минута молчания», – в кабинет для медицинского освидетельствования на наличие алкогольного опьянения сотрудники милиции доставили компанию подростков, которые в нетрезвом состоянии крушили надгробные памятники на городском кладбище. Печальное совпадение, ничего не скажешь! Неужели за это воевали наши деды и прадеды?!

Тех подростков было четверо: трое парней – одному шестнадцать лет, двоим – по четырнадцать, а с ними за компанию тринадцатилетняя девчонка, на вид явно не дотягивающая до своего возраста.

Шестнадцатилетний лидер компании и, по-видимому, инициатор бесчинства, по концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе был «самый трезвый, однако вёл себя нагло, цинично, всячески демонстрируя «знание законов» – явно пытаясь уйти от ответственности за происшедшее и переложить её на младших парней. Они-то по результатам экспертизы оказались «самыми пьяными» и, судя по всему, больше всех отличились при совершении акта вандализма, но в кабинете вели себя более-менее сдержанно. Девчонка, та и вовсе была не столько пьяная, сколько растерянная и не на шутку перепуганная. По поводу происшедшего она рассказала примерно следующее: «Ребята взяли меня с собой погулять. После того, как мы выпили пива и джин-тоника, они почему-то захотели пойти на кладбище и там начали ломать памятники, а я только стояла рядом и смотрела. Они, вообще-то, не собирались ничего ломать, и я не знала, что всё так получится…»

Тогда я осторожно задал ей вопрос по существу:

– Как ты думаешь, для чего ребята, которые старше тебя по возрасту, взяли тебя с собой на прогулку да ещё напоили спиртным?

– Не знаю, но догадываюсь… – ответила девчонка, опустив глаза.

«Памятники разрушили, а телесный храм разрушить не успели!» – подумал я тогда с некоторой долей наивности…

Дело здесь, разумеется, не в том, «что успели, а чего не успели». Получается, ведь, вот какая неутешительная картина:

Осквернение памятников и храмов пока ещё вызывает в нашем обществе возмущение и гнев, а вот массовое растление молодёжи – осквернение телесных храмов – уже давно воспринимается как нечто само собой разумеющееся!

Если нам приходится быть свидетелями из ряда вон выходящих явных прегрешений, то для нас это должно быть поводом не для осуждения других, а для более строгого отношения к своим собственным беззакониям, зачастую творящимся тайно под личиной внешней благопристойности.

Приобщаясь к блуду и пьянству, с кого берут пример молодые люди, как не с представителей старших поколений, читающих им мораль, но при этом втайне гордящихся своими «мужскими и женскими победами». «Так ведь на этом же мир стоит!» – возразят многие. В том-то и дело, что «на этом» мир не стоит, а рушится! «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…»(Быт. 1:28) В данном контексте слово «земля» означает как первозданный рай на земле, потерянный в результате грехопадения, так и новую землю будущего века, которую наследуют праведники после общего воскресения. …И люди успешно плодятся и размножаются, но наполняют, главным образом, не землю, а преисподнюю!

Почему Божественное откровение относит блуд и прелюбодеяние к числу смертных грехов? Господь Бог сотворил мир совершенным и для поддержания первозданной гармонии положил законы. Если люди нарушают законы физического мира, то возникают гибельные последствия – от несчастных случаев до широкомасштабных катастроф. Законы даны и духовному миру. И когда большинство людей игнорирует законы невидимого мира, происходит духовная катастрофа, разрушительные последствия которой мы наблюдаем. Статистика алкоголизма, наркомании, разводов, детской беспризорности, абортов, самоубийств открывает нам лишь отдельные стороны этой трагедии. Внешнему преступлению предшествует внутреннее греховное состояние. Грехом является любое преступление заповедей Божиих: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1-е Ин. 3: 4). Божественное слово не только открывает нам природу греха, но и перечисляет наиболее вопиющие и опасные из них. Почему блуд включен в этот перечень? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1-е Кор. 6: 9–10). Люди, ведущие половую жизнь вне законного брака, извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе. Господь благословляет этот союз: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19: 6). Поэтому так настойчиво увещевает святой апостол Павел: Просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога (1 Фес. 4: 1–5).

Грех блуда по своей природе равнозначен грехопадению Адама, которое повредило человеческую природу. «Очевидно, что праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола. Обещанная им смерть за преступление заповеди тотчас объяла их: Дух Святой, обитавший в них, отступил от них. Они были предоставлены собственному естеству, зараженному греховным ядом. Этот яд сообщил человеческому естеству диавол из своего растленного естества, преисполненного греха и смерти» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Святые отцы любой смертный грех, в том числе и блуд, называют тяжелой болезнью. Как смертельно опасная телесная болезнь, перенесенная человеком, ослабляет физическое здоровье человека, так и смертный грех серьезно подрывает его духовное здоровье. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится» (Притчи 6:32,33). Ну, а о нецеломудренных женщинах царь Соломон выразился очень резко: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная». (Притчи 11.22). Золото – металл благородный, кольцо – совершенная форма, то есть, золотое кольцо – символ благородного совершенства. Нелепо и противоестественно золотое кольцо на свином рыле, которым она роется в отбросах. Так же противоестественно и неумение или нежелание прекрасной женщины соблюдать свою чистоту. Смертный грех неизбежно травмирует душу и оставляет духовные шрамы. Такому человеку даже после принесённого Богу покаяния и полученного от Него прощения трудно бывает строить духовную жизнь. Он мучительно чувствует внутреннюю немощь. По словам святителя Иоанна Златоуста: «В Новом Завете [грех блуда] получил новую тяжесть, потому что человеческие тела получили новое достоинство. Они сделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним. Любодей казнится смертью душевной, от него отступает Святой Дух».

Мы живем в страшно развращенное время. Стремление жить по заповедям Божиим сейчас многими расценивается как «отсталость», «закомплексованность», «неумение приспосабливаться к жизненным реалиям», откровенно высмеивается и даже вменяется в вину. Ещё Шекспир говорил, что «добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока», – что уж говорить про наши дни!.. В некоторых современных молодёжных журналах девушкам внушается, что если они до определенного возраста сохранили чистоту, то у них многое в жизни потеряно и замуж их никто не возьмет, и поэтому, пока не поздно, надо наверстывать упущенное. Таким образом, у целомудренных девушек создаётся комплекс неполноценности.

Многие молодые люди становятся жертвами «духа времени» и вступают на широкий погибельный путь. Однако ни для кого не закрыт вход в Царство Небесное. Христианство – религия воскресения. Не только однажды падшие, но даже блудницы, не только исправлялись, но и становились святыми, если шли путем подвига. «Аз есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 25–26). Поэтому для исцеления души надо войти в благодатный опыт Церкви, решительно отбросить всякий страх, довериться Богу и начать духовную жизнь в Церкви, в её святых спасительных таинствах. Главное же – исполнять евангельские заповеди, а не только знать их, перечисляя свои грехи на исповеди. «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбец – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего… Грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская» (свт. Иоанн Златоуст).

О. В. Скобелев
врач-нарколог,
УЗ «Витебский областной психоневрологический диспансер»,
г. Витебск, Гагарина, 10а

   Отправить статью как PDF