Росписи Свято-Георгиевского храма

4985
Купол

Росписи Свято-Георгиевского храма располагаются в подкупольном пространстве – в куполе и четверике подкупольного пространства, и в алтарном пространстве.

Росписи в куполе и четверике были выполнены весной и летом 2013 г. Алтарь же был расписан ранее, в 2005 г., учениками и выпускниками иконописной школы преп. Алипия г. Дубны под руководством Осетрова Олега. Все росписи выполнялись по эскизам и под руководством Сидельникова Владимира.

Входя в храм, каждый молящийся попадает в окружение образов святых подвижников, основателей Церкви Вселенской — апостолов. Предстоящий ощущает особую таинственную связь со своим Создателем: созерцает Церковь в единстве со Христом, который есть «путь, истина и жизнь» для верующих в Него, ощущает себя собеседником представленных святых, очевидцем священных событий. К нему обращены взоры святых, на него ориентированы их движения, он – участник их согласного хора. Этому немало способствует обратная перспектива, как и отсутствие воздушного пространства в иконах. Обратная перспектива имеет глубокий смысл и включает молящегося в иконное пространство, пытается его окружить, «приглашает» вступить в беседу, так что все точки перспективы сходятся именно на молящемся, а не в несуществующей дали.

Самое главное средоточие храма – это его восточная часть и, прежде всего, алтарь, предназначенный для совершения Таинства Евхаристии. Обращенность на восток означает поклонение христиан восходящему Солнцу Правды – Христу.

Первым делом взор входящего устремляется прямо, на иконостас. Алтарь и основное пространство храма разделяет двухъярусный иконостас мастерства руки московского иконописца Сидельникова В. А.

Традиционно алтарную преграду понимали как грань между двумя мирами – временным и вневременным. Алтарь – это мир горний, а лики на иконостасе – выражение этого мира. Еще уподобляют алтарную преграду Плоти Христовой. Само же слово иконостас означает некую перегородку, на которую ставят иконы.

На иконостасе иконы располагаются строго в соответствии с религиозной иерархией. Нижний ярус иконостаса – так называемый местный (состоящий из местночтимых икон) имеет главные храмовые иконы Спаса на престоле (справа от Царских врат) и Богоматери с Младенцем на престоле (слева). Это величественные образы, т.к. Богоматерь и Христос восседают на царских тронах. На царских вратах изображены творцы литургий Иоанн Златоуст и Василий Великий, преклоняющиеся Агнцу и сослужащие в Божественной литургии. Символика Царских врат связана с откровением Небесного Царства (отсюда и их название). На северных дьяконских вратах изображен архангел Михаил, на южных – архангел Гавриил. Они одеты как дьяконы в стихари и служат Небесной Литургии. Верхний ярус состоит из деисусного ряда по центру. Деисус (двойное поклонение Иисусу – по двум сторонам) – это моление всей Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном Суде. Справа над дьяконскими вратами – композиция Спас Эммануил (переводится как «С нами Бог») с преклоненными архангелами, которая посвящена грядущей крестной жертве и славе Божественного Логоса. Здесь изображен 12-летний отрок Христос. Это тот возраст, в котором Иисус, согласно Евангельскому повествованию, беседовал со старейшинами в Иерусалимском храме. Слева же композиция с ликом Спаса – образ воплощения. Деисусный ряд венчает композиция Тайной Вечери, т.е. Евхаристии. Здесь показано принятие людьми Христа и соединение с Ним.

Настенная роспись преграды тематически связана с иконостасом. Вверху, слева и справа, – праотцы Мелхиседек и Аарон, ветхозаветные первосвященники. Таинственный Мелхиседек, царь Салима – прообраз Христа, Его царствования и Его священства. Он держит хлеб и чашу с вином – прообраз Евхаристии. Аарон – первый первосвященник, также прообраз Иисуса Христа. Держит в руках процветший жезл – символ Богородицы. Между образами праотцев по центру стены изображен Нерукотворный убрус. Убрус связан с чудом прижизненного отпечатления на плате Его Лика, считается следствием непосредственного факта дарования Самим Господом основания для иконопочитания. Этот образ – воплощение ожидания ветхозаветного еврейского народа (пророки по сторонам). Благовещение на столбах включает как бы все алтарное пространство в свою композицию, благовещение и воплощение – сам Христос. С Благовещения начинается история спасения и воплощения преподающего Себя в Евхаристии.

При богословском толковании храма в алтаре нужно видеть таинство непостижимой по существу Троицы, а в храме – Ее познаваемый в мире промысел и силы. Роспись храма представляет собой символическую реализацию идеи вечной Церкви. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма и включены в сложную символическую иерархию.

Самое главное место в храме занимают купол и апсида. В куполе изображен Христос Вседержитель (в самой высшей точке храма, в небесном своде), ибо купол – это подобие неба. Он царит надо всем, взирает на землю, обдумывая распорядок и устройство ее управления. Это Глава Вселенской Церкви, образом которой выступают все молящиеся в храме. Он смотрит на каждого человека. И неспроста купол обычно незаметен входящим, и нужно некоторое усилие, чтобы заметить, чтобы поднять голову… и увидеть Христа. Так и мы в своей жизни часто забываем и не замечаем пребывания в ней Бога, забываем, что Он держит нашу жизнь в Своей руке и заботится о нас.

Христос окружен образами Сил Небесных, созерцающих и восхваляющих Божество. Это Престолы – третий ангельский чин. Они находятся в подножии Христа и Господа Саваофа. Ниже (по иерархии) в куполе размещены пламенеющие Серафимы – они пламенеют любовью к Господу.

В четверике барабана купола ниже изображены в кругах праотцы Адам, Авель, Сиф и Ной. Это образ Церкви Ветхозаветной, еще не получившей Закон. Это те святые, которые не отступили от веры, от Единого Бога. И несли эту веру и знания о Боге, передавали через поколения, и как бы являются основателями Новозаветной Церкви.

Адам – первый человек, основатель рода человеческого, после изгнания из Рая его жизнь была наполнена покаянием, и он имел общение с Богом, но уже не видел Его как в Раю.

Авель («пар», «дуновение») – второй сын Адама и Евы, ребенок покаяния, так как люди убедились в безопасности своих надежд на успешную жизнь на земле. Авель – древнейший прообраз Христа. Жертва Авеля, которую он принес Богу, которая стала предметом зависти его брата Каина – образ Евхаристии, благоприятной жертвы, приносимой за живых и мертвых. Смерть Авеля – прообраз смерти Христа. Авель воплощает собой победу святости и добра над злом, обрекшим Каина на вечное скитальчество и изгнание с «лица земли».

Сиф – третий сын Адама и Евы. От Сифа произошли все мы. При его жизни на земле было установлено общественное богослужение. Люди вместе стали призывать Имя Господне.

Ной – последний допотопный праведник. Держит в руках ковчег. Ковчег – это прообраз новозаветной Церкви, спасаемых учеников Христовых. Ной – прообраз Христа.

В сводах потолка, в углах, на треугольных парусах размещены изображения четырех евангелистов (слева (раздельно) направо): Иоанн Богослов, Матфей, Марк, Лука. Пишущие евангелисты сосредоточенно вслушиваются в голос Божественного откровения. Они запечатлевают то Благовестие, которое преподал апостолам Христос (образ в куполе). Паруса символизируют четыре конца света, сами Евангелия – 4 главных ветра единого Духа Божия, одухотворяющего Церковь, распространенную по четырем сторонам света. Цветочные орнаменты – символ Царства Небесного. Под изображениями евангелистов размещены образы животных. Это символы самих евангелистов (они упоминаются в Апокалипсисе). Ангел – символ апостола Матфея, Лев – Марка, Телец – Луки, Орел – Иоанна Богослова. Они разносят благую весть по всем четырем сторонам света. Еще эти образы раскрывают различные аспекты отображения Христа в Четвероевангелии. Ангел, как некое существо с человеческим лицом, означает Боговоплощение. Телец – жертва Спасителя. Орел – духовное видение. Лев – Царственную власть Сына Божия.

Паруса чередуются с композициями избранных праздников. По кругу слева направо – композиция Воскрешение Лазаря, Распятие Христово, Положение во Гроб, Воскресение Христово. В этих избранных композициях раскрыто совершение всего Новозаветного домостроительства Божия о человечестве.

Воскрешение Лазаря. Воскрешение является прообразом воскресения самого Христа и напоминает нам о дне Страшного Суда, когда все должны будут восстать из гробов своих, подобно Лазарю. Не случайно поэтому Епифаний Кипрский в своем «Слове на воскресение Лазаря» вкладывает в уста Лазаря следующие слова, обращенные к Иисусу: «Господи, вопиют ти пророци во аде, первозданный Адам и патриарх Авраам со сыном Исааком и со внуком Иаковом, Давид же ти вопиет о сыне своем Соломоне».

Распятие с предстоящими Богородицей и Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником. Распятие является одной из центральных тем во всем христианском искусстве. Крестная жертва Спасителя – высочайший момент Новозаветной истории, открывающей полноту Божественной любви и предельно отверзающий тайну искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти. Христос на кресте испытывает всю полноту человеческих страданий. Мы видим Распятого и страдающим и уже умершим (склоненная голова, прободенные ребра). Но Его тело не провисло от тяжести, а Своими Божественными руками Он как бы заключает всю вселенную в Свои распростертые объятия.

Композиция «Положение во Гроб» складывалась не на основе евангельского текста, в котором практически почти ничего не говорится об этом эпизоде, а как воплощение чувственного образа. На фреске представлен момент, когда тело Христа еще только снято с креста и положено на каменной плите. К Нему припала рыдающая Богоматерь, которая прижимается лицом к щеке Иисуса. Иоанн Богослов склонившись, лобзает вытянутую руку Христа, у ног приклонились Иосиф Аримафейский и Никодим. Рядом с Богородицей находятся мироносицы, Мария Магдалина воздела руки в горе.

Момент Воскресения Христова – непостижимый и никем не виденный. Основой для данной иконографии послужило апокрифическое евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Иисуса в ад. Вокруг фигуры Христа круг – мандорла (с греч. — «слава»), который символизирует свет, принесенный Иисусом Христом во тьму ада. Ноги Спасителя попирают крестообразно сломанные врата ада. По сторонам помещены изображения Ветхозаветных пророков и праотцев, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, Авель. В одной руке Христос держит крест, а другой вырывает Адама из гроба.

Росписи стен посвящены святым и мученикам, просиявшим как в первые века, так и в наши дни. Основная тема – тема мученичества. В первые века распространение веры Христовой сопровождалось гонениями на ее исповедников. Церковь строилась на крови мучеников, пострадавших за слово Божие и за свидетельство веры. Мученичество с греческого языка переводится как свидетельство. Мученики последовали словам Христа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Справа от алтарной преграды большая икона с клеймами (т.е. небольшие композиции) мучений святого Георгия Победоносца. Причина всех побед Георгия – в силе веры, в торжестве возобладавшего духа. Он последовал Тому, кто «смертию смерть попрал». Именование «Победоносец» говорит о том, что никакие страдания не сломили его воли, не заставили отречься от веры в Воскресшего Христа. Даже в сам момент казни сердце его было воодушевлено необычайным духовным горением, радостью соучастия в страданиях Христа, как залога будущего воскресения и победы над смертью.

Напротив – икона сорока мучеников Севастийских. Они пострадали в одно время со святым Георгием и явили собой пример твердой веры во Христа. Слева расположен ряд воинов-мучеников первых веков: Феодор Тирон, Лонгин Сотник, Феодор Стратилат, Андрей Стратилат, Иоанн Воин, Никита, Прокопий (мученики подписаны слева сокращенным греческим словом “оагиос”, что значит “святой”). В нижнем регистре изображены современные преподобномученицы княгиня Елизавета и инокиня Варвара. Священномученики Серафим Чичагов, Вадим Персидский. Святые витебской земли праведный Владимир и священномученик Николай. Северная стена посвящена святым русской и белорусской земли. Вверху в кругах почитаемые князья-мученики Борис, Глеб и Игорь. Внизу – ряд святых жен, принесших и утвердивших православие на белорусской земле: равноапостольная княгиня Ольга, преподобная Евфросиния Полоцкая, праведная София Слуцкая, дева Иулиания – княжна Ольшанская.

На западной стене изображены знаменитые русские воины Александр Невский, Меркурий Смоленский, Димитрий Донской , его небесный покровитель Димитрий Солунский, Феодор Ушаков. В нижнем ряду в медальонах образы царственных страстотерпцев.

Итак, все объединяется в Единый Космос: от мира горнего – в дольний земной, от Ветхозаветных праведников и святых первых веков христианства – до современных. Этот Космос завершает Церковь Воинствующая, проходящая испытания временной земной жизни, – мы с вами.

Материал подготовила Ирина Сивакова

   Отправить статью как PDF