С праздником иконы Богородицы Казанская!

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской», глас 4:

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской», глас 8:

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.

*~ -*~ -*~ -*~ -*~ – *~ -*~ -*~ -*~ -*~ -* ~ -*~ -*~ -*~*~ -* -*~ -*

СЛОВО В ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Врагу нашего спасения диаволу особенно ненавистны две важнейшие заповеди Христовы – о смирении и о послушании, – и всеми силами толкает он слабых христиан на путь своеволия и гордости, особенно же научает презирать каноны и постановления Вселенских и поместных Соборов и ни во что ставить авторитет великих отцев и учителей Церкви.

К этим советам своего врага охотно прислушиваются порвавшие связь с Соборной и Апостольской Церковью: лютеране, разделившиеся на множество общин протестанты и вышедшие из среды лютеран наши сектанты – баптисты, евангелисты, адвентисты. Все они понимают и толкуют каждый по-своему Священное Писание. И каждая община и секта считает единственно правильным свое понимание.

Но истина едина, как едино тело Святой Соборной и Апостольской Церкви и едина Глава Ее – Господь и Бог наш Иисус Христос.

Особенно вредно и нетерпимо разделение церквей в деле почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

В этом отношении христианский мир особенно резко разделился. Со страхом и трепетом, с глубоким благоговением относимся мы, православные христиане, и римо-католики к благодатным и изумительным словам Архангела Гавриила, обращенным к Пресвятой Деве Марии: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…» (Лк. 1, 28). «Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего…».

Благословенной между всеми женами явилась Пресвятая Дева Мария пред бесплотными силами небесными.

А для лютеран и всех протестантов, и сектантов – Она – только благочестивая женщина, одна из бесчисленно многих, не заслуживающая никакого превозношения пред ними.

Архангел сказал Пресвятой Деве Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя…» (Лк. 1, 35).

А лютеран и происшедших от них наших сектантов это нисколько не волнует. Не задумываются они над тем, что никогда и ни в кого из святых не вселялся с такой полнотой Дух Святой, как в Пресвятую Деву, Послужившую Своим пречистым телом величайшему таинству воплощения Предвечного Сына Божия.

Для сектантов и протестантов Она – только благочестивая женщина и ничего больше.

Безнадежны для почитания Пресвятой Богородицы лютеране, протестанты и сектанты, не убеждают их и слова Архангела, не обличают их слова Самой Пресвятой Девы в Ее песни, которую воспела Она пред Своей родственницей Елизаветой: «…яко призре на смирение рабы своея: се бо отныне ублажат мя вси роди» (Лк. 1, 48), – и не хотят они быть в числе всех родов, ублажающих Пресвятую Деву, но, конечно, ведомо Богу, с каким детским доверием принимают их православные и католики. И укрепляет Он в них почитание Пресвятой Девы необыкновенным способом.

Он являет миру православному и католическому множество чудотворных икон Пресвятой Девы Марии и творит ими бесчисленные чудеса.

Одна наша Православная Церковь имеет 99 чудотворных икон Богородицы, явление которых сопровождалось чудесами.

Надо было бы много времени для того, чтобы рассказать вам об этих чудесах. О многих из них, как, например, о бывших при явлении Тихвинской, Костромской, Иверской, Новгородской икон, вы знаете. Читали, вероятно, и о более древних чудесах, бывших в долгие годы иконоборчества в Византии и тогда еще могущественно укреплявших веру Православную.

Знаю, как глубоко чтите вы чудную Казанскую икону, как любите написанный в честь ее прекрасный тропарь: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…».

Знаю, как укрепляется вера ваша множеством чудес от этой иконы.

Помните же всегда слова Господа нашего Иисуса Христа: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Малые дети всегда льнут к своей матери и держатся за нее. И вы, духовные дети вашей Небесной Матери, возлагайте на Нее надежды ваши во всех скорбях и затруднениях ваших и помните, что Она неустанно молится о роде христианском.

Воздадим же Ей едиными устами и единым сердцем нашу чистую детскую хвалу.

Аминь. (Народ поет тропарь: «Заступнице усердная…»).

21 июля 1957г. Алушта,

 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

*~ -*~ -*~ -*~ -*~ – *~ -*~ -*~ -*~ -*~ -* ~ -*~ -*~ -*~*~ -* -*~ -*

Да, братие, – благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвою к Божией Матери и по сей мере получали от Нея заступление и спасение. По примеру предков да поступаем имы.

 О чем же мы должны молиться Богоматери и какие у нас могут быть нужды? О, много, много у каждого из нас нужд, бедствий и скорбей, а еще более грехов: немощствует тело, немощствует же и душа наша от множества прегрешений: об избавлении от них и надлежит с сокрушенных сердцем и со слезами молиться всем нам.

 Но кроме нужд и грехов частных, есть у нас нужды и недуги общие, современные. Первый и самый тяжкий недугь в современном обществе – это есть оскудение веры и упадок нравственности. Предки наши сильны были верою и находили в ней спасение, отраду и утешение в годины испытаний. Слово Божие было главным и любимым предметом их занятий, а пребывание в церкви за богослужением – самою священною и непременною обязанностию. В нынешнее же время многие совершенно холодно и неохотно слушают то, что содержится в слове Божием, или вовсе не слушают сего небесного учения, не верят многому в нем и готовы сомневаться в самых явных чудесах и таинствах. От такого неверия – и пороки самые тяжкие считаются маловажными; священные же предания нарушаются безбоязненно, так что пост, свято хранимый нашими предками, остается ныне у многих известен только по имени, без исполнения. При таком оскудении и упадке веры и нравственности надлежит крепко молиться: «Заступнице усердная, приложи нам веру, уврачуй наши недуги общественные и спаси нас!»

 Такая же необходимость в общих усердных молитвах открывается из наблюдения и над тем, что ныне происходит в природе видимой. За уклонение наше от путей правды, правосудный Бог уклоняет и порядок в течении природы, – затворяет небо от своевременного тепла и света, или от своевременного холода и снега, и наказует нас долговременным безведрием и другими подобными бедствиями. И небо, и земля внушают нам, что мы нарушением порядка нравственного изменили порядок и во внешней природе. Земля, отягченная грехами нашими, перестает в довольстве произращать хлеб и другие произведения на службу людям; отсюда происходит оскудение насущных жизненных потребностей, а затем – голод с его губительными бедствиями. От такого голода и губительства, Заступнице усердная, сохрани и помилуй нас!

 К этому молитвенному воззванию должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошение к Божией Матери об избавлении нас от находящих разных эпидемических болезней, смертоносные язвы и напрасные смерти. Мы нередко видим вокруг себя страшные болезни, поражающия старых и юных, крепких и немощных, воздержных и особенно невоздержных. Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанию, особенно преданности Божественному Провидению и молитве. А повторяющаяся над ближними и знаемыми нашими преждевременная смерть вразумляет нас и внушает горячо молиться с умилением сердца и со слезами: Заступнице усердная, спаси и сохрани нас от болезней, смертоносные язвы и напрасные смерти! И Она, Премилосердая, как Матерь Божия и Матерь всего рода христианскаго, всегда может умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, об избавлении и спасении нашем: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки! И поистине, кому мы должны приписать беспредельное снисхождение к нам грешных Всемилостиваго? Кому, как не Ея непрестанному о нас ходатайству и заступлению? По Ея только предстательству, праведный Судия небесный за многое множество прегрешений наших не предает нас крайней совершенной погибели. И что было бы с нами, если бы мы лишились Ея матерняго заступления? Тогда давно бы погибли мы под тяжестию грехов наших, бед и скорбей.

III. Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. Она, Царица небесная, готова выну ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ея предстательству с теплою и усердною молитвою, с твердою верою и упованием. И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим.

(Извлеч. Из «Слов и речей» Палладия, еписк. рязанского и зарайскаго, ныне митр. с.-петербургскаго, стр. 134–139).

Протоиерей Григорий Дьяченко
*
   Отправить статью как PDF