Светлая пятница Светлой пасхальной седмицы

Мы пережили Великий пост – время физических ограничений, покаяния и усиленной молитвы. Настали дни отдыха, праздника и единения с Господом. Часто у православных уже не хватает сил после Страстной седмицы и поста на посещение храма. И это по-настоящему грустно, ведь правила домашней молитвы в это время заметно сокращается, а церковные службы в эту неделю быстро «пролетают» в радостных возгласах «Христос Воскресе!»

Служба в  радость, а  не в  тягость и Крестнгый  ход каждый  день.

Не уподобимся фарисеям, которые исполняли закон внешне, но постараемся посетить храм Божий в эти дни, искренне радуясь как дети, встретившие воскресшего Отца.

Как  правило, службы на Светлой седмице недлинные. Псалмы  не читаются, а начинается богослужение с «Да воскреснет Бог…». Повечерие и полунощница заменяется Пасхальными часами. Все «земные» поклоны отменяются на 50 дней (в этом, 2021 году до 20 июня – дня Святой Троицы)!

Одной из особенностей служб является ежедневный Крестный ход вокруг храма после Литургии: в нём с удовольствием принимали и принимают участие дети Николо-Георгиевского  храма, – воспитанники ВШ,  дети  прихожан  и священства.

 А ещё существует традиция на Светлую седмицу разрешать всем желающим звонить в церковные колокола,  эту  традицию  не  нарушил  и  наш  храм, постараемся   в  ближайшие  дни  осветить  это приятное  мероприятие.

Верующим  желательно и  необходимо  причащаться на пасхальной седмице,  ведь  это  время  наибольшей  близости,  открытости Господа к  нам. Распахнутые во время  службы  Царские  врата  нашего  и всех других  православных  храмов именно это и символизируют.

“На практике крестный ход пасхальным чином совершается во всю Светлую седмицу.

Назначенные люди с фонарем, запрестольным Крестом и хоругвями по окончании причащения мирян становятся в притворе. Во время заамвонной молитвы там собирается хор, и сразу по окончании молитвы хор поет «Христос воскресе из мертвых…» 3 раза, духовенство в это время выходит из алтаря царскими вратами. Возглавляет шествие человек в фонарем, за ним несут запрестольный Крест, следом – хоругви. Сразу за хоругвями идет хор, за хором – диаконы со свечами и кадилами, далее – младшие священники, несущие артос, иконы и Евангелие. Венчает группу священнослужителей настоятель, держащий Крест с трисвечником. Рядом с настоятелем идет пономарь, несущий чашу со святой водой и кропило. После настоятеля – весь народ.

Во время крестного хода совершается 4 остановки соответственно четырем сторонам света. Первая остановка бывает примерно напротив середины южной стены храма, вторая – у алтаря, третья – напротив центра западной стены, последняя – у входа в храм. Во время шествия вплоть до 3-й остановки хор поет ирмосы пасхального канона (начальный ирмос «Воскресения день…» поют сразу при выходе из храма после троекратного «Христос воскресе из мертвых…»); между ирмосами поется припев пасхального канона «Христос воскресе из мертвых». Между 3-й и последней остановками поются стихиры Пасхи. Во время шествия совершается трезвон, на время остановок звон прекращается.

На каждой остановке совершается окропление народа следующим образом: диаконы возглашают: «Господу помолимся, рцем вси», хор поет громко троекратное «Господи, помилуй», затем священник[9] окропляет народ на 4 стороны света (восток – запад – север – юг), каждый раз возглашая «Христос воскресе» (на что следует ответ «воистину воскресе»). После каждого из 4-х христосований хор поет конечное «Христос воскресе из мертвых…» 1 раз.

Во время 2-й остановки (у алтаря) поется прокимен Пасхи «Сей день, егоже сотвори Господь…» и читается воскресное Евангелие (чаще всего выбирают 1-е воскресное Евангелие, Мф. 116). Перед Евангелием диакон говорит «И о сподобитися нам…» и прочие возгласы по чину.

После 4-й остановки все входят в храм при многократном пении пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…». Когда настоятель поднимется на амвон, он поворачивается к народу и благословляет со словами «Благословение Господне на вас…»; и бывает отпуст литургии по чину.

Следует стремиться к тому, чтобы мы не воспринимали Крестный ход как «прогулку» вокруг храма, но видели в нем продолжение богослужения, причем в особо торжественной форме.”

https://studopedia.org/5-82159.html

фото: Сергей Никоноров 
Светлая пятница. Николо-Георгиевский  храм. Крестный ход.
*
   Отправить статью как PDF