В поисках утраченного. Возвращение домой преподобной Евфросинии.

Тропарь преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 4:

Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.

Кондак преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 8:

Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.

*  *  *

5 июня  мы  чтим  День  памяти – преставления преподобной  Евфросиньи  игумении Полоцкой (1173 г.) и 6 июня – День празднования перенесения мощей святой Евфросинии в Полоцк.

*  *  *

В поисках утраченного. Возвращение домой преподобной Евфросинии.

Преподобная Евфросиния Полоцкая не только сегодня, но и многие годы назад принималась народом Беларуси символом родной земли, наставницей и заступницей. Неудивительно, что торжественное возвращение ее святых мощей из далеких краев в Полоцк в конце мая 1910 года стало всеобщим праздником.

С чего всё  начиналось.

В книге «Незабвенные дни», выпущенной Спасо–Евфросиниевским женским монастырем Полоцкой епархии к 100-летию перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, кратко описывается жизненный путь святой.

Преподобная Евфросиния родилась в начале XII века в семье полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софии и была наречена Предславой. В 12 лет Предслава тайно от родителей ушла в монастырь, где игуменьей несла послушание ее тетя. Там юная княжна приняла постриг с именем Евфросиния.

Позже по благословению епископа Илии поселилась в келье Софийского собора в Полоцке: молилась, размышляла и переписывала Божественные книги. Если получала плату за переписывание, отдавала ее нуждающимся.

Около 1125 года Евфросиния отправилась в Сельцо, чтобы устроить новый монастырь. Там была заложена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса, стены которой расписали лучшие мастера. В 1161 году в Спасский храм «на вечное хранение» привнесен Крест–ковчег, изготовленный по просьбе Евфросинии мастером–ювелиром Лазарем Богшей. Нынешняя судьба реликвии остается под завесой тайны.

Около 1155 года недалеко от спасской обители преподобная воздвигла Богородицкую церковь и устроила при ней мужской монастырь, для которого из Эфеса доставили чудотворную икону Божией Матери «Эфесская», написанную, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой.

Достигнув преклонных лет, преподобная, ее брат Давид и двоюродная сестра Евпраксия отправились в Святую землю. Во время пребывания в Иерусалиме Евфросиния заболела и 23 мая (по новому стилю – 5 июня) 1173 года скончалась. Погребли игуменью в монастыре Феодосия Великого недалеко от Иерусалима.

Когда в 1187 году Иерусалим захватил египетский султан Салах–ад–Дин, уходя, христиане забрали с собой и мощи преподобной Евфросинии. Началось ее возвращение домой. Но новые внешние обстоятельства – вражда между Полоцким и Киевским княжествами – не позволили завершить тот святой путь. На столетия мощи игуменьи были положены в Дальних пещерах Киево–Печерской лавры.

Под полоцкой сенью

И все же полочане не оставляли надежды на возвращение преподобной. Однако только в 1832 году дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, сам процесс занял еще целых 78 лет. Сначала в Витебск (1870 – 1871 годы), а оттуда в Полоцк доставили частицу святых мощей. Затем Николай II подписал резолюцию, позволявшую вернуть мощи в Полоцк. 29 января 1910 года вышел специальный императорский указ о порядке торжественного перенесения святыни из Киево–Печерской Успенской лавры в Полоцкий Спасо–Евфросиниевский женский монастырь.

19 апреля 1910 года, во второй день Пасхи, в Киеве открылись прощальные торжества. В Великой Лаврской церкви совершали богослужения Киевский митрополит Флавиан (Городецкий) и Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков). В Киеве собрались высшие чины военного и гражданских ведомств, представители Полоцкого и Витебского церковных братств, приехали игуменья полоцкой обители Илариона с двенадцатью монахинями, начальница Спасо–Евфросиниевского епархиального училища монахиня Нина (Боянус) и тысячи верующих. Присутствовал великий князь Константин.

И 22 апреля на пароходе «Головачев» рака со святыми мощами отправилась по Днепру в Оршу. Под звон колоколов и звуки военного оркестра Киев проводил святыню.

По ходу судно причаливало в Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве. Вдоль берегов реки собиралось множество народа, чтобы приветствовать преподобную. И, когда пароход уплывал, люди пили воду из реки как освященную самой Евфросинией.

От Орши раку несли в Полоцк окружным путем – по уездам губернии, чтобы верующие могли поклониться святой. Нередко службы проводились прямо под открытым небом.

Улицы городов украшались флагами, коврами, гирляндами, арками из ветвей и цветов с изображением буквы «Е» и княжеской короны. В некоторых местах верующие устилали путь, по которому должны были пронести мощи преподобной, хвоей, цветами, полотном, рушниками и платками.

В Полоцке верующие составили одну большую процессию, двигавшуюся по Витебской улице, что можно видеть на сделанных тогда фотоснимках. По пути крестного хода в почетном карауле выстроились войска, а возле спасской обители, по обе стороны дороги, – полоцкие железнодорожные роты с военным оркестром. Солнце ярко освещало белоснежные монастырские храмы, блистало на крестах куполов. Святые мощи внесли в Кресто–Воздвиженский собор и поставили на помосте. Исполнились пророческие слова Полоцкой княжны о ее возвращении в родной край…

Заботы небесные и дела земные

Предвидя, что торжества привлекут огромное внимание, а значит, и множество гостей, в Полоцке к событию подготовились основательно – не только в плане духовном, но и организационном. Например, Полоцкое церковное братство в 1910 году в типографии Х.В.Клячко выпустило «Путеводитель по городу Полоцку». Из книжки приезжие могли узнать адреса столовых и чайных, булочных и пекарен, фотоателье, медицинских учреждений, аптек, бань, торговых лавок, расписание пассажирских поездов… Чтобы торговцы, воспользовавшись ситуацией, не взвинчивали цены, до общего сведения доводилась такса, установленная Полоцкой городской думой на время с 15 мая по 1 июня 1910 года на продажу в городе «продуктов первой жизненной потребности».

Во время торжеств с 18 по 23 мая включительно торговля допускалась во всех местах днем и ночью всеми товарами, не исключая воскресных и праздничных дней.

Прости и утешь.

Сейчас мощи Полоцкой игуменьи почивают в Спасо–Евфросиниевской обители. В монастырь приезжают паломники из разных городов и стран. Как всегда, особенно много их будет 5 июня, в день преставления преподобной, и 6 июня, в день празднования перенесения мощей святой Евфросинии в Полоцк. Люди по–прежнему едут к преподобной за духовным и жизненным утешением.
*

Читать полностью здесь: likchodedov@mail.ruulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА
*
   Отправить статью как PDF