Войти, чтобы остаться

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы называют порой детским праздником, родительским днем. Понятны аналогии с событием из Священного предания. Святые праведные Иоаким и Анна, выполняя, данный Богу обет, приводят свою маленькую дочь, будущую Богородицу Марию в Иерусалимский храм. Конечно, это внешняя канва, и событие это имеет глубокий богословский смысл. Но такой задачи я перед собой не ставлю. Просто хочется поделиться некоторыми воспоминаниями и размышлениями, так или иначе связанными с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Как правило, детишек в храм приводят родители. Зачастую это происходит в таинстве Крещения. Правда, последствия при этом разные. Кто-то остается в храме надолго, кто-то до подросткового возраста, а для кого-то это посещение очень надолго (порой навсегда) остается единственным. Вот меня крестили в младенческом возрасте (около года) и понадобился путь, длиною в 40 лет, прежде чем душа повернулась к Богу. Бывает, вхождение в храм еще в утробе матери. Нет, я сейчас не о прп. Сергие Радонежском и других святых и просто благочестивых людях прошлого. Слава Богу, сегодня эти случаи не редкость. И не о том – зайти в храм свечку поставить, чтобы роды прошли благополучно. А так: из воскресения в воскресение, от Литургии к Литургии с регулярной исповедью и причастием. Вот еще в воскресенье стояла мамочка на Литургии, а день-два спустя взъерошенный, счастливый папа приходит в храм и сообщает: сын родился! Нет, я не фантазирую, конкретный случай описываю. Обычный случай. Сыночку этому уже десять лет, дай Бог ему и дальше быть таким же светлым, чистым и веру сохранить. А вот моей крестнице помимо верующих родителей понадобился другой человек, чтобы войти в храм, в церковную жизнь. Была она ребенком впечатлительным и родители не торопили, молились. И однажды служащая храма позвала ее, и девочка, ДОВЕРЧИВО ПРОТЯНУВ РУЧКУ, вошла в храм, чтобы остаться, полюбить богослужение, песнопения и молитвы.

Взрослые тоже приходят в храм по-разному. Конечно, к вере и в Церковь приводит Бог, но приводит через разные обстоятельства и других людей. У меня на пути к Богу тоже был такой человек. Она как-то неожиданно появилась в моей жизни после долгого перерыва в общении. Уже сам факт, что Лариса, человек для меня авторитетный, не поверхностный, ходит в православный храм, произвел на меня впечатление. Никакого давления с ее стороны я не ощущала, все было очень ненавязчиво, корректно, никакой агитации и толкания в спину, которые порой так свойственны новоначальным христианам. Но по отношению ко мне было иначе. Я очень ей благодарна теперь и тогда имела к ней большое доверие. Только один раз она проявила твердость. Я уже готовилась к причастию, но какие-то страхи и сомнения (теперь-то я знаю, откуда они шли) в душе блуждали. Помню, как в беседе о подготовке к таинствам я спросила Ларису: “А если я заболею?” И она твердо ответила: “Все равно, хоть ползком, но прийти”. Такой ответ меня очень впечатлил. И я, действительно, заболела. Только не перед причастием, а за неделю до этого, перед воскресной Литургией, на которую (опускаю подробности, почему) мне очень важно было прийти. Так что совет наставницы пригодился. Сходила на службу и ничего, слава Богу, выстояла. И не разболелась дальше. Это было 3 декабря, накануне праздника Введения. Я тогда о нем и не знала ничего. Но верю, что Матерь Божия невидимо для меня помогала, поддерживала и способствовала моему вхождению в церковную жизнь на всех ее этапах.

Возблагодарим Господа Бога и Его Пресвятую Матерь за то, что мы оказались в православной Церкви. Но будем помнить и о том, что великое множество людей пока находятся вне ее ограды. Будем же стараться с Божией помощью не быть для них соблазном, быть внимательнее и участливее, особенно к впервые пришедшим в храм.

Теперь очень кратко затрону исторический аспект. Был ли в Витебске храм, освященный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы? Да, был. Он находился в районе ратуши, о чем свидетельствует чертеж Витебска 1664 г. Однако в ХVIII в. в связи с оформлением архитектурного ансамбля Ратушной площади (ратуша, Воскресенская церковь и костел святого Антония) храм был убран.

А в заключение все-таки о богословском смысле праздника. Из всего, что пересмотрела, остановилась на одном высказывании.

Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру, подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа, и празднует Святая Церковь в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Людмила Чистякова

   Отправить статью как PDF