Воспитательный прием «Хождение по кругу»

Воспитательный прием «Хождение по кругу»
Этот прием на удивление прост в использовании, и дает хорошие результаты, особенно когда нужно добиться от ребенка выполнения какого-либо правила и родительского требования.
Дети просто виртуозно владеют этой технологией, и показывают ее нам – родителям, когда они хотят чего-то от нас добиться.

Вот пример того, как дети демонстрируют «владение» этим приемом.
Саша: Мама, я хочу жвачку
Мама: Не сейчас
Саша: Но я очень хочу
Мама: Ты еще не обедал, не могу купить тебе ее сейчас
Саша: Мама, ну купи мне жвачку
Мама: Они очень вредные, мы договаривались, что больше не будем их покупать
Саша: Ну мааам!
Мама: Ну ладно, в последний раз

Ребенок определенно победил и побился своего, еще раз убедившись в том, что настаивать на своем результативно и мамино терпение не бесконечно. Он словно ходил по кругу, говоря разными словами одно и то же и настойчиво требуя своего.
Что же делают родители в таких случаях чаще всего. Раздражаются, гневаются на ребенка, пытаются объяснять и аргументировать необходимость принятия определенного решения. Но ребенок, точно знающий что ему надо, в тот момент не желает слушать аргументы.

Давайте разберем еще один диалог мамы и ребенка.
Мама: Настя, собери игрушки
Настя: Мама, я еще поиграю
Мама: Ты же не можешь играть во все игрушки одновременно! Собери те, в которые не играешь.
Настя: Ну почему я должна все время собирать игрушки, это не интересно.
Мама: Чтобы в комнате был порядок, это делают все дети.
Настя: А вот и не все, вот Дима (младший брат 1,5 лет) никогда не собирает игрушки
Мама: Так он же совсем маленький, он еще не умеет.
Настя: Умеет, просто ты его всегда защищаешь.
Мама: Ну что ты такое говоришь!

Этот диалог может продолжаться до бесконечности. Девочка умело увела разговор в сторону и избежала необходимости убирать игрушки. После таких сообщений любая заботливая мама будет думать о том, что она делает не так и почему ее дочь стала так думать, обвиняя себя в невнимательности. Такую тонкую манипуляцию понять сложно. В чем ошибки этого диалога? Мама Насти пыталась убедить дочь в том, что собирать игрушки необходимо. Но девочка не хотела собирать игрушки и тот момент не поддавалась на убеждение, она хотела уйти от необходимости делать то, что не хочется.

Мама пыталась аргументировать свое решение, размышляя на эту тему в диалоге с дочерью, чем и воспользовалась дочь, уводя разговор в сторону. Будет ли она после этого разговора собирать игрушки? Скорее всего, нет! Цель достигнута!
А я в своих размышлениях, хочу вернуться к воспитательному приему «хождения по кругу», который прекрасно подходит к этой ситуации.

Попробуем представить этот диалог иначе.
Мама: Настя, собери игрушки
Настя: Мама, я еще поиграю
Мама (спокойным тоном голоса): Дочка, я хочу, чтобы ты собрала те игрушки, в которые ты не играешь.
Настя: Мам, мне неохота убирать
Мама (спокойно, не повышая тон голоса): Я настаиваю на том, чтобы ты убрала игрушки сейчас.
Настя: Ну хорошо, я уберу сейчас.

Этот прием очень хорош, когда надо добиться от ребенка выполнения какого-либо требования. Тут бесполезно рассуждать. Надо просто несколько раз повторить одно и то же. Очень важно оставаться спокойным и уверенным родителем в тот момент и не перейти на раздражение, гнев (на крик). Спокойствие и уверенность дадут понять ребенку, что родители настроены серьезно, такой способ воздействия, в отличие от гнева, не унижает достоинство личности малыша и снижает вероятность протестов.
Конечно, это не говорит о том, что ребенку не надо ничего объяснять. Конечно надо! В большинстве ситуаций малышу нужен диалог с мамой и папой, но иногда бывает полезно просто спокойно и уверенно настоять на своем.

   Отправить статью как PDF   

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ