Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).
Тропарь всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим, глас 1:
Пусты́ни Афо́нския отцы́,/ А́нгелы во пло́ти,/ испове́дники вку́пе и преподо́бныя,/ святи́тели же и му́ченики в пе́ниих почти́м,/ подража́юще доброде́телем их,/ зову́ще согла́сно и глаго́люще:/ сла́ва Просла́вльшему вы,/ сла́ва Венча́вшему вы,// сла́ва в беда́х предста́тели нам вы Показа́вшему.
Кондак всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим, глас 4:
Онебеси́вшия Го́ру сию́,/ и показа́вшия в ней житие́ а́нгельское,/ и мно́жество мона́хов собра́вшия отцы́,/ прииди́те, благохва́лим вси, к ним взыва́юще:/ вся́кия беды́ и искуше́ния нас изба́вите,/ мно́жество преподо́бных,// Афо́нская похвало́.
* * *
Каждый год вторая Неделя после Пятидесятницы и следующая после Недели Всех Святых, когда в церквах мы слышимым евангельское чтение из Евангелия от Матфея о призвании Христом первых Его учеников, на Афоне совершается празднование памяти всех Преподобных Отцов на Святой Горе просиявших.
Святогорские Святые восприняли это Божественное призвание и достигли высоты добродетельной жизни. Согласно книге ученого монаха Моисея Агиорита, число Святых Отцов Святой Горы насчитывается до 450, в то время как существует несколько тысяч безвестных и скрытых святых подвижников, которые освятили землю Афона , что стало причиной для наименования его Святой Горой.
Общий праздник всем Святогорским Святым был установлен после создания богослужебного последования в XIX столетии плодовитым писателем и духоносным святогорским подвижником – преподобным Никодимом Святогорцем. Именно ему мы обязаны составлением службы и тропаря всем Святогорским Святым:
Пустыни Афонские отцы, Ангелы во плоти, исповедники вкупе и преподобные, святители же и мученики в пениих почтим, подражающе добродетелем их, зовуще согласно и глаголюще: слава Прославльшему вы, слава Венчавшему вы, слава в бедах предстатели нам вы Показавшему.
Начиная с подвижника прп. Петра и основателя Афонского монашества прп. Афанасия Афонского, как величайших старцев, на Святой Горе имеется несколько видов и форм святого жительства, которыми жили подобно ангелам, как об этом нам говорит и тропарь Отцам Святогорцам. Величайшим даром и приношением Святогорских Отцов является защита православных догматов во всех православных странах, а также защита духовного наследия Православия. Давайте посмотрим, что нам говорит геронда Моисей об одной из сторон жизни святых Святой Горы:
Св. Иоанникий I (1279), архиепископ Сербский, из игуменов Хилендарской обители, свое пастырское служение совершал на основании священных канонов. Он сохранил неизменной православную веру. Он не принял участия в движении, направленном на подчинение Православия католицизму, что настойчиво насаждал император Михаил VIII Палеолог.
Преподобномученик Иоанн Дохиарский (1275г.), за утверждения правых догматов против латинян в Фессалониках подвергся гонениям, которые доблестно претерпел. За исповедание веры он удостоился мученической смерти от его же ученика – предателя и филокатолика. Другой его ученик Григорий Дохиарский (1275г.) восприял венец мученичества за неустрашимую защиту православных догматов.
Прп. Никифор исихаст (13в.) происходил из Италии и принадлежал к Римо-Католической церкви. Он оставил католицизм благодаря тому, что очень полюбил Православие и через Византий приехал на Афон. Поскольку он противодействовал унии Церквей, об был сослан в ссылку императором Мануилом Палеологом. Он исповедник и отец умного трезвения, преподобный Святогорец.
Преподобномученик Косма, Прот Святой Горы (1279-1280), был повешен филокатоликами в Кариесе, поскольку он не желал покоряться латинским догматам. Вместе с ним пострадали отцы из Кариеса, из Кутлумуша, Ивирона, Ватопеда, Зографа и Ксенофонта.
Прп. Герасим Синаит (1320г.), ученик прп. Григория Синаита, после того как покинул Афон, обошел Грецию, утверждая верующих, помогал многим вернуться в лоно Православия. Вместе с ним трудились Иосиф «Православнейший» и Николай «Исповедник», которые за исповедание веры были брошены в темницу и отправлены в изгнание.
Святой Никодим, архиепископ Печский (1325г.), неутомимо боролся за искоренение ереси богомилов и утверждал православную веру и традицию. Это дело продолжил и св. Даниил II, архиепископ Сербский (1338г.).
Свт. Феоклит, митрополит Филадельфийский (1324-26), переходя со Святой Горы в Константинополь, обличал церковную политику императора Михаила VIII, за что в конце концов был брошен в тюрьму. Он бесстрашно продолжал исповедовать православную веру в течение всей своей жизни.
Свт. Исидор, патриарх Константинопольский (1350г.) на Святой Горе своими учителями имел прп. Григория Синаита и свт. Григория Паламу. В Фессалониках, куда он был послан для миссионерских трудов, занимает сторону свт. Григория Паламы и является одним из первых, который начал полемику с Варлаамом. Уже как патриарх, являясь сподвижником свт. Григория, он оказывал содействие борьбе паламитов против еретиков, а свт. Григория он рукоположил в митрополита Фессаллоникийского.
Прп. Нил Эрихиотис (1355-36) был святогорским исповедником и неоднократно за твердость в вере претерпевал изгнания и скорби со стороны нечестивых.
Свт. Григорий Палама (1359г.) был великим богословом. Утверждал православный догмат, проявляя знание, веру и настойчивость. Он с помощью своих превосходных слов обратил в бегство еретиков Варлаама, Акиндина и Григору. За свою твердость в вере он претерпел гонения, заключения и изгнание. Если бы не было свт. Григория, то сегодня, что вполне вероятно, мы стали бы униатами. Поэтому его до сих пор ненавидят латиняне.
Прп. Феодор Тырновский (1362-63гг.) после его жития на Афоне возвратился в свое Отечество, в Болгарию, и обосновался в монастыре Келифарева. Монастырь стал маяком Православия, антиеретическим центром, из которого исходили лучи света на Сербию, Венгрию и Валахию. Преподобный часто оставлял безмолвие ради того, чтобы утвердить православные догматы, которые подвергались опасности со стороны еретиков Варлаама и Акиндина, адамистов, богомилов и иудеев. На соборе 1359г в Болгарии он выступил против еретиков и обрадовал верующих победой Православия над заблуждением и ложью ересей.
Патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин (1379г.) принял участие в исихастских спорах на стороне свт. Григория Паламы. Он написал слова против Акиндина. Принимал участие в Соборе 1351г., который проходил по вопросам, относящимся к исихастам и составил соборный Томос и Деяния собора. В 1368г. Соборно была признана святость свт. Григория Паламы. Он был глубоким богословом и с непреодолимой силой защищал Православие. Он нейтрализовал все прозелитические старания латинян. Его память, как хранителя Православия, Церковь совершает на 5-й неделе великого поста.
Св. Макарий Макрис (1431г.) свои монашеские подвиги совершал в Ватопедской обители. Через старца Давида он был связан с жизнью императора Мануила II Палеолога. Как игумен монастыря Пантократор, в Коснтантинополе он был послан императором Иоанном VIII Палеологом в Рим в качестве представителя, где отличился своей непреклонной и твердой позицией, явил истинное православное сознание. Он написал слово об исхождении Святого Духа, где выделил главные важные и большие отличия, имеющиеся между православными и латинянами.
Свт. Нифонт II Дионисиатский, патриарх Константинопольский (1508г.), после своей интронизации и во время своего пребывания в Валахии спас Румынскую Церковь от интенсивной папской пропаганды. Подобного рода деятельностью он занимался и в России, куда послал афонского монаха прп. Максима Грека (1556г.)
Св. Василий Отровко, чудотворец (1671г.), много лет жил на Святой Горе. И как епископ в своем Отечестве, в Сербии, он активно и мужественно защищал свою паству от иезуитов, латинской пропаганды и унии.
Прп. Иерофей Ивирит (1756г.) – вступил в споры с Мефодием Антракитским, который учил «иным догматам и безбожным учениям» ереси Молина. Он принял участие на Соборе, чтобы обличить «рассеянные повсюду ереси» Мефодия. В течение всей своей жизни он защищал и отстаивал православную традицию и вероучение.
Священномученик Косма Этолийский (1779г.), самый известный в Греции учитель и основатель храмов и школ, неутомимый труженик, монах Филофейской обители, он не прекращал в своих пламенных проповедях с необыкновенной резкостью обличать ошибки латинян. Он мученически пострадал от ненавидевших его иудеев и турок. Весьма важна его миссионерская деятельность для возрождения эллинизма в трудный период турецкой оккупации. Аналогичный труд, как предвестники св. Космы, совершали также и отцы обители Филофей святые Дионисий Олимпийски, Дамиан в Киссаво и Симеон босой.
Паи́сий Святого́рец 25 июля (7 августа) 1924, Фарасы, Каппадокия — 12 июля 1994, Монастырь Иоанна Богослова, Суроти, ном Салоники, Греция) — схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Паисия Святогорца широко почитают как старца не только в Греции, но и в России.
Святые отцы Колливады Паисий Величковский (1794г.), Макарий Нотарас (1805), Никодим Святогорец (1809г.), Нифонт Хиосский (1809г.) и Афанасий Паийский (1813г.) своими словами и своими творениями и своими трудами постоянно трудились над утверждением и распространением Священного Предания, священных канонов, неискаженных догматов нашей Церкви. Они обличали заблуждения уклонений от правой веры, расколы, ереси и атеистов.
Достославные новомученики, преподобномученики и священномученики Святогорцы своей кровью подписали и утверждали неповрежденные православные догматы веры. Новомученики явили пример терпения и противостояния порабощению греков.
Между ними выделяются: Пахомий Новоскитский (+1730), Константин Русский (+1742), Дамаским Фессалийский (+ 1771), Косма Этолийский (+1779), Лука Ставроникитский (+ 1802), Герасим Кутлумушский (+ 1812), Евфимий из скита Ивирона (+ 1814), Гедеон Каракалльский, скончавшийся в Тырново (+1818), Агафангел Эсфигменский (+ 1819), Григорий V, патриарх Константинопольский (+ 1821), Павел Кастомонитский (+ 1824) и последний известный из них новомученик Афанасий Лемносский (+ 1846).
*
https://www.beleparh.ru/aktualno/item/4-iyulya-sobor-vseh-prepodobnyh-i-bogonosnyh-otcov-vo-svyatoj-gore-afonskoj-prosiyavshih