Найдена печать преподобной Евфросинии
Спасо-Преображенская церковь – самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее Житие, «блаженная Евфросиния заложила церковь каменную Святого Спаса, и построили ее от начала до конца за тридцать недель».
В ходе археологических и реставрационных работ, проведенных специалистами ПГУ, Государственного Эрмитажа под руководством архитектора-реставратора высшей категории Сергея Валерьяновича Лалазарова в полевой сезон 2017 года в кладке XII в. на нижней части южного фасада храма был обнаружен горизонтальный шов, представляющий собой два слоя раствора. На горизонтальной линии примыкания этих слоев сохранились следы обветривания, пыли и других природных явлений, что говорит о перерыве в строительстве древнего храма на этом уровне. Строительный сезон, по мнению архитекторов, в XII в. мог осуществляться только в теплое время года (с мая по октябрь). Горизонтальный, или остановочный шов, найденный в этом году реставраторами, отмечает уровень, на котором было закончено строительство в первый сезон. Данное открытие подтверждает факт строительства, обозначенного в Житии преподобной Евфросинии периодом в 30 недель, в течение нескольких сезонов.
С нижней части южного фасада Спасской церкви снят слой штукатурного покрытия, содержащий цемент и препятствующий испарению влаги. Влага, проникающая в древнюю кладку, представляет большую опасность для стен древнего храма и фресковой живописи в его интерьере. Попадание воды обусловлено тем, что нижние части кирпичных стен храма закрыты землей значительно выше уровня ее прилегания при постройке храма в XII в. Поэтому в этом году учеными-археологами была поставлена задача – освободить нижнюю часть фасада от прилегающего к стенам грунта.
Все проведенные работы имеют цель – сохранение древнего храма, укрепление его стен и защита их от разрушительного воздействия влаги. В ходе раскопок не вскрывался древний фундамент. Раскопки проведены до уровня земли XII в., т.е. архитектурно-археологические работы не представляют угрозы для древней постройки. На основании полученных результатов будет разработан проект реставрации древнего храма и гидроизоляции нижних частей стен здания.
Еще в 2015 году ученые установили, что к фасаду Спасского храма примыкают галереи. Поэтому ширина раскопа полевого сезона 2017 года соответствовала уже установленной ширине древней галереи.
Выявление и изучение древних конструкций необходимо для разработки проекта благоустройства прилегающей к храму территории. В результате проведенных работ установлено, что галереи, от которых сохранились фундамент и нижняя часть стен, располагались вдоль всего южного фасада за исключением западного прясла1. Определено, что с восточной стороны в галерее находился небольшой придельный храм, так как восточная стена представляет собой апсиду2. В раскопе найдены остатки древнего пола, состоящего из слоев плинфы и цемяночного раствора3.
Как стало очевидно, галерея служила для погребений. В 2015 году были найдены три плинфяных саркофага, находящихся напротив южного входа в храм. Еще один саркофаг был встроен в нишу на современном южном фасаде храма, в древности он располагался в интерьере галереи. Ниша имела арочное завершение, называемое аркосолием4. Этот аркосолий был устроен после завершения строительства храма и галереи. Учеными-исследователями установлено, что галерея была построена одновременно с храмом, хотя ее стены не привязаны с центральным объемом храма. Аркосолий был заложен кирпичом XIX в. В заполнении сохранившейся части археологи нашли большое количество фрагментов фресок, находившихся на стенах ниши.
Среди археологических находок XII в. особый интерес представляет застежка для книг – артефакт, подтверждающий наличие монастырской библиотеки, которая создавалась при непосредственном участии преподобной Евфросинии.
Главной находкой у стен Спасо-Преображенской церкви в этом году, по мнению ученых, является монастырская печать преподобной Евфросинии. Эта печать, найденная Александром Соловьевым, ведущим научным сотрудником научно-реставрационного отдела Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, будет исследоваться разными специалистами. Ученые из Беларуси и России, которые осуществляют научное руководство раскопками, дали сестрам обители первые комментарии о значении найденной печати.
Александр Соловьев, ведущий научный сотрудник научно-реставрационного отдела Полоцкого историко-культурного музея-заповедника: «Это вислая печать, такие обычно к документам того времени привешивали, когда их перевязывали, чтобы документы никто не прочитал. Внутри пропускался шпагат. Печать была найдена в открытой этим летом гробнице – аркосолии».
Евгений Николаевич Торшин, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия): «Слой разрушений, состоящий из обломков кирпича, раствора, покрывал вообще всё пространство раскопа. Гробница сама с печатью никак не связана. В непосредственной близости от этой печати была найдена и другая печать в 2015 году, на участке, где проходила когда-то стена XII в. Стена была разрублена и уничтожена при демонтаже галерей. Вероятно, тогда какие-то слои, находящиеся под полами, попали в засыпку».
Инна Леонидовна Калечиц, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории Белорусского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук: «Перед нами печать, которую можно атрибутировать принадлежащей преподобной Евфросинии Полоцкой. Это вторая печать, которая была найдена. Она очень отличается по качеству исполнения, по технике. Очень тонкая работа. Печать двухсторонняя – в то время было принято привешивать к документам свинцовые печати, они назывались буллы. Была такая традиция византийская, древнерусская – пропускали шнурочки через документ, брался свинцовый шарик, через него тоже пропускали эти веревочки, и специальными щипцами, приспособлением, которое называлось буллотирий, он пломбировался с двух сторон, получались оттиски. Такие оттиски мы видим с двух сторон. С одной стороны мы видим изображение преподобной Евфросинии Александрийской – патронессы, покровительницы преподобной Евфросинии Полоцкой. Мы видим острый куколь у нее на голове. В одной руке у нее крест, другая рука поднята в благословляющем жесте. И надпись по обеим сторонам изображения «Иефросинья». Когда пишется о самой преподобной Евфросинии Полоцкой – пишется «Офросинья», видимо, чтобы отличить. Офросинья – так, скорее всего, преподобную называли. По кругу шла надпись, которая должна была читаться как «Господи, помози рабе Своей Офросинье на многая лета». Остался только небольшой кусочек «на многая лета». Остальная надпись и лик намеренно были испорчены каким-то специальный инструментом, возможно, потому что получился не очень удачный оттиск печати. С обратной стороны – изображение Спасителя Пантократора, которое практически полностью совпадает с изображением, находящемся в Спасо-Преображенском храме Полоцкой обители на фреске. То есть это печать и Преподобной, и печать монастыря».
1Прясло – часть поверхности фасада между двумя лопатками
2Апсида – полукруглый выступ в восточной части церкви, в котором находился алтарь
3Цемяночный раствор – смесь извести с «цемянкой» (мелкими фрагментами толченого кирпича) и крошкой известняка.
4 Аркосолий – арочная ниша над захоронением.
Сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря