Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

2001
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных,  глас 4: Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 2: Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.

Величание: Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

       В этот день православная церковь празднует собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, также почитает память архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

* * *

Поучение 1-ое. Собор св. архистратига Михаила и проч. бесплотных сил.
(Св. ангелы посылаются Богом в помощь нам и содействуют нам во спасении).

I. Беседуя с христианами в день, посвященный церковию в честь бесплотных сил, мы считаем излишним доказывать, что такие бесплотные силы, которых мы обыкновенно именуем ангелами, действительно существуют. Сомневаться в бытии их может только человек плотяный, который, подобно животным, руководится одними чувствами, а посему не допускает того, чего не видит телесными очами. Но кто живет не по плоти, а по духу, как должен жить каждый христианин, – кто не ограничивает взора своего чувственным и возносится духом выше земного, тот необходимо предполагает и охотно верит тому, что между Богом и человеком должен быть беспредельный ряд существ, которые по природе и силам гораздо превосходят нас, которые тем духовнее и совершеннее, чем ближе стоят к Богу, а по ближайшему общению с Ним суть таинники Его советов, первые исполнители Его воли. Таковы ангелы Божии, которых апостол именует служебными духами, посылаемыми «в служение для хотящих наследовати спасение».

II. а) Слово Божие свидетельствует, что св. небожители, как други, приемлют в нас самое искреннее участие: они радуются о каждом грешнике кающемся и следственно скорбят о нераскаянном (Лук. 15,16), они внемлют нашим молитвам, возносят их к престолу Божию и усиливают своим ходатайством (Апок. 8, 3–4), они невидимо присутствуют нам, назирают все наши действия, располагают нас к добру и отклоняют от зла, они ополчаются против врагов нашего спасения, хранят нас во всех путях наших и в нужном случае оказывают благовременную нам помощь (Псал. 90, 11). Исчислить все благодатные действия их, о коих говорит писание, не достанет нам ни времени, ни сил; поэтому укажем для примера только некоторые.

Вот «Агарь», раба Саррина, удаленная из дома Авраамова, вместе с малолетним сыном ее Измаилом, заблудилась в пустыне и запас воды ее истощился. Жаждавшему детищу ее угрожала смерть. Несчастнаа матерь, не зная что делать, положила его под деревом, а сама удалилась, чтобы не видеть смерти сына своего. Измаил заплакал, и вдруг явился ангел Божий и сказал Агари: не бойся; ибо услышал Бог глас отрочища твоего. Тогда же отверзе Бог очи ее и она узрела ключ живой воды, которою спасла жизнь Измаилу (Быт. 21, 14–19).

Вот Господь осудил Содом на сожжение и являются ангелы Божии, чтобы спасти праведного «Лота» и дщерей его из беззаконного града (Быт. 19, 11, 12–16). Ирод царь умышляет погубить «Богомладенца Иисуса» и праведному Иосифу опять является ангел с повелением бежать с Отрочатию и Материю во Египет.

Однажды Ирод царь, желая угодить иудеям, заключил в темницу «ап. Петра» и приказал строго стеречь его, дабы потом торжествеино судить и, вероятно, также умертвить его, как убил Иакова, брата Иоаннова. Но и это намерение не сбылось: ибо в одну ночь, когда Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, а стражи стояли у дверей темницы, вдруг явился в темнице ангел Господень, и, пробудив Петра, велел ему идти за собою. Тогда цепи упали с рук апостола, и он, последуя ангелу, безопасно миновал двойную стражу и благополучно вышел за врата темничныя, которые сами собою отворились. Так Господь чудесно спас апостола чрез Своего ангела.

б) Такую же дивную помощь оказывает Господь чрез небесных слуг Своих и ныне, в разных случаях. Если же мы не замечаем сего: то это происходит или от легкомыслия нашего, по коему не обращаем мы внимания на благодатные действия Божии, или от неразумия нашего, по которому не можем отличить их от обыкновенных действий природы, или от гордости нашей, по которой мы нередко приписываем собственным своим силам то, что происходит по особенному действию Божию и горних исполнителей Его воли. Но то несомненно, что Бог наш «вчера и днесь той же и во веки», а посему и ныне, как древле, посылает Он Своих ангелов «в служение за хотящих наследовати спасение»; несомненно и то, что св. ангелы всегда суть верные Его слуги и добрые духи, а посему они и ныне, как древле, пекутся о всех людях, тем паче о христианах, предназначенных ко спасению, охраняют их от зла, руководят к добру и в разных случаях являют им свою помощь.

III. Какое же назидание из сего извлечем мы для себя, братия? Очень великое и разнообразное. Если Бог, скажем словами апостола, «всем человеком хощет спастися» (1Тим. 2, 4), и поэтому посылает Своих ангелов «в служение за хотящих наследовати спасение»: то из сего мы должны заключать, что

а) Спасение очень важно и необходимо для нас. Если Бог и св. ангелы Его так пекутся о нашем спасении; то тем паче мы сами должны заботиться о нем: ибо с ним соединяется вечная участь наша.

б) Если бесплотные силы, по повелению Божию, содействуют нашему спасению, охраняют нас от зла, укрепляют в добре, наставляют на путь истины и во всех случаях готовы оказать нам нужную помощь: то мы никогда не должны отчаяваться во спасении своем, не должны унывать в злоключениях и ослабевать в добрых подвигах, но должны всегда благодушествовать и мужественно подвизаться против греха ради вечного спасения нашего, уповая на помощь Спасителя Бога и святых ангелов Его, невидимо присущих нам. Вот какое назидание, братия, должны мы извлечь для себя из того, что ангелы Божии «суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение!» Не забудем же сего назидания и постараемся обратить его в духовную пользу нашу. Аминь. (Сост. по кн. «Избранные слова и беседы», Платона, митр. киевскаго, Киев, 1892 г.).

Протоиерей Григорий Дьяченко
https://azbyka.ru
*
   Отправить статью как PDF