День памяти – преставления, праведной кончины святителя Николая, архиепископа МирЛикийских Чудотворца. Престольный праздник.
В день престольного праздника 19 декабря в нижнем Св.Никольском храме состоялась праздничная Божественная Литургия в честь Дня памяти – праведной кончины и преставления любимого всеми святого – святителя Николая архиепископа МирЛикийских Чудотворца. Этот праздник с нетерпением ждали духовенство, прихожане и гости храма.
Праздничную, Божественную литургию возглавил благочинный Чашникского округа протоиерей Владимир Коледа, ему сослужили настоятель храма протоиерей Николай Коляда, протоиерей Сергий Поцикайлик, иерей Сергий Иванов, иерей Виталий Винокуров, иерей Павел Тарамыкин, диаконы Александр Иванов, Георгий Евсюков и другое духовенство храма.
Праздничные песнопения звучали в исполнении церковного хора под управлением старшего регента матушки Надежды Коляда. Хочется особо отметить ангельское пение, невероятной красоты распевы знакомых тропарей и гимнов, звучавших по-новому, что создавало ещё более праздничное настроение.
Причастников в этот праздничный день было много, поэтому причащались из двух Чаш.
А затем состоялся внушительный по количеству участников, крестный ход вокруг храма.
Под праздничный перезвон колоколов радостное шествие прихожан и гостей с иконами, хоругвями славили Господа и свт. Николая чудотворца, осеняя себя крестным знамением, когда наши батюшки окропляли всех крещенской водой.
По окончании Божественной Литургии отец Владимир обратился к прихожанам с пастырским словом, а после поздравил настоятеля с престольным праздником, подарив ему что-то полезное для трудов праведных. Присоединились теплыми словами поздравления и сердечными пожеланиями, поддержав свои красивые слова белыми цветами, сестры милосердия и матушки Обители Ксении. Отец Николай поблагодарил за внимание и передарил свои цветы отцу Владимиру и матушке Надежде.
В ответном слове батюшка много шутил, а потом поздравил с Днем тезоименитсва Николая Александровича Гордеенко (помощника председателя Приходского Совета), других именинников, причт и всех прихожан с престольным праздником и Днем памяти праведной кончины святителя Николая архимандрита МирЛикийских Чудотворца. Духовенство, хор и прихожане провозгласили торжественное многолетие.
Верующие с радостью и благодарностью в сердце подходили к иконам, благоговейно кланялись перед ликом свт. Николая, а затем подходили к кресту.
Праздник Николы Чудотворца в декабре – это день Успения Святого Николая, это его рождение в вечной жизни. Смерть, если это конец всему, является оглушающим горем, катастрофой.
Но праздник Успения, день памяти любого верующего человека, в православной церкви является днем торжества.
Ведь, согласно христианскому учению, только после смерти нас ждет самая важная встреча – встреча с Творцом. Праведники радуются этому событию и готовятся к нему всю земную жизнь. И церковь радуется за них. Как и мы сегодня радовались преставлению святителя Николая, архиепископа МирЛикийскиого, Чудотворца.
Храм Божий – это место обитания Святого Духа, где невидимо присутствует сам Господь и святые, частички нетленных мощей которых покоятся в этом храме. А в честь Николая чудотворца в Св.Никольском храме основан престол.
И особенно в этот благодатный день, мы понимаем, знаем, чувствуем, что сегодня вместе с нами в нашем храме молился сам святитель Николай. Разделяя всеобщую радость с торжественными песнопениями, шёл с нами крестным ходом во Славу Божью. Аминь.
* * *
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ ПАМЯТИ – ПРЕСТАВЛЕНИЯ, ПРАВЕДНОЙ КОНЧИНЫ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА И С ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ НАШЕГО СВ.НИКОЛЬСКОГО ХРАМА!!
Желаем настоятелю храма протоиерею Николаю Коляда, клиру, именинникам, отцам, матушкам, всем прихожанам милости Божией, помощи святителя Николая во всех Богоугодных делах, духовных и телесных сил, доброго здравия на многая и благая лета!
* * *
Тропарь, глас 4: Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3: В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Величание: Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
* * *
(Какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога?)
- Святитель Николай, день памяти коего славно празднуется ныне, среди других христианских добродетелей отличался милосердием и состраданием к бедным и несчастным. Хотя милосердие к бедным есть царица добродетелей и может нам открыть врата царствия Божия, но не всегда, а при соблюдении известных условий. Посему в день памяти сего великого угодника Божия прилично будет побеседовать о том, какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога и вечное блаженство на небе.
- а) Доставить блаженство, исходатайствовать у Бога помилование благотворителю сильна милостыня, творимая, по примеру Отца небеснаго, всем нуждающимся в ней без всякого разбора. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных; Он благ и к неблагодарным и злым», заповедует нам Спаситель (Матф. 5, 45; Лук, 6, 35. 36). Наш долг подавать руку помощи всякому нуждающемуся в ней, снабжать каждого именем Христовым просящого милостыни, будет ли то человек, облеченный в богатое одеяние или покрытый рубищем, человек с крепкими силами или немощный, соотечественник или чужестранный, иноверец или единоверный, признательный к благодеяниям или неблагодарный, зазорного поведения или честной жизни. Не наше дело разбирать, стоит ли милостыни нищий или нет. Нам заповедано от всещедрого подателя всех благ Бога: «всякому, просящему у тебя, давай» (Лук. 6, 30). Значит и должны мы подавать милостыню всем. Не следует нам удерживать руку свою от благотворения потому, что испытали или предвидели неблагодарность. Вспомним Спасителя нашего, Который хотя предвидел, что из десяти прокаженных, исцеленных Им, один только возвратится поблагодарить Его, несмотря на то, явил милость Свою одинаково всем десяти прокаженным. «Добрая душа благотворит ближнему, и не только неблагодарность его переносит великодушно, но и с терпением принимает от него оскорбительное», учит один подвижник. Итак, братия, покровительствуйте всем без изъятия, кто бы ни прибегал под кров ваш; всякого алчущого напитайте, жаждущого напойте, нагого оденьте, странника введите в дом, сироту и вдовицу заступите, – и тогда надежда ваша на получение царства небесного не будет напрасна.
б) Для большого упрочения надежды на получение царства небесного требуется при всеобщности благотворения и сокровенность благотворения. Надобно подавать милостыню сколько возможно тайно. Эта предосторожность необходима для избежания суетной славы человеческой. Тщеславия всегда убегать должно, а особенно при подаянии милостыни. «Милостыня, зараженная сею болезнию, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие. Когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже обида, потому что этим ты публично осмеиваешь брата своего», учит св. Иоанн Златоуст. «Смотрите, не творите милостыни вашей предь людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небеснаго. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», – говорит небесный Учитель Христос (Матф. 6, 1–4). Ублажаемый ныне церковию святитель Николай всячески старался оградить все свои благодеяния таинственностию. Особенно видна его скрытность в благотворении одному патарскому гражданину, который, из славы и богатства пришедши в безславие и убожество, до того растерялся духом, что решился открыть в доме своем убежище нечестию. Святитель в глухую полночь тихо и незаметно подошел к его окну и, тихонько в него спустив узел золота, поспешно удалился в свой дом, дав ему возможность прилично устроить своих дочерей.
в) Кроме всеобщности и сокровенности, милостыня должна быть также уделяема нами из достояния, собираемого честным и праведным трудом, а не насилием и хищением. «Полезно подавать милостыню, но пагубно других обижать. Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню. Если угодно сеять в нищих, то сей из собственнаго. А если вознамеришься сеять из чужого, то знай – это самые горькие плевелы», увещевают святые Тихон Задонский и Исаак Сирин. «Если ты даешь, говорит св. Григорий назианзин, то давай из своего, а не корми и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе». «Есть люди, которые, ограбив ближняго, считают себя оправданными, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовския, или скорее сатанинские милостыни! Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен вознаградить в четверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его. Милостыня, даваемая из имущества, приобретенного неправедно, есть воровство и человекоубийство», говорит св. Иоанн Златоуст..
г) Последнею принадлежностию милостыни, сильной доставить блаженство благотворителю, есть подаяние ее с охотою, с сердечным участием, с веселым лицем, при всех обстоятельствах жизни. «Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы «давать с христианским чувством милосердия». Только та милостыня истинная, которая подается с радостию. Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрыми словами утешь скорбь его», – убеждают св. I. Златоуст и св. Исаак Сирин. «Давать охотно значит больше, чем давать много», говорит блаж. Августин. (См. Проп. прилож. к Рук. д. с. паст. 1891 г. дек.).
III. Итак, вот какова должна быть милостыня, за которую мы могли бы получить от Судии-Бога помилование, удостоиться царства небесного и блаженства вечнаго! Она должна быть оказываема всем без изъятия нуждающимся в ней, – творима не на показ людям, а тайно от всех, не ради признательности и похвал как от облагодетельствованных, так и от посторонних, а из послушания и подражания всеобщему Отцу небесному, по христианской любви к нищим, как братиям Христовым и нашим, – уделяема из имущества, благоприобретенного нами трудом честным и праведным, а не добытого насилием и хищением, обманом и грабительством, – должна быть подаваема с полным радушием и охотно, а не с огорчением и притворством (2Кор. 9, 7). (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. источн.).
Протоиерей Григорий Дьяченко