История мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в 1922-1960 гг.

Утром в субботу 13 мая 1922 года на уличных перекрестках древнего Полоцка были расклеены афиши, извещающие население о предстоящем вскрытии мощей преподобной Евфросинии и уже через час-полтора весь город был осведомлен о предстоящем событии. Газета «Известия Витебского губисполкома и губкома РКП» от 16 мая 1922 года передает ту тревожную обстановку, которая возникла в Полоцке: «Какой-то старик, сторож улицы, убедительным тоном рассказывает своему соседу красноармейцу: «Ей Богу отсохнут и руки, и ноги – как притронуться дерзнут … Да приказывает начальство – исполнять надобно им  … А боятся, сами знают, что мощи святые да нетленные».

С визгом быстро несется автомобиль. Вдали вырисовывается монастырь. Въехали через широкие ворота на большой, просторный двор, окруженный со всех сторон белой каменной стеной. Людей пока еще немного – человек 500, не считая членов комиссии и красноармейского караула, но толпа все больше ширится и увеличивается. Каждый лезет вперед, стараясь протиснуться через расставленный караул. На паперти церкви ясно выделяются черные, высокие фигуры представителей духовенства. Чему-то многозначительно улыбается наблюдающий за ними молодой красноармеец.

Только в 14 часов 30 минут комиссия по вскрытию и освидетельствованию мощей преподобной Евфросинии, созданная согласно указания 1920 года Народного комиссариата юстиции «О ликвидации мощей», постановления Полоцкого уездного исполнительного комитета, утвержденного губисполкомом, начинает свою работу.

В состав комиссии вошли следующие лица: от уездного исполнительного комитета – Хомяков и Ткачев; уездного комитета коммунистической партии – Лейман; союза молодежи – Пискунов; женотдела – Барановская; губисполкома –  Григорьев; губернского отдела юстиции – Шевкун; губернского политуправления – Сакс; губздрава – врачи Ленский, Христенсен, Калашников и Лунзберг; представители духовенства – священник Николай Пестмаль, игумен Серафим, протоиерей Черепнин и священник Покровский, игумения Елена, казначея Лариса Ксюнина; военком Полоцких командирских курсов Фабрициус, военком 41 полка Дмитриев; археолог Дейнис; представители рабочих железнодорожного транспорта и пищевиков, городского населения и крестьян. Председателем комиссии был утвержден член уездного исполкома Ткачев, а секретарем – член губернского исполкома Григорьев. Всего комиссия насчитывала более 50 человек.

У изголовья раки с мощами заняли места секретарь комиссии Григорьев, представитель отдела юстиции Шевкун и корреспондент газеты «Известия ВЦИК» Вольный. Монахини освободили мощи от облачений. Присутствующие с напряженным вниманием следят за каждым движением их рук. На реплику одного из присутствующих: «Развязывайте скорее!» – монахиня Неонилла заявляет: «Не торопитесь, мы вас больше ждали». Другая монахиня заявляет: «Тут ничего нет – только одни косточки». Священник Николай Пестмаль, оттиснутый присутствующими в сторону, настаивает на своем праве быть впереди и добивается этого.

Членами врачебно-экспертной комиссии рассматривается каждая косточка мощей, фотографы Бермант и Соловейчик делают ряд снимков. При составлении протокола протоиерей Черепнин сообщает, что за время пребывания мощей в Полоцке их частицы брались уже три раза – в Новочеркасск, Варшаву и Ригу. Наконец, в 16 часов 30 минут работа комиссии закончена и в церковь начинают запускать народ.
«Родименький, где это мощи лежат?» – спрашивает у меня старушка. Рядом с ней красноармеец, держа в руках часть мощей, с хохотом восклицает: «Ну, так мощи …Ну, и святая! … Вот так обманывали народ духовные наши бати». Маска с лица духовных пастырей сорвана снова. В заключении врачебно-экспертной комиссии подробно описывается состояние мощей преподобной Евфросинии, причем, по мнению врачей, состояние останков с учетом их возраста вполне нормальное. В полемику с ними вступает археолог Дейнис, утверждающий, что состояние останков неудовлетворительное.

После публичного осмотра мощей газета «Известия Витебского губисполкома и губкома РКП» сообщила решение полоцких трудящихся – сдать мощи в музей, после чего они были изъяты из монастыря и помещены в Витебский исторический музей, а серебряная рака, золотые и серебряные лампады с драгоценными камнями – реквизированы. Сам монастырь вскоре был закрыт, а его здания переданы военному ведомству.

Вплоть до 1941 года  мощи преподобной находились в Витебском областном историческом музее, в июне 1939 года они были подготовлены к экспонированию в отделе истории периода реакции 1907-1910 гг., копия акта вскрытия экспонировалась рядом с мощами – для доказательства посетителям механизма церковного одурманивания трудящихся. При эвакуации ценностей исторического музея 5-7 июля 1941 года гробница с мощами в силу ее громоздкости и тяжести была оставлена в помещении антирелигиозного музея.

В августе 1941 года мощи преподобной Евфросинии были перенесены в Покровскую церковь г.Витебска, где и находились все время немецко-фашистской оккупации.

Осенью 1943 года линия фронта проходила практически через Витебск и вновь встал вопрос о сохранности от военных разрушений мощей преподобной. Было решено спасти мощи великой белорусской святой, эвакуировав их в Полоцк, где 21 октября 1943 года распоряжением оккупационной власти был открыт Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. На перенесение мощей преподобной заранее было получено благословение епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо), который сам хотел участвовать в этом событии, но ему помешала внезапная эвакуация Смоленска.

21 октября 1943 года, Церковное Управление Полоцко-Витебской епархии получило разрешение от штандортскомендатуры г.Витебска на возвращении мощей преподобной Евфросинии из Витебска в ее Полоцкую обитель. На следующий день, 22 октября, в Витебской Покровской церкви православные прощались с мощами преподобной Евфросинии: были отслужены литургия и молебствие. Утром 23 октября гробница с мощами преподобной была перенесена на украшенную живыми цветами машину и перевезена на железнодорожный вокзал Витебска в сопровождении заведующего Церковным Управлением Павла Пороменского, благочинного священника Бориса Чикильдина и шести монахинь. Гробница с мощами была помещена в особый вагон, который поздно вечером 23 октября прибыл в г.Полоцк.

На Полоцком вокзале мощи встречали монахини Полоцкого монастыря (около 50 человек), все местное духовенство, учащиеся пастырских курсов. Гробницу с мощами в сопровождении большого числа молящихся перенесли в Полоцкий Софийский собор.

На следующий день, в воскресенье 24 октября, в Софийском соборе впервые после 25-летнего перерыва, соборным чином была отслужена Божественная литургия и молебен перед мощами преподобной Евфросинии. После чего, при громадном стечении народа крестный ход с мощами святой Евфросинии под пение стихир акафиста преподобной направился в Спасо-Евфросиниевский монастырь. У реки Полота торжественную процессию встретил монастырский крестный ход, возглавляемый настоятельницей игуменией Ананией и духовником игуменом Модестом (Павловым).

Оба крестных хода соединились, мощи преподобной были внесены в монастырский Спасо-Преображенский храм, где было совершено всенощное бдение, которое возглавил игумен Модест (Павлов). 25 октября 1943 года в этом же храме соборным чином была отслужена Божественная литургия перед мощами преподобной Евфросинии. Во время литургии проповедывали священники Феодор Котляров и Борис Чикильдин. По свидетельству участника события игумена Модеста (Павлова), только само известие о перенесении мощей преподобной Евфросинии настолько всколыхнуло души людей, что от великой радости они на какое-то время потеряли дар речи: чтец не мог читать, певчие – петь, а священник – произносить возгласы. Мощи были спасены.

Прошло менее 20 лет и история мощей преподобной Евфросинии дополнилась новыми драматическими событиями. Начиная с апреля 1959 года по июль 1960 года в областной газете «Вицебскi рабочы» и полоцкой городской газете «Сцяг камунiзма» был опубликован цикл антирелигиозных статей, в которых проводилась мысль о вредном влиянии полоцкого женского монастыря на трудящихся, об архаичности и нелепости почитания мощей преподобной Евфросинии.

6 июня 1960 года исполком Полоцкого городского совета трудящихся вышел с ходатайством об изъятии мощей преподобной и передаче их Полоцкому историческому краеведческому музею. Уполномоченный по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Витебской области, рассмотрев ходатайство Полоцкого горсовета, рекомендовал сначала закрыть Полоцкий женский монастырь и только потом передать мощи преподобной Евфросинии в музей. Монастырь действительно вскоре был закрыт, но мощи, по милости Божией, остались в Спасо-Преображенском храме г.Полоцка, где и пребывали до возрождения обители три последующих десятилетия.

прот. Владимир Горидовец

по материалам сайта: Полоцко-Витебская епархия

(http://witebsk.orthodoxy.ru/)

   Отправить статью как PDF