Радоница в Обители Ксении.
Радоница – День общей радости в Обители Ксении.
Утром на монашеском правиле служил протоиерей Николай Коляда и читал на клиросе 17-ую кафизму. Божественную Литургию совершил иерей Сергий Иванов, пономарил Александр Хомец. Божественные песнопения прозвучали в исполнении церковного хора под управлением регента Натальи Фёдоровой, в составе инокини Людмилы (благочинной), инокини Марины, инокини Татианы, а также – Ирины Андреевой и Веры Астапенко.
Немноголюдно. Небольшой, уютный храм, который сестры переоблачили к Радунице. Клирос находится не где-то на хорах, а внизу рядом с молящимися. Все отчетливо, хорошо слышно. Звучат душевные, духовные, Божественные песнопения, тропари и гимны.
Представляется, что и все наши сродники ушедшие в мир иной, сегодня вместе со всеми нами рядом молятся, славословят Бога. Мы молимся о них, а они – о нас и души их радуются. Мы пришли в храм помолиться о наших родных и разделить с ними Пасхальную радость. После Божественной Литургии отслужена Панихида. Сестры, батюшки, матушки и прихожане принесли на освещение кутью, яйца, куличи и другую сдобу, чтобы потом после посещения могилок, уже дома помянуть молитвой и освящённой снедью почивших близких.
* * *
РАДОНИЦА от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается, и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище помолиться об усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
* * *
“…Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа Спасителя, в праздник Пасхи и на Светлой седмице, Церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной – то есть во всеуслышание – молитвы о них во время богослужений. Почему? Потому что это время сначала обще-церковной скорби о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, а потом, соответственно, – время великого торжества и радости. И соответственно заупокойные возглашения в этот период неуместны.
Но нельзя сказать, что в какое-то время Церковь оставляет без молитвы и без поминовения своих чад либо из числа живущих, либо из числа почивших. На любой полной Литургии – то есть в Великий Четверг, в Великую Субботу, на самой Пасхальной службе и во всю Светлую седмицу – совершается поминовение здравствующих и усопших за проскомидией, когда священник вынимает из просфор частицы и читает соответствующие молитвы, а уже после того, как совершается претворение вина и хлеба в Кровь и в Тело Христовы, ссыпает эти частицы в потир и снова всех поминает.
А вторник следующей после Светлой седмицы – это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, когда после Литургии совершается ещё и панихида.
И этот день становится Днём общей радости – нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период.
И слово «Радоница» со словом «радость» однокоренное.
В Киево-Печерском патерике есть такой эпизод, когда кто-то из отцов приходит в усыпальницу, где погребены почившие преподобные отцы Киево-Печерские, и восклицает там «Христос Воскресе!» и слышит ответ: «Воистину Воскресе!». Это как раз такой вот образ того, как разделяют радость о Христе Воскресшем почившие и ныне живущие.”
Игумен Нектарий (Морозов) Фото: инокиня МАрина (Лобанова)
*