Радоница в Обители Ксении.

Радоница –  День общей радости в Обители Ксении. 

Утром  на   монашеском  правиле  служил  протоиерей Николай Коляда и читал  на клиросе 17-ую кафизму.   Божественную  Литургию совершил  иерей  Сергий Иванов,  пономарил  Александр Хомец.  Божественные  песнопения   прозвучали в  исполнении церковного  хора под управлением   регента Натальи Фёдоровой, в составе   инокини  Людмилы (благочинной), инокини Марины,  инокини Татианы,  а  также  –   Ирины Андреевой и  Веры Астапенко.

Немноголюдно. Небольшой,  уютный храм, который сестры   переоблачили к Радунице. Клирос находится не  где-то на  хорах, а   внизу  рядом с  молящимися. Все  отчетливо,  хорошо слышно. Звучат  душевные,  духовные, Божественные  песнопения,  тропари  и  гимны.

Представляется, что и все  наши сродники  ушедшие в  мир  иной, сегодня  вместе со всеми  нами рядом  молятся, славословят Бога.  Мы   молимся   о  них, а  они  –  о  нас  и  души  их  радуются.  Мы  пришли  в  храм  помолиться  о наших  родных  и разделить с  ними Пасхальную  радость.  После   Божественной  Литургии  отслужена  Панихида. Сестры,  батюшки, матушки  и прихожане  принесли   на  освещение кутью, яйца, куличи и другую сдобу, чтобы  потом после  посещения  могилок,  уже  дома  помянуть молитвой  и  освящённой снедью  почивших близких.

* * *

РАДОНИЦА от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается, и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели.  Обычно в этот день после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище  помолиться об усопших.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

* * *

“…Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа Спасителя, в праздник Пасхи и на Светлой седмице, Церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной – то есть во всеуслышание – молитвы о них во время богослужений. Почему? Потому что это время сначала обще-церковной скорби о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, а потом, соответственно, – время великого торжества и радости. И соответственно заупокойные возглашения в этот период неуместны.

Но нельзя сказать, что в какое-то время Церковь оставляет без молитвы и без поминовения своих чад либо из числа живущих, либо из числа почивших. На любой полной Литургии – то есть в Великий Четверг, в Великую Субботу, на самой Пасхальной службе и во всю Светлую седмицу – совершается поминовение здравствующих и усопших за проскомидией, когда священник вынимает из просфор частицы и читает соответствующие молитвы, а уже после того, как совершается претворение вина и хлеба в Кровь и в Тело Христовы, ссыпает эти частицы в потир и снова всех поминает.

А вторник следующей после Светлой седмицы – это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, когда после Литургии совершается ещё и панихида.

И этот день становится Днём общей радости – нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период.

И слово «Радоница» со словом «радость» однокоренное.

В Киево-Печерском патерике есть такой эпизод, когда кто-то из отцов приходит в усыпальницу, где погребены почившие преподобные отцы Киево-Печерские, и восклицает там «Христос Воскресе!» и слышит ответ: «Воистину Воскресе!». Это как раз такой вот образ того, как разделяют радость о Христе Воскресшем почившие и ныне живущие.”

Игумен Нектарий (Морозов)
Фото: инокиня МАрина (Лобанова)

*

   Отправить статью как PDF