От Великой Страстной субботы к Светлой Пасхальной субботе…

Раннее утро в Обители Ксении.
*
     Ещё темно,  едва-едва   просыпается  рассвет, а  заря  уже во всей своей  жёлто-малиновой красе  украшает  на востоке  небо.
*
     Фото поделился  батюшка Николай Коляда. Наш  талантливый фото-художник  с  большой  любовью  относится к  своему  детищу,  часто снимает  Обитель и все его  фото, как  правило, весьма  атмосферны.
*
     Есть скорби, ко­торые выше сетования, когда сердце, кажется, исте­кает кровью и как бы застывает в своем безмерном страдании. Есть скорби, которые не выразишь ника­кими словами, только горячие слезы, при полном молчании, могут дать выход горю.
*
     Великая  суббота в Обители Ксении Блаженной в  д. Берники  на Страстной  неделе.  Плачем у Гроба Господня… 
*  
     Храм  переоблачен, как и  положено для  такого  дня. Одновременно  уже   есть  надежда,  все  в  ожидании  долгожданного  чуда светлого  Христова Воскресения…. *
фото: В храме Обители (Тамара Караткевич)
**
     А в субботу Светлой  седмицы   – День  памяти апостола  и Евангелиста Марка. Вот  как  о нем и его  Евангелии  пишет  протоиерей Григорий Дьяченко:
*

“…Св. еванг. Марк, ныне прославляемый, один из 70-ти апостолов, был родом иудей. Св. ап. Петр в одном из своих посланий (1Петр. V, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он с ним вместе был в Риме, и там спустя двенадцать лет после вознесения Господа, написал евангелие свое. 

В кратком очерке жизни и страданий св. ап. и ев. Марка вы, братие, вероятно обратили внимание на слова его во время мучений: «благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдание Тебя ради». Видно св. мученик и апостол Христов ясно сознавал, что путь к небу, путь ко Христу должен сопровождаться скорбями и страданиями, – что его скорби и страдания за Христа служат явным признаком того, что он будет участвовать в блаженстве небесном со Христом. Это и вызвало благодарение к Богу из его сердца, несмотря на страдания, какие он испытывал.

Спрашивается: почему ж скорбями, а не радостями нужно достигать царствия Божия?

Потому, во-первых, что небесныя блага царствия Божия многоценны и несравнимы ни с чем на земле: надобно приобретать их ценою многих и тяжких трудов, которые не обходятся без многих и тяжких скорбей. Награды в жизни вечной высоки и непостижимы: надобно заслуживать их многими и тяжелыми подвигами, которые не бывают без самоотвержения и прискорбных лишений.

Потому, во-вторых, что греховная болезнь души нашей упорна и застарела: необходимо врачевать ее горькими врачевствами, сильными средствами, болезненными операциями. Корни зла глубоко вросли в наше сердце: нельзя исторгнуть их оттуда без особенных усилий и без чувствительной боли.

Потому, далее, что на пути к царствию Божию нам встречается много препятствий, которые должно преодолевать с настойчивым усилием, много сильных и жестоких врагов, с которыми должно сражаться иногда до крови, много соблазнов и искушений, которых нельзя победить без самоотвержения и некоторого насилия самому себе.

 Потому, наконец, что в лице падшаго праотца нашего мы все достойно и праведно осуждены на труды и болезни, на скорби и бедствия, доколе живем на земле. «Проклята земля в делах твоих», сказал Господь падшему человеку: «терния и волчцы возрастит тебе». Засеяв, таким образом, сами всю землю терниями, можем ли не уязвляться ими? Призвав сами все бедствия на мир наш, можем ли уклониться от них и избежать их? Привлекши преступлением заповеди Творца своего проклятие правды Божией, можем ли уклониться от его тяжести? Так, скорби и печали в настоящей жизни суть родовое наследие наше от первого праотца, и не было человека на земле, который не испил бы от этой горькой чаши.

 Посему-то Сам Господь Иисус Христос, благоволивший восприять на Себя грехи наши, чтоб открыть нам путь к царствию Божию и подать нам в Самом Себе образ, да последуем стопам Его, не путем радостей, а путем скорбей и страданий благоволил внити в славу Свою, которую имел Он у Отца прежде сложения мира. Он и алкал и жаждал, терпел поношения и уничижения, гонения и озлобления, лишения и скорби, ведом был пред судилища нечестивых, судим и осужден был судиями неправеднейшими, претерпел страшныя мучения и крестную смерть.

Не будем же избегать скорбей, следуя по пути в царствие небесное: они необходимы и спасительны, как мы видели. Но кроме сего они сопровождаются великим утешением. «Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше».”

* * *
*
     В  течение   этих  праздничных  дней недели  верующие угощают  друг  друга пасхальной снедью,  ходят в  гости.  Сегодня  – очередной  крестный  ход, а ещё   в субботу Светлой, Пасхальной седмицы после  службы  делятся   артосом. 
*
https://azbyka.ru/xleb-osvyashhennyj-prosfora-antidor-artos:
“…А́ртос  (от греч. ἄρτος – хлеб) – большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.
*
В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.
*
Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.
В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»
Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».
*
* * *
*
Христос воскрес! Опять с зарею  редеет долгой ночи тень.
Опять зажегся над землею для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора; еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера  и дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах  плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на  горных  льдинах  огни  лучистые зари!
Они в выси пока сияют недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают и непорочна красота.
Но с каждым часом, приближаясь из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,  и в тьму лесов и в глубь долин.
Они взойдут в красе желанной и возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный, что Бог воистину воскрес!
*
                                                           – Иван Бунин*
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
*
*
   Отправить статью как PDF