Вход Господень в Иерусалим. Божественная Литургия по архирейскому чину в храме вмч. Георгия Победоносца.
Тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 1:
О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Кондак на Вход Господень в Иерусалим, глас 6:
На престо́ле на Небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́ зову́щих Ти: благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.
Величание на Вход Господень в Иерусалим:
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
28 апреля 2024 г. Солнечное, очень теплое утро. Люди идут с вербными букетами в разные храмы, благо их немало в нашем городе. У кого-то – вербочка красная с белыми котиками; кто-то идет встречать Христа белой вербой, а у кого-то вербочка уже распустилась. При приближении к храму наблюдается оживлённая вербная ярмарка на подходе к храму, а на территории храма – вербная ярмарка, организованная Воскресной школой. Верующие с вербой выстроились в два ряда вокруг всего храма для освящения вербы.
Возглавил праздничную Божественную Литургию епископ Друцкий Евсевий, викарий Витебской епархии.
Владыку Евсевия накануне его прибытия встречали по обычаю белыми розами. Еще не разошлись верующие, освятившие вербочку и увидев прибывшего владыку, просили его благословения, Он с доброй улыбкой благословлял прихожан. И было ощущение, что от этих ароматных букетов, добрых улыбок, великого праздника и теплых лучей солнца этот радостный день наполнил всех благодатью Божией.
Владыке Евсевию сослужили протоиерей Николай Коляда, иерей Сергий Иванов, диаконский чин возглавил диакон Илья Песковой, служили также диаконы: Александр Иванов, Георгий Евсюков.
Хор под управлением старшего регента матушки Надежды Коляда очень красиво, утонченно и душевно исполнил Божественные, праздничные песнопения.
Этот чудесный день – такая отдушина среди строгого, Великого поста, это – радость праздника и отдохновение перед Скорбным Путём Христа, в который отправимся и мы, сопереживая молитвенно его Страстям, Смирению и Крестной смерти. Ещё седмица – до Великого Дня, седмица молений и покаяний, еще будут черные завесы на царских вратах…
А пока все радуются, точно так же, как и чуть более 2-х тысяч лет назад, в такой же светлый день, когда люди торжественно встречали в Иерусалиме Христа, приветствовали Его ветками ваий. Именно тогда Спаситель въехал в город, как самый скромный из скромных, на осле, в простой одежде. Но встречали Его как Царя. Стелили одежды и пальмовые ветви на Его пути, и непрестанно слышались возгласы: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних! Осанна Сыну Давидову!». И как мы сегодня уже знаем – Неделя Ваий разделила всех на учеников Христа и на Его врагов.
Радостно от того, что во время службы слышно и понятно каждое слово, произносимое духовенством на амвоне, в Алтаре, в середине храма. Слышно и понятно каждое слово, которое поёт хор. И что еще замечательно, так это то, что и прихожане поют вместе с хором, и молятся с духовенством все вместе соборно.
Народу много и причащается почти весь храм. Никто не толкается, никто никому не мешает. После «Отче наш» и «Святая Святым» верующие идут поклониться иконе праздника. Эта очередь медленно движется, будто течёт ручеёк, затем – к Чаше причаститься, пропуская вперёд пожилых, деток и мужчин, а после плавно – к запивке. Поскольку сегодня – большой праздник, а еще и мирской (гражданский) выходной, – прихожан много, поэтому сегодня – две Чаши для принятия Святых Христовых Тайн и два Креста .
По окончании Божественной Литургии было совершено славление празднику и освящение ваий.
Затем Преосвященный владыка поздравил всех с праздником, в проповеди рассказал о его духовном смысле, радости прославления верующих и неверии фарисеев, а также о важности молитвы, добрых дел и радости соработничества Господу для каждого из нас. Сказал о том, что без молитвы Бога познать невозможно. И преподал верующим архипастырское благословение.
Хочется напомнить слова, которые протоиерей Николая Коляда сказал в своей проповеди в конце праздничной, Божественной Литургии в прошлом году о том, что надо иметь в виду, что это действо сродни языческому, так как на самом деле имеет место быть каждению – то есть сжигание ладана, свечей, символизирующее присутствие Бога и возносимые к Нему молитвы, все вместе имеет смысл, а не только освящение святой водой вербы. И о том, что верба с которой мы пришли в храм, символизирует наше приветствие Христа, но ещё и признание в Нем нашего царя, владыки, господина, и то, что мы себя ему полностью вверяем.
Поставим вербочку у икон. Будь благословенно Вербное Воскресение, Вход Господень в Иерусалим! Верба пахнет весною, утонченной свежестью и надеждой на Светлое Христово Воскресение. Все идет своим чередом. Не уподобимся древним иудеям, которые после приветствия пальмовыми ветвями Христа в Иерусалиме предали Его. Возьмем свой крест и будем со смирением его нести, исполняя всё, что заповедал нам Господь!
ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ! ВСЕМ – СПАСЕНИЯ!
Фото - праздничная Божественная Литургия в Свято-Георгиевском храме 28.04.2024 г. Сергей Никоноров, Л. Садовникова