Пассия о Страдании и Испытаниях Христа.

1450

07 апреля  на воскресной,  вечерней службе состоялось  очередное,  второе  Богослужение  с   чином   Пассии. Это Богослужение за  воскресной  Пассией,  включило в себя вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым, отрывка из Евангелия, повествующего о  Страданиях (Страстях) Христа, и соответствующую проповедь.

Ещё  две состоятся   службы с чином “Пассия”  – 14 и 21 апреля 2024.

“Пассия”, как  известно,   переводится с латинского как “страдание”, а  в  переводе с церковнославянского –  “страсть” и   это особое богослужение, имеющие важное значение – своеобразная последовательность песнопений  о Страдании и Испытаниях Христа.

Прихожане с благоговением подходили поклониться перед Распятием,  Крестом Христовым, который  был вынесен на  середину храма.

Па́ссия – (лат. «страдание») – неуставное богослужебное последование, которое  сосредоточено на Страданиях Христа. Как  правило, совершается в некоторых храмах  Великим  постом вечером четырёх воскресных дней.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.

Пассия служится  четыре раза за год, и именно в период великопостного богослужения: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста,  вечером. В период прочтения каждой из Пассий произносятся главы из Евангелия, которые просвещают прихожан о Христе и страданиях Его. При последованиях Пассий верующие традиционно стоят с зажженными свечами. По завершению службы молящиеся поклоняются Распятию и Кресту Христову, которые располагаются посредине храма.

  • На  первой Пассии читаются двадцать шестой и двадцать седьмой главы от Матфея.
  • На второй Пассии  – четырнадцатая и пятнадцатая главы от Марка.
  • При совершении третьей  Пассии произносятся главы от Луки: двадцать вторая и двадцать третья.
  • Четвертая пассия включает прочтение восемнадцатой и девятнадцатой глав от Иоанна.

Для проведения богослужения в центре храма помещается Распятие, напротив него устанавливают зажженные свечи. Также в середину помещается Евангелие. К распятию верующие прикладываются по окончанию богослужения и в самом его начале. Очень важно, чтобы чтение молитв начинал настоятель храма. Он проводит служение первой Пассии, после чего служение продолжают священники в зависимости от чина. Молящиеся стоят, склонившись на колени, держа в руках свечи. Благодатная тишина оказывает определенное влияние и делает сопричастным каждого находящегося в этой атмосфере человека. Первоначально слушаются пения текстов хора, а уже после переходят к прочтению определенных отрывков священного сказания.

Также на Пассии произносятся трогательные тексты, которые включаются в богослужение, проводимое в Великую Пятницу – день телесной смерти Господа.

Обязательным является прочтение проповеди батюшкой, которая посвящена Великой и Страшной, Спасительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа. Произнесение проповеди молящимися слушается с особым чувством, нередко проповедь приводит к яркому проявлению эмоций у людей, на глазах появляются слезы. Воспеваемые тексты вызывают у слушателей глубокие душевные переживания и способствуют сопереживанию Господу.

После окончания прочтения Пассии и проповеди следует продолжение хорового пения, когда звучат слова «Поклоняемся страстям Твоим Христе». Они сопровождаются всеобщим земным поклоном. По завершению богослужения все молящиеся следуют к Распятию с целью преклониться пред ним.

 Такие службы настраивают  прихожан на определенный лад и направляют на путь, необходимый для достижения истинного покаяния и очищения души от грешных и недобрых мыслей. Это столь же важно, как и очищение путем воздержания от пищи, а также является подготовительным мероприятием к Пасхе Христовой. Молящиеся очищают душу и обретают спокойствие, приближаясь  духовно к Господу.  Претерпевая лишения и  воздержание, люди, следующие по пути Господа, приближаются и возносятся выше и ближе к Нему, тем самым не цепляясь за бренные нужды, осознавая всю важность мира и душевных ценностей (моральное превыше материального), стараясь максимально искупить  греховные действия и мысли. Чем больше испытаний претерпевает человек при жизни, тем больше очищается он духовно перед Господом и тем счастливее и чище будет его душа после упокоения.

https://religiya.temaretik.com

*
   Отправить статью как PDF