Пассия о Страдании и Испытаниях Христа.
07 апреля на воскресной, вечерней службе состоялось очередное, второе Богослужение с чином Пассии. Это Богослужение за воскресной Пассией, включило в себя вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым, отрывка из Евангелия, повествующего о Страданиях (Страстях) Христа, и соответствующую проповедь.
Ещё две состоятся службы с чином “Пассия” – 14 и 21 апреля 2024.
“Пассия”, как известно, переводится с латинского как “страдание”, а в переводе с церковнославянского – “страсть” и это особое богослужение, имеющие важное значение – своеобразная последовательность песнопений о Страдании и Испытаниях Христа.
Прихожане с благоговением подходили поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который был вынесен на середину храма.
Па́ссия – (лат. «страдание») – неуставное богослужебное последование, которое сосредоточено на Страданиях Христа. Как правило, совершается в некоторых храмах Великим постом вечером четырёх воскресных дней.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Пассия служится четыре раза за год, и именно в период великопостного богослужения: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, вечером. В период прочтения каждой из Пассий произносятся главы из Евангелия, которые просвещают прихожан о Христе и страданиях Его. При последованиях Пассий верующие традиционно стоят с зажженными свечами. По завершению службы молящиеся поклоняются Распятию и Кресту Христову, которые располагаются посредине храма.
- На первой Пассии читаются двадцать шестой и двадцать седьмой главы от Матфея.
- На второй Пассии – четырнадцатая и пятнадцатая главы от Марка.
- При совершении третьей Пассии произносятся главы от Луки: двадцать вторая и двадцать третья.
- Четвертая пассия включает прочтение восемнадцатой и девятнадцатой глав от Иоанна.
Для проведения богослужения в центре храма помещается Распятие, напротив него устанавливают зажженные свечи. Также в середину помещается Евангелие. К распятию верующие прикладываются по окончанию богослужения и в самом его начале. Очень важно, чтобы чтение молитв начинал настоятель храма. Он проводит служение первой Пассии, после чего служение продолжают священники в зависимости от чина. Молящиеся стоят, склонившись на колени, держа в руках свечи. Благодатная тишина оказывает определенное влияние и делает сопричастным каждого находящегося в этой атмосфере человека. Первоначально слушаются пения текстов хора, а уже после переходят к прочтению определенных отрывков священного сказания.
Также на Пассии произносятся трогательные тексты, которые включаются в богослужение, проводимое в Великую Пятницу – день телесной смерти Господа.
Обязательным является прочтение проповеди батюшкой, которая посвящена Великой и Страшной, Спасительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа. Произнесение проповеди молящимися слушается с особым чувством, нередко проповедь приводит к яркому проявлению эмоций у людей, на глазах появляются слезы. Воспеваемые тексты вызывают у слушателей глубокие душевные переживания и способствуют сопереживанию Господу.
После окончания прочтения Пассии и проповеди следует продолжение хорового пения, когда звучат слова «Поклоняемся страстям Твоим Христе». Они сопровождаются всеобщим земным поклоном. По завершению богослужения все молящиеся следуют к Распятию с целью преклониться пред ним.
Такие службы настраивают прихожан на определенный лад и направляют на путь, необходимый для достижения истинного покаяния и очищения души от грешных и недобрых мыслей. Это столь же важно, как и очищение путем воздержания от пищи, а также является подготовительным мероприятием к Пасхе Христовой. Молящиеся очищают душу и обретают спокойствие, приближаясь духовно к Господу. Претерпевая лишения и воздержание, люди, следующие по пути Господа, приближаются и возносятся выше и ближе к Нему, тем самым не цепляясь за бренные нужды, осознавая всю важность мира и душевных ценностей (моральное превыше материального), стараясь максимально искупить греховные действия и мысли. Чем больше испытаний претерпевает человек при жизни, тем больше очищается он духовно перед Господом и тем счастливее и чище будет его душа после упокоения.
https://religiya.temaretik.com *