Источник мудрости духовной

О первой в своей жизни иконе я уже писала. А теперь речь пойдет о первых духовных книгах. С чего началось мое приобщение к этому кладезю духовной мудрости? Сначала вспомнился мне святитель Феофан Затворник, потом книги из епархиальной библиотеки. Но оказалось, что первую духовную книгу я прочитала еще до вхождения в Церковь. Это было в знаменательном для меня 2000 – м году. Моя близкая знакомая ( ныне сестра во Христе)  Л. предложила мне для чтения книгу «Три встречи». Помнится, читала я ее несколько месяцев. И не по причине сильной занятости. Какой-нибудь светский роман я могла прочитать за несколько дней и меньше. Не скажу, что было совсем неинтересно. Отдельные моменты впечатляли, но … не захватывало. Л. иногда спрашивала, как идет чтение, сама с умилением вспоминала какие-то эпизоды. Я вежливо мямлила что-то в ответ, испытывая при этом неловкость и от того, что я так долго читаю, и от того, что не могу разделить ее восторженные отзывы. Наконец я вздохнула с облегчением: чтение было завершено, можно со спокойной совестью отдать книгу Л.

Через несколько месяцев в моей жизни произошли события, после которых я стала посещать церковные службы. Много было непонятного. Правильнее сказать: я обнаружила свою полную некомпетентность в вопросах церковной жизни. И как приобрести познания в этой новой сфере жизни, не знала. Что-то спрашивала у той же Л., да и только. Но помощь Божия не замедлила явиться. Придя на день рождения к близкой подруге, я увидела на полочках много разных иконок, красочных и блестящих. Подруга была верующим человеком, пожалуй, уже воцерковленной. Я с уважением относилась к ее вере, была крестной дочери, теперь и сама посещала храм, но такого количества иконок в квартире увидеть не ожидала. Рассматривая их, я обнаружила на полочке книжечки, преимущественно брошюрки, тематика которых меня очень заинтересовала. Об исповеди и причастии, о домашней молитве и много другого, мне на тот момент очень нужного. Оказывается обо всем ЭТОМ можно прочитать! Я чувствовала себя так, как будто бы получила неожиданный прекрасный подарок. Конечно, с позволения подруги я отобрала себе штук пять-шесть книжечек и погрузилась в чтение. Это было самое интересное занятие за последние месяцы, не сказать больше. Подруга подсказала, где можно купить подобную литературу, а также посоветовала записаться в епархиальную библиотеку. Буквально через день-два я приобрела подобные брошюрки в иконной лавке Витебского духовного училища. И стала готовиться к исповеди и причастию.

Второй этап моего приобщения к духовному чтению был связан с епархиальной библиотекой (теперь библиотека духовной семинарии). Низкий поклон тогдашним библиотекарям: Алле Григорьевне и Светлане Александровне. Они помогли сориентироваться в нужном направлении, проявляли терпение и мудрость. Помню, как я заявилась в библиотеку и потребовала выдавать мне духовную литературу в СИСТЕМЕ. Светлана Александровна несколько разволновалась от такого напора, но сдержалась, тактично предложила обратиться к батюшке, а пока вручила мне Пролог и тоненькую книжечку святителя Вениамина Федченкова о делателях Иисусовой молитвы. Это было именно то, в чем нуждалась моя душа на тот момент! Короткие поучительные истории, размещенные в Прологе, осветили весь спектр христианских добродетелей, к обретению которых должен стремиться каждый христианин и показали неприглядность противоположных им греховных страстей. Из книжечки святителя Вениамина Федченкова я впервые узнала об Иисусовой молитвы и о важности молитвы в жизни христианина вообще. Читая эти небольшие истории, я явно ощутила отличие мудрости духовной от мудрости века сего. Теме молитвы были посвящены и следующие, приобретенные мною книги Феофана Затворника и Антония Сурожского. Они оказали большую помощь в моем духовном становлении. Постепенно моя библиотека пополнялась новыми книгами, среди которых были Лествица прп. Иоанна Лествечника, книга поучений Аввы Дорофея и другие, подобные им серьезные книги. Признаюсь, не все я прочитывала полностью. Были книги, к чтению которых я не была подготовлена в начальный мой период. Например, книгу того же святителя Феофана Затворника, так любимого мною, не удалось одолеть. Когда я пожаловалась на это своей подруге, та сказала, что «духовных младенцев надо питать духовным млеком, а не твердой пищей». Показателен в этом отношении и пример с упомянутой в начале книгой «Три встречи». Я перечитала ее два-три года спустя со слезами на глазах. Это было совсем другое прочтение. Вот, что значит, душа созрела, доросла. И еще вспоминается один поучительный момент. Как-то после исповеди я попросила батюшку (одного из тогдашних священников нашего храма) посоветовать, что мне почитать в посту, какую-нибудь полезную книгу. На что батюшка ответил: «Да, я знаю такую Книгу. Евангелие называется». И это тоже был для меня важный урок. Потому что за обилием и разнообразием духовных книг, мы порой устраняемся от главного: чтения Священного Писания.

И вот еще, какие уроки я вынесла для себя в те первые годы моего воцерковления. Во-первых (и во-вторых и в третьих) – читать!. Во-вторых – читать, советуясь с духовно опытными людьми, прежде всего с священнослужителями.С другой стороны,   не стоит слушать всех подряд знакомых и незнакомых людей, навязывающих свое мнение. Выбрав книгу, читать последовательно от начала до конца, хотя бы в небольшом объеме каждый день. Сейчас совсем иное время, нежели в начале двухтысячных. Интернет предоставляет богатейшие возможности в плане чтения. Но тут важно не утонуть в новостном потоке и не заменить полноценное чтение выхватыванием отдельных отрывков, пусть очень  замечательных  и назидательных,  но разрозненных по тематике и содержанию. И,  конечно же надо молиться и при выборе книги и в начале чтения,  и Господь направит наши мысли и чувства в нужном направлении и пошлет нужную книгу.

Прихожанка Людмила

   Отправить статью как PDF